Марлен Хуциев в Смоленске. Режиссер, у которого есть совесть

Культура
ХуциевМарлена Хуциева называют камертоном истины, неким кинематографическим резервуаром  визуальных знаков, подсознательно всплывающих в процессе творчества над каждой его картиной. К сожалению, фильмов, несмотря на долгую жизнь, у мэтра не так уж и много… Путь, по которому пришлось пройти Хуциеву, был извилист, труден и прихотлив. Независимо от времени, социальной и политической конъюнктуры!  У него никогда не было «благополучных» фильмов – Николая Рыбникова не хотели утверждать на роль в картине «Весна на Заречной улице», «Заставу Ильича» положили на полку, и только потом, спустя время, выпустили в исковерканном, перемонтированном виде, а «Бесконечность» едва не сгинула в бардаке 90-х…
Важно другое: абсолютный слух ни разу не изменял Хуциеву. Он не изменял своей совести, трезво оценивая время чуждым иллюзий, неромантическим и несентиментальным взглядом. В этом году с величайшим трудом – на протяжении восьми лет кинопроизводства катастрофически не хватало средств! – режиссер наконец-то завершил драму «Невечерняя».  На потенциально великий фильм, диалог двух великих русских писателей - Льва Толстого и Антона Чехова, российское государство, спонсоры отказывались давать деньги. Зато та же продюсерская братия щедрой рукой отсыпает пригоршни долларов на «Самоубийц» или  «Тех еще Карлсонов», а зритель жует эту жвачку, тупеет на глазах и… самоубивается. Нравственно.
Итак, по ком сегодня шелестят доллары? Они шелестят по нам.  А Марлен с горькой улыбкой говорит о планах, которым не суждено было сбыться. О так и не снятой картине о Пушкине, о которой исследователь литературы   Виктор Листов когда-то сказал следующее: «…задумав фильм о Пушкине, Хуциев замахнулся на такой масштаб, которого не может выдержать кинематограф… То есть, это была бы картина, которая должна была бы объяснять уже историю человечества».
Нужно ли это нынешнему человечеству?  Вопрос повисает в воздухе…
-  Если говорить о судьбе  картины «Невечерняя», то придется в разговоре затронуть и судьбу современного российского кинематографа, - пожимает плечами Марлен Мартынович. - Я приверженец моей эпохи, моих собратьев по перу. А нынешние режиссеры –  чувствую, что у них другие цели и не могу понять того, что происходит сейчас… Деньги на ту же «Невечернюю» дали с потолка, видимо, кому-то показалось - раз пьеса, которую мы написали вместе с сыном, повествует о двух персонажах, значит, ее производство обойдется дешево. Тем, у кого я пытался найти поддержку, было наплевать на поразительный замысел – историю двух визитов к больным, на поразивший меня факт – Саваоф русской литературы, живой бог пришел навестить молодого Чехова! Проект сложный, постановочный, создание духа, нюансов атмосферы ушедшей эпохи требовало не копеек - немалых денег. Одна оборона Севастополя чего стоит… При советской власти все было иначе, чтобы там не говорили про излишнюю и губительную цензуру. Но ведь был и высочайший профессионализм тех же директоров «Мосфильма»? Работа над фильмом начиналась с заявки, которая скрупулезно рассматривалась дирекцией киностудии, затем - в Госкино, где  не только цензурные требования выдвигались. Госкино выполнял важнейшую функцию всесоюзного продюсера, принимая смету, в которой были подробно расписаны все мельчайшие нужды кинопроизводства. Зная стремление руководящих инстанций урезать, мы чуть-чуть раздували ее, эту смету, зато у нас на руках был  беспроигрышный финансовый проект. А проблем – их не было. Сейчас режиссеру предлагают «крутиться», а для этого, понятное дело, нужно быть оборотистым человеком, но далеко не каждый творец таков по своей натуре. Когда-то я собирался снять фильм о Пушкине... Не получилось.  Помню, как мне однажды устроили свидание с  министром финансов. Как вы думаете, какой вопрос мне сходу задал министр? Он спросил, кто будет играть Пушкина, Наталью Николаевну и Дантеса. Все! Его интересовала только эта ситуация, любовный треугольник, а мне хотелось сделать совсем другую картину, я задался вопросом, что же такое гений? Гений не дается человеку изначально, гений вызревает в нем на протяжении всей жизни… Меня волновал нестандартный ход, интересовал процесс, как гениальный человек превращается в опережающего свое время гения,  и его трагическое, неизбежное столкновение с действительностью. В условиях современного продюсирования такое кино никому не нужно. 
