В Смоленске ставят "Стену" Владимира Мединского

Культура
В Смоленске ставят "Стену" Владимира Мединского21 сентября смоленские театралы увидят спектакль, поставленный по роману Владимира Мединского «Стена» к 1150-летию города. Премьера постановки, посвященной одному из самых интригующих периодов российской истории – Смутному времени и героической Смоленской обороне в XVII веке, состоится на главной сценической площадке региона – в драмтеатре. Примечательно, что автором инсценировки «нео-мушкетерского» романа является член правления Смоленской областной организации Союза писателей России, завлит Камерного театра Мария Парамонова. Журналисту «РП» удалось пообщаться с Марией Николаевной и по «кирпичику» разобрать пьесу, положенную в основу предстоящей постановки.
- Идея написать пьесу возникла после прочтения романа, - призналась Мария Николаевна. – Я неожиданно ощутила эмоциональный толчок, послуживший  руководством к действию. Дело в том, что один из главных героев «Стены», Григорий Колдырев, учился мастерству фехтования в Европе. Его учителем был некто Луи де Клермон, сеньор д, Амбруаз, граф де Бюсси. Это имя носил и герой романа Дюма «Графиня де Монсоро».
Прочитала, и будто на машине времени перенеслась в детство! В двенадцать лет я бредила «мушкетерскими романами», а «Графиню де Монсоро» знала практически наизусть. Книги в те времена были в большом дефиците, вот я и решила приобщить подружек к творчеству любимого писателя. Затащила в читальный зал и убедила перечитать полное собрание сочинений Дюма. Мы взахлеб, по очереди проглотили все двенадцать томов…
Мне захотелось, чтобы современные подростки влюбились в многослойную, патриотическую, «мушкетерскую» «Стену», рассказывающую о героической обороне Смоленска в эпоху Смуты. Сегодня только кино и театр способны охватить широкую аудиторию и стимулировать интерес к книге. К счастью, школы еще водят ребят на спектакли, и это прекрасно! Именно поэтому я задумала взяться за инсценировку «Стены», получив разрешение автора.
- Как Владимир Мединский отнесся к тому, что его «Стену» ставят в Смоленске?
- Писать письма первым лицам государства не так уж и сложно, - улыбается Мария Николаевна. – В октябре прошлого года я зашла на официальный сайт министра культуры, нашла его адрес в твиттере и, убедившись, что Мединский сам отвечает на вопросы, написала, что хочу инсценировать роман «Стена» для постановки спектакля к 1150-летию Смоленска. Владимир Ростиславович ответил сразу: «Идея хорошая!» и попросил изложить своему доверенному лицу концепцию инсценировки. Я пояснила, что намерена адаптировать пьесу для возрастной аудитории 12+, взяв за основу сюжетные линии, в центре которых оказывается один из героев книги - двенадцатилетний мальчик Саша. У Саши более счастливая судьба, чем у Григория Колдырева - он не погибнет. И зрители смогут следить за эволюцией мальчика, прошедшего путь от озорного подростка до мужественного защитника Смоленска. Символично, что именно Саше достался меч воеводы Шеина, выпавший из бойницы. Возмужавший Александр с мечом героя в руках, будет присутствовать на церемонии избрания государя Михаила Романова!
Я делаю акцент на той части книги, действие которой происходит в Смоленске. Мне интересна осада города и предшествующие ей события. Спектакль «Стена» начинается с беседы отца Григория со священником Лукианом. Беседа – вводная. Она рассказывает о Григории, который по поручению Посольского приказа  путешествует по Европе. Я сознательно опускаю не менее 200 страниц романа - отразить европейские похождения Колдырева по Европам в одной постановке не представляется возможным! В диалоге отца Григория с Лукианом дан намек о таинственном кладе, которые будут искать герои пьесы, и есть важный посыл – хвала смоленской крепостной стене, построенной на века.
«В романе стена сначала фигурирует как фортификационный объект, не более, чем кирпичная кладка, - пишет Владимир Мединский. - Именно поэтому сначала она выведена в повествовании с маленькой буквы, а в конце книги Стена уже пишется с большой буквы. Стена - главное действующее лицо. Стена в сердце и в умах каждого защитника города и страны. Стена – это люди. Осада смоленской Стены – штурм России, в котором наше государство выстояло».
В этом плане важны монологи архиепископа Сергия о православии, судьбе родины и роли героического Смоленска в российской истории, которые я также включила в драматургическую версию «Стены». В пьесе четко прослеживается хронология событий, нашедшая отражение в книге и соответствующая подлинной летописи. Разумеется, центральное место в инсценировке занимает осада. В финале уцелевшие защитники древнего города встречаются на руинах разграбленного Смоленска и находят брошенные поляками сундуки с сокровищами. И это не золото, а бесценные книги по медицине! Венчание Фрица - друга Григория Колдырева - с Наташей на обломках разрушенного храма - один из самых важных смысловых финальных эпизодов. В момент обряда венчания на сцене появляются души погибших защитников и Белый сокол - символ их героизма и мужества.
