Смоленск: Легенда о Харламове

Культура
ХарламовФильм Николая Лебедева «Легенда №17» - безусловный лидер российского проката. За минувший уик-энд лента с Данилой Козловским в роли советского хоккеиста Валерия Харламова собрала в кинотеатрах около 10 миллионов долларов. Легенда остается легендой...
Картина не блещет каскадом вошедшими в привычку у зрителей псевдо-голливудскими изысками. Несмотря на динамичность и драматизм, фильм вполне укладывается в плоскость биографического повествования, оправдывая режиссерский замысел. Вряд ли есть необходимость создавать патриотическое, по своей сути, кино в духе зрелищного блокбастера – так и идею выхолостишь, выплеснув с экшн - «водой» ребенка…
Динамика событий фильма движется по нарастающей, и ты с замиранием сердца ждешь развязку. Кульминационные сцены легендарного матча суперсерии СССР-Канада, который состоялся 2 сентября 1972 года в Монреале, сняты потрясающе! «Испанский» воробушек Харламов - тореадор на льду, опережает каждое движение «быков» - канадцев. Он в буквальном смысле слова читает мысли горы мускулов - форварда североамериканцев Фила Эспозито, птичкой порхая над льдом и выбивая из-под «копыт» человека-зверя шайбу. Блестящая параллель! Он вновь встретился с мифическим, жаждущим крови быком из своего детства, но Харламова больше не пугает косящий безумный взгляд, мощные, жующие жвачку челюсти. Он шел к этой встрече всю жизнь. Взять реванш, сделать невозможное, нанеся сокрушительное поражение легендарным канадцам. Задвинуть непревзойденных асов хоккея в угол, пусть они, посрамленные непревзойденным мужеством и мастерством советского парня, в отчаянии и стыде крушат бортик ледового поля «рогами и копытами»! 
И – еще одна трогательная параллель, превращающая несложный, биографически-фантазийный фильм в поэзию. На седьмой, провальной минуте матча (счет 2:0 в пользу канадцев) сгорбленный Тарасов (Олег Меньшиков) выходит во двор своего дома. Он больше не в силах наблюдать крушение мечты, о реализации которой, как и Харламов, бредил всю жизнь. Отправленный в отставку тренер  берет в руки прутик и начинает «шаманить» - забивать камешки-«шайбы» в лужи, символизирующие собой «ворота» противника. И происходит чудо – между Тарасовым и «легендой №17» устанавливается астральная связь. Счет выравнивается, лед превращается в арену корриды…
Знаете, что меня действительно удивило? Неожиданный переход зрителей из категории бесстрастных наблюдателей в болельщиков. Сила искусства перенесла людей в тот далекий сентябрь 1972 года, зал «Современника» свистел, бурлил, словно разбуженный улей... Взрывался аплодисментами, когда Харламов-Козловский  стремительно, методично и безошибочно посылал шайбы в ворота канадцев.  Лица зрителей - мокры от слез... У нас БЫЛ хоккей, которым действительно гордились люди. Спорт высоких достижений и высоких целей, а не шоу миллионеров, выродившееся в куплю-продажу «звезд» …  Впрочем, Лебедев уверенными штрихами набрасывает в «Легенде №17» прообраз первых разрушителей советского спорта – партийных боссов, одного из которых блестяще сыграл Владимир Меньшов.
И мы стараемся не обращать внимания на неизбежные киноляпы – атлетическое телосложение и высокий рост Данилы Козловского бросается в глаза  с первого же его момента появления в кадре, хоть актера  и пытаются визуально «уменьшить», сделать щуплым на фоне других игроков. Да и вряд ли Харламов мог растереть канадцев с изувеченной ногой – он получил травму позже. Кино – это иллюзия. Условность и фантазия, не претендующая на математическую достоверность документалистики.  
К режиссерским удачам фильма можно отнести и выбор тандема Козловский-Меньшиков. Ожидаемого актерского перегиба не произошло, харизматичный Меньшиков не перетягивает одеяло на себя, оставаясь в тени Козловского в роли второго плана. Но зато какой роли! Масштабной, «профильной», мощной. Интеллигент Меньшиков на глазах перерождается в циничного, грубого, стального тренера без сантиментов и соплей. Самодура? Нет, человека, который прекрасно знает, чего он хочет добиться от других. Ведь это он выковал Харламова из упрямого, не наделенного ярко-выраженными физическими качествами мальчишки.  Мы видим на экране того самого тренера Анатолия Тарасова, что превратил хоккейный матч в  сражение за Отечество.
Пожалуй, единственная неудача – выбор названия фильма. «Харламов», и точка. Ничего больше объяснять не нужно…







Загрузка комментариев...
Читайте также
27 минут назад
Жулики звонили им под предлогами продления абонентского дого...
сегодня, 21:37
Губернатор Смоленской области на своей странице поблагодарил...
сегодня, 20:31
сегодня, 21:30
Новости партнеров