- Несмотря на свое легендарное имя, вы не так уж и много фильмов сняли…
- Давайте оставим в стороне эпитеты «легендарный», «великий». Я вам скажу, почему снял так мало картин за свою жизнь. Скорее всего, не в уничижительном смысле, а в серьезном, я дилетант - в отличие от многих других режиссеров. Я занимаюсь кино, страстно любя это дело, стараясь применить свои профессиональные качества, а не «выкрутить» денег. То, что делаю я, можно сравнить с работой писателя. Задумываю что-то, ищу, нахожу то, что меня волнует. Медленно, вдумчиво и неторопливо иду от замысла к написанию сценария и совершенно не страдаю, что снял так мало фильмов. Конечно, хотелось бы больше.
- Когда в 1963 году в Москву приехал Федерико Феллини с картиной «8 12», которая произвела фурор на III ММКФ,  говорят, что он захотел встретиться именно с вами...
- Меня это поразило! Он захотел встретиться с режиссером, «у которого совесть». Непостижимо! Об этом узнали Алов, Наумов и Тенгиз Абуладзе, меня тут же нашли, и мы встретились. Я видел разных режиссеров, они бывали заносчивыми, высокомерными, но когда мы проводили Феллини до самолета, он поднялся на трап и помахал мне рукой, крикнул: «Чао!», тем самым, показывая, что поддерживает меня…
- Цензура в советские годы. Сегодня – слабая драматургия, отсутствие сценариев… Какими еще болезнями страдает российское кино?
- Наше общество разъедает корысть, стремление любым путем заработать деньги, от этого и теряется острота содержания, возникает формализм. Более того, бесчувственный примитивизм.  Уж не поэтому ли мы с удивлением увидели, что сегодня советское кино стало востребованным?  Что и неудивительно, ведь там были замечательные работы! Вспомните хотя бы пронзительный фильм о гражданской войне «Служили два товарища». Как показана в ней трагедия народа, а?!
Что бы не говорили сейчас о советской эпохе, тогда режиссеры нащупывали серьезные попытки понять время. А что происходит сейчас? Безапелляционное охаивание прошлого вне исторического контекста. Читаю в каком-то из журналов: «…Первая мировая война, а потом произошла катастрофа – власть взяли большевики». А куда делась февральская революция, которая и явилась, по сути, толчком, первопричиной этой катастрофы? Я не буду дискутировать на тему, кто победил в Великой Отечественной – Сталин или народ. Могу сказать одно: без народа Сталин не смог бы победить, и никакой народ – без руководства Сталина. Впрочем, разве намеренное искажение истории происходит впервые? Прошлое и при советской власти оплевывалось. Знаете ли вы, что останки Багратиона вышвырнули из склепа? Потому и рад, что в Красном восстановили памятник Защитникам Отечества 1812 года, разрушенный при Советах. Это, к сожалению, наша черта – оплевывать прошлое, не понимая, что без ниточек,  связывающих нас с ушедшими веками, нет будущего. Настоящее, тем более, будущее, нельзя понять, не осмыслив прошлое. Я не историк, просто делюсь наболевшими, накипевшими во мне мыслями. Пока в нашей стране не научатся оценивать прошлое без конъюнктурных, сиюминутных соображений, ничего хорошего не выйдет.    
- Почему кинофестиваль «Золотой Феникс» практически никогда не показывают по центральному телевидению?
- Этот вопрос не ко мне. Конечно, мне странно, что это так, потому что киносмотр в Смоленске интересен, в первую очередь, зрителям. 
- Каким вам видится будущее достаточно специфического смоленского фестиваля? Совмещение профессии актера и режиссера – это случайность, попытка сэкономить, удовлетворение амбиций или желание идти вперед, расти дальше?
-  Сэкономить на производстве кино невозможно. В принципе, специфика  «Феникса» действительно интересна, но я не хотел бы сужать этот фестиваль тематически - актерское кино могло бы стать страницей более крупного, масштабного киносмотра. «Сталкер» тоже начинал как правозащитный фестиваль с политическим уклоном, но я и тогда был сторонником расширения его тематики, потому что защита прав человека касается не только политической сферы. Право на достойную жизнь также является защитой прав человека. Это мое субъективное мнение, но я все же  предпочел бы, чтобы «Золотой Феникс» стал настоящим КИНОФЕСТИВАЛЕМ. Ну да ладно, праздник кино получился, фестиваль успешен – в Смоленске встречаются творческие люди, они общаются друг с другом, показывают свои работы. Уже хорошо! Тем более что актеров, в отличие от операторов, художников и режиссеров, которые вынуждены оставаться за кадром, зритель любит. Он видит актеров на большом экране и ему интересно посмотреть,  на что же их кумиры способны, как режиссеры?
- Булат Окуджава назвал вас одним из худосочных жителей Арбата…
- Я не жил на Арбате. Жил неподалеку…
- Москва меняется на глазах, ее архитектура становится иной, приобретает современные формы...
- Она не меняется. Уничтожается…







Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 22:33
Жулики звонили им под предлогами продления абонентского дого...
вчера, 21:37
Губернатор Смоленской области на своей странице поблагодарил...
вчера, 21:30
Новости партнеров