Конечно же, мы не сможем обойти вниманием подземную войну и пиротехнические «взрывы» пороховых погребов. Очень хочется увидеть художественное решение сцены, в которой после взрыва разламывается собор, и упавший с купола крест убивает предателя. В храме идет служба, однако православные, озаренные светом чудотворной иконы смоленской богоматери, остаются целыми и невредимыми… Есть, где разыграться фантазии режиссера, художника-постановщика и хореографа!
В пьесе есть важный «затравочный» момент – отшельник, отец Савватий говорит о будущих свершениях Александра. Думаю, что каждый школьник, посмотрев постановку, захочет узнать, что же будет дальше? Для этого нужно взять в руки книгу…
Опыт электронный переписки у Парамоновой есть, и немалый. Однажды Мария Николаевна написала письмо президенту Медведеву, предложив Дмитрию Анатольевичу проект «Сказка Красной поляны», в основу которого легла сказка в стихах Марии Парамоновой «Маша и Медведь. Сказка Красной поляны», написанная в 2006 году. Сегодня очень большой популярностью пользуется туристический проект «Сказочная карта России», на которую нанесены родины персонажей любимых детских сказок. У Деда Мороза есть родина - Великий Устюг, а почему у Маши и Медведя ее нет? Красная поляна близ Сочи как нельзя лучше подходит! Стоит на полянке уютная «берлога», в ней – медведь проводит мастер-классы резьбы по дереву, а Маша вышивает крестиком… Идею проекта, который мог бы разнообразить программу Олимпиады2014, одобрили в министерстве спорта и туризма. К сожалению, – возникли проблемы с финансированием.
- И все-таки, почему спектакль «Стена» ставят в драмтеатре, а не в камерном?
- Я закончила пьесу в январе этого года, согласовав инсценировку с консультантом Владимира Мединского, и предложила поставить спектакль «Стена» на сцене Смоленского камерного театра его художественному руководителю, Николаю Парасичу. Николай Петрович заинтересовался пьесой, однако сказал, что раз постановка масштабная и в ней будет занято много действующих лиц, необходимо серьезное финансирование. Пришлось обратиться за поддержкой в управление культуры администрации г. Смоленска, где мы нашли полное взаимопонимание. Однако обстоятельства сложились иначе… В тот момент у меня вышла книга стихов о материнстве «Млечный путь» с предисловием, которое написала Главный федеральный инспектор по Смоленской области Ольга Окунева. Книга вышла, и я решила подарить автору предисловия несколько экземпляров. Записалась на прием. Ольга Владимировна поинтересовалась моими творческими планами. Я призналась, что готовлю сборник стихов о Смоленске, недавно закончила работу над инсценировкой романа Владимира Мединского «Стена» и мечтаю, чтобы ее поставили к юбилею Смоленска. Передала распечатку Окуневой, а Ольга Владимировна познакомила с ней начальника департамента по культуре и туризму Смоленской области Владислава Кононова…
Так моя пьеса оказалась в драмтеатре.
- Самое главное, чтобы смоляне увидели этот спектакль. Вопрос, где и какие источники финансирования будут задействованы, уже не принципиален.
- Жители нашего города должны узнать о самых трагических и героических днях в истории Смоленска. К сожалению, сегодня многие смоляне не имеют абсолютно никакого представления о Смутном времени и роли Смоленска в становлении российской государственности!
Высказала пожелание, чтобы режиссером постановки назначили Олега Кузьмищева - его спектакли пропитаны русским духом, в них «Русью пахнет». Кстати, мы уже обговорили с Олегом Александровичем один важный нюанс: почему бы не привлечь реконструкторов (например, из клуба «Порубежье»), которые дадут артистам уроки фехтования? В этом случае батальные сцены будут выглядеть болеереалистично!
Идет подготовительный период - художник Светлана Архипова уже две недели работает над сценографией. Единственное, что меня беспокоит, -  предельно сжатые сроки: премьера назначена на 21 сентября.
- Приедет ли на премьеру Владимир Мединский?
- Вполне возможно, если Владимиру Ростиславовичу не помешают непреодолимые обстоятельства – у министров встречи расписаны на полгода вперед.
Не исключено, что в дальнейшем предложу свою пьесу и другим российским театрам – тема постановки «мушкетерских» романов на сцене сегодня востребована, как никогда. Но смоляне увидят «Стену» первыми!







Загрузка комментариев...
Читайте также
сегодня, 14:44

Инцидент произошел сегодня, 19 апреля, на улице 25 Сентября....

сегодня, 15:18
Новости партнеров