Четверг, 18 января 2018 года

Погода -4..-6 С о

"Золотой феникс" в Смоленске: Изображая жертвы. Женский "Такси-блюз"

Культура 14:36, 11 сентября 2012
Два фильма – участника кинофестиваля «Золотой Феникс», две истории, две судьбы. Одна картина получила бриллиантовый Гран-при, вторая так и осталась незамеченной. В первом случае речь идет о драматическом фарсе Авдотьи Смирновой «Кококо» и трагически-«маргинальном» «Дне учителя» Сергея Мокрицкого. 
        Женский «Такси-блюз»
История проста, как замызганный чайник на плите. Встречаются два одиночества, две неприкаянные женские души, которые беспощадная судьба-затейница, вслепую тасующая карты человеческих взаимоотношений,  бросает в объятия друг другу. Причем души эти настолько чуждые, несхожие, абсолютно не имеющие общих точек соприкосновения, насколько чужды могут быть баба-хабалка из глухой провинции и интеллигентная до мозга костей  женщина из Санкт-Петербурга. 
Однако общие точки находятся, и притом довольно быстро. Что издавна людей на Руси? Алкоголь! Достаточно повысить градус, и мягкую, нежную Лизу Воронцову (Анна Михалкова) как магнитом начинает тянуть к разнузданной и бесшабашной, никогда не унывающей Нике (Яна Троянова). Но есть и другая, более важная, чем российский сорокаградусный витамин радости, причина – натура интеллигентки «в седьмом поколении», научного сотрудника Лизы напрочь лишена «витальных» качеств простой «морозоустойчивой» бабы из народа, помогающих той приспособиться и выжить в любой сложной жизненной ситуации. Бедную Лизу покоряет дремучесть Ники, «птицы-блядуницы, которая где посидит, там и нагадит», ее наивность и духовная… невинность, парадоксальным образом сопутствующая физической распущенности. А той невероятно дорога душевная теплота, житейская беззащитность и бытовая безграмотность Воронцовой, ради которой она готова и пол мыть, и мужику морду набить. Но не стоит думать, что бедная Лизанька и впрямь такая уж Белоснежка и нежная фиалка! Ведь именно Лиза, чувствуя вгрызшуюся в гены вину русского интеллигента за прозябающий в невежестве народ,  берет опеку над непутевой и несчастливой по жизни бабенкой, пытаясь устроить ее судьбу – найти работу в Питере. В своих, разумеется, кругах. Оттого-то и называется эта изящная безделушка с легким философским флером, этакий «Такси-блюз» навыворот, блестящий образчик «очень женского кино» «Кококо». Примерно так далекая от высоких архитектурных «штилей» и прочих культурных премудростей Ника интерпретирует в своей речи мудреное слово «барокко».  
Но невозможно синтезировать лед и пламень, симбиоз явно неудачен, хоть и противоположности и тянет друг к другу. Лиза, привыкшая по жизни нести ответственность за тех, кого она приручила, терпит фиаско – она в буквальном смысле слова душит подругу своей любовью!  Прискорбно заканчивается заигрывание интеллигенции с народом, иная простота похуже воровства…  «Не отдавайте меня ей!» - по-звериному вопит Ника в ментовском обезьяннике. Народу – «народово», интеллигенту – «интеллигентово».
Однако отец Дуни Смирновой, Андрей Смирнов (автор фильма «Жила одна баба») считает, что критики перемудрили и напридумывали того, чего нет. А «хвелософия» в картине совсем иная – это… история любви. О чем и пишет сама Авдотья Смирнова: «Это история любви двух душ. Я страшно рада, что это не история мужчины и женщины; здесь нет эротического пыла, все страсти кипят исключительно в душе. Но души не имеют пола (или имеют оба пола), поэтому мне страшно интересно   наблюдать, в каких ситуациях одна становится опорой для другой, а  в каких – наоборот, в каких каждая из них берет ответственность за другую, ведь они постоянно меняются ролями!» 
            Изображая жертвы
Впрочем, искусство тем и хорошо, что каждый человек придумывает свою сказку и вкладывает личный философский смысл в то, что видит на экране. Жаль, что думающих зрителей мало, о чем и пишет кинокритик Андрей Плахов: «современный зритель пребывает в возрасте пятиклассника. Если посчитать, массовому зрителю сегодня не более 12 лет, даже если по возрасту он гораздо старше».
Наверное, именно по этому на «Золотом фениксе» и не получил адекватную оценку «День учителя» Сергея Мокрицкого (операторская работа в картине Кирилла Серебренникова «Изображая жертву»). Физиологичный, пронзительный и шокирующее откровенный фильм о маленьком человеке – Учителе, страдающем в стране пустых и общих мест России, переставшей читать, а значит, мыслить. Режиссер знакомит зрителя с одним из дней русского интеллигента, который запутался в бессмысленных ритуалах, созданных им самим, совершенно потерялся в вакууме митингов, выборов и бесконечной лжи, серой пустоте циничного быта. Фильм – своеобразный римейк на работу поляка Марека Котерского «День психа» («День зверя»). Однако русский интеллигент в корне отличается от польского – наш будет пить, страдать, закидываться аминазином, рефлексировать и пытаться изменить мир. Увы, за что бы он ни взялся, все валится из рук: несмотря на глубинное знание литературы, попытка написать детективный роман заканчивается крахом.
 Жанр картины определить довольно сложно, в режиссерско-операторском «винегрете» чего только не намешано – репортаж, черно-белый нуар, психоделические интермедии и компьютерные спецэффекты, присутствуют элементы комедии и социальной драмы, снятой крупным планом. И – личной трагедии забитого жизнью человека, который грезит об утраченной любви. 
В кино возможно все – Учитель (Анатолий Кот), всерьез задумавшийся о необходимости закончить весь этот балаган, встречает свою Музу…
…А Сергей Мокрицкий остается без приза «Золотого Феникса», надеется показать свой фильм на «Первом канале» в «Закрытом показе».


Загрузка комментариев...
Читайте также
В Смоленской области «Калина» попала в жесткую аварию
вчера, 23:25
Дорожный инцидент случился вечером 17 января в Кардымовском ...
Какой штраф грозит смолянам, которые отказываются принимать новые купюры
вчера, 23:30
Роспотребнадзор напомнил продавцам о штрафах за отказ приним...
Смолянка "при должности" пыталась совратить белорусского стриптизера
вчера, 21:58
Об этом стриптизер с десятилетним стажем Дмитрий рассказал l...
В Смоленской области открылся избирательный штаб Владимира Путина
вчера, 18:15
В Смоленской области открылся избирательный штаб кандидата в...
  1. Если бы вы на улице увидели валяющийся кошелек, то чтобы сделали?
    1. Не стал (а) бы вообще его поднимать, это может быть опасно. - 1 (100%)
       
    2. Попытался (ась) бы найти его владельца, чтобы вернуть. - 0 (0%)
       
    3. Взял бы все себе, денег не хватает. Как говорится: что упало, то пропало. - 0 (0%)