Антикризисная комедия смоленского драмтеатра

Культура
БарковскийГде спрятаны деньги? Как перестать ревновать мужа? Кто же тогда скребется по ночам? Что это за экзотический бизнес, и при чем тут Америка?
На эти и другие вопросы отвечает  главный режиссер главной театральной площадки региона, заслуженный деятель искусств Республики Беларусь Виталий Барковский.
Впрочем, в канун Международного дня театра мы беседовали с белорусским авангардистом не только о премьере спектакля «Антикризисная комедия». Захотелось затронуть и более серьезные темы. Выяснить причины кризиса жанров, сотрясающего театральные подмостки. Поговорить о том, что заставляет зрителя уходить с серьезных постановок, «аплодируя» артистам хлопками сидений…
- Пьесе одесского драматурга Александра Марданя четыре года. Мне показалось, что тема, затронутая в ней, актуальна – мы живем в кризисные времена, - говорит Виталий Михайлович. - Пришлось немного поработать с пьесой, убрать побочные линии, не отражающие, по моему мнению, характерные черты нашего времени. Что для меня самое важное? «Антикризисная комедия» дает людям надежду на спасение. Герои постановки пытаются заработать деньги любым путем. «Женят» собачек под марш Мендельсона, открывают секс-шоп. Все без толку! Бизнес прогорает, и предприимчивые неудачники закладывают квартиру. Ситуация патовая, люди сидят на чемоданах и плачут. Как жить дальше? Будущего нет, впереди - нищета. И вдруг  из Америки приходит телеграмма от сестры Зоси, которая выиграла в рулетку два миллиона долларов! Только благодаря поддержке Зоси семья остается на плаву – выкупает квартиру, семейный бизнес идет в гору.
- Заграница нам поможет?
- Для меня смех не так уж и важен. Я делаю акцент на одном из лучших человеческих качеств - взаимовыручке. Если в трудной ситуации тебе никто не протянет руку помощи, спасения нет. В спектакле занята плеяда блистательных актеров - народная артистка России Людмила Сичкарева, Ирина Лисенкова, Анатолий Бибекин, Ольга Федорова,  молодые, очень  талантливые артисты Олег Кудрявцев, Андрей Шанин, Екатерина Максимова и Анастасия Клецова. Приходите на премьеру, скучно не будет!
- Как вы познакомились с драматургом Александром Марданем?
- В Херсоне, на «Этюдах любви». Он был очарован постановкой… Мардань - человек южный, импульсивный и беспокойный. Его превозносит московская элита, спектакли по пьесам этого драматурга с успехом идут на театральных площадках постсоветского пространства. До конца сезона планируем поставить спектакль на военную тематику, а также постановку, приуроченную к юбилею Смоленска.
- Недавно труппа драмтеатра вернулась с гастролей в Тамбове и Липецке. Поделитесь впечатлениями.
- Зрители, воспитанные на традициях русского психологического театра, с  энтузиазмом приняли «Позднюю любовь» по пьесе Островского. Оценил зритель и мою  «Палату бизнес - класса» Коровкина, воздушную и красивую комедию Олега Кузьмищева «Боинг-боинг», нашел интересным и нашего «Щелкунчика».  
Уверен: вы наверняка спросите: «Зачем театру «Антикризисная комедия», в репертуаре комедий и так в избытке?» Странно, но их почему-то все равно не хватает, и я постепенно начинаю приходить к выводу, так ли важно сегодня заниматься глубоким промыслом? Можно пойти традиционным путем и ловить рыбу удочкой, на червя. Хоть мелкая рыбешка, да клюнет! Не хочется обижать артистов пустыми сиденьями в зале. Обидно, но именно по этой причине заслуживающие внимания, требующие глубокого анализа спектакли уходят из репертуара.
- Печально! Театр накрыло волной кризиса?
- Кризис глубокий... Я не про столицу. Про нас. Москва пребывает в постоянном творческом поиске. За этим поиском стоит живая жизнь…
- Что же мешает провинциальному театру заняться поиском новых форм?
- Обрушившийся на человека информационный шквал негатива. Будущее преподносится исключительно в черных красках, нам каждый день говорят, что дальше и жить не стоит. Телеведущие, авторы программ  всерьез рассуждают о… конце света. Абсурд! Сколько людей из-за этой «невинной» медийной шалости спилось, покончило жизнь самоубийством?! Стоит задуматься о Достоевском, Теннеси Уильямсе и Толстом, и у тебя сразу же возникают сомнения: кому это нужно? Кто пойдет смотреть такой спектакль? Глубокий анализ взаимоотношений человека с сегодняшним днем или его прошлым стал невозможен - Достоевский не поспевает за живописной информацией, льющейся с экранов. Вот режиссеру и остается ломать голову: как найти способ откровенно говорить о человеческом ничто? 
- Но ведь Теннеси Уильямс достаточно живописен? Он говорит о сложном простыми словами!
- А что? Планирую поставить «Старый квартал» Уильямса с заслуженной артисткой России Галиной Круть!  
- Есть ли смысл ставить спектакль, который уйдет из репертуара через год?
- Не хочу кривить душой: театр – это фабрика по выпуску спектаклей для удовольствия. Но пытаться прорваться на более высокий интеллектуальный уровень нужно! «Антикризисная комедия» - мой возможно последний увеселительный опыт. 
- Вы говорили о постановках, которые обречены…
- По возможности будем стараться сохранить все спектакли репертуара.
-  А как же «Завтра была война» Бориса Васильева? Ее в репертуаре нет.
- Дети выросли. Хотелось бы набрать талантливую молодежь…
- А драма «Этюды любви», завоевавшая признание на международных фестивалях? Вдруг и ее придется снять? Спектакль очень серьезный, да вот беда: зрителю сложно разобраться в хитросплетениях смыслов этой постановки!
- «Этюды любви» зритель вниманием не жалует… Может, такая же судьба ждет и Теннеси Уильямса. Пришло время  зрелищ, массовое сознание жаждет удовольствий. Люди хотят смешного, легкого, но я все равно буду брать сложный материал для постановок. К тому же сегодня  появились очень мощные драматурги из Петербурга, Москвы и Минска - новая волна, ориентированная на интеллектуального человека и способная утолить голод по современной драматургии. О феномене молодой белорусской пьесы  говорит вся Восточная Европа! Блестяще слышащий и тонко чувствующий повседневные диалоги Константин Стешик, самый обсуждаемый в России драматург Павел Пряжко… В это сложно поверить, но его неоднозначные, пьесы востребованы не только на авангардных площадках, но и на традиционных драматических сценах в провинции. Мне импонирует и выдвинутый в прошлом году на «Золотую маску» 25-летний Дмитрий Богославский.
Провинция имеет свою притягательную силу, но не дарит вдохновения человеку. Да, она дает творцу рупор, возможность выразить свои мысли информационными и изобразительными средствами. Но эти художественные средства привычные, штампованные. Нужен новый театр, ломка старых форм и стереотипов!







Загрузка комментариев...
Читайте также
23 минуты назад
Ранее основатель проекта WarGonzo объявил о запуске новой ру...
52 минуты назад

Инцидент произошел сегодня, 28 марта, в городе Ярцево.

сегодня, 10:55

Глава региона встретился со студентами и обсудил новый нацпроект....

сегодня, 10:29
Новости партнеров