"Смоленский ковчег": Скотобойня с… «человеческим" лицом

Культура

Ковчег...На сцене среди кусков окровавленной плоти мечется маленькая женщина в черном. Она то плачет, то смеется, вздымая руки к небу.  Ее взгляд безумен, а исступленные, отчаянные вопли, постепенно переходящие в хрип,  не слышит ни безучастный к страданиям бедняков Бог, ни «мясные короли», которым тем более нет дела до голодных «муравьев», ползающих по арене скотобойни. Главное – деньги. Нажива любой ценой… А Бог – фигура условная. Бездушная деревяшка в терновом венце, валяющаяся под ногами у сильных мира сего, и не способная помочь истово верующей в Высшую силу современной Иоанне Д, Арк – героине Бертольта Брехта. Защитнице расстрелянных рабочих-мясников. 
Гуманизма – нет. Есть голод. Есть одуряющий, щекочущий ноздри аромат тушенки и слегка поджаренного говяжьего бифштекса, постепенно окутывающий зрительный зал. И – вращающийся вокруг своей оси человеческий скелет на проекционном экране, символизирующий собой духовное и физическое истощение, доведенное до совершенства.   Критический реализм спектакля «Святая Иоанна мясников» участника фестиваля «Смоленский ковчег» Ярека Тумидайского шокирует зрителя набором приемов «ниже пояса».

 Поэтический язык постановки мрачен и груб, как наждак, сдирающий с сердца наросшую за годы коросту безразличия к проблемам окружающего мира. Коросту равнодушия к человеку, к его страданиям.  После просмотра «Иоанны» вы начнете существовать в иной системе координат в том случае, если способны чувствовать. Если ваши нервы обострены до предела, и вас выворачивает от звериной кровожадности мирового устройства. От всех этих циничных деловых игр со Смертью, неизбежно приводящих к гибели души. Да разве в груде мяса, разделанного ножом мясника, может быть душа?..
…Знаете, что будет, если терновый венец Иисуса Христа смыть в унитазе? Из отхожего места польется кровь. 
                                        Польский шок
Ярославу Тумидайскому  28 лет. Режиссер  закончил Высшую театральную школу в Кракове в 2005 году. Работал в театрах Гданьска и Кракова, сегодня сотрудничает с Театром Новый им. Казимежа Деймака (Лодзь).
Ярослав:
- Постановка Бертольта Брехта «Святая Иоанна мясников» рассказывает о современном мире капитала. Заранее предупреждаю, что  мой спектакль предельно неприятен многим зрителям, привыкшим к рафинированному эстетическому восприятию сценического действа. Спектакль, эпатирующий зрителя, заостряющий его внимание на непопулярных и мало критикуемых сегодня темах. Это -  капитализм, экономический и духовный, нравственный кризис,  деньги.   Может быть, я веду со зрителем упрощенный разговор, выраженный с помощью брутальных театральных средств, но не забывайте, что он основан на тексте социалиста Брехта, а произведения этого автора приобретают  сегодня чрезвычайную актуальность и остроту!  Хочется, чтобы люди задумались, в каком мире мы  живем.
В постановке идет речь о конфронтации мира Большого бизнеса и религиозной организации «Черные шляпы». Иоанна - представительница этого религиозного  общества, она в одиночку вступает в борьбу с  владельцами скотобоен и фабрик, решивших провести массовые сокращения рабочих. Человек против Системы. Жанна Д, Арк XX века. Одна против всех. Безумная женщина, полностью  отвергающая  мировое устройство, в котором мы живем.
 В спектакле противопоставлены две системы ценностей. С одной стороны,   религиозность, этика, мораль, гуманизм, с другой – деньги и власть, которые сегодня решают все. Нетрудно предположить, что пессимистический финал неизбежен! Противостояние двух миров приводит к полному уничтожению Иоанны как человека, представителя гуманистических ценностей. Революционные попытки моей героини изменить существующее положение вещей абсолютно бесплодны, в них нет никакого смысла.
Я ставлю перед зрителем вопрос, и мне совершенно необязательно сразу же получить на него  ответ. Но вопрос этот очень важный: что мы хотим выбрать?  Торжество  гуманизма, любовь к человеку,  правду и сострадание, или комфорт, личную выгоду, деньги? Мы же все стремимся к достатку, благополучию, обеспеченной жизни?! Парадоксально, но  судьба самоотверженной Иоанны кажется публике совершенно не притягательной и не вызывает симпатии со стороны обывателя, уже сделавшего свой выбор в пользу «капитализма с человеческим лицом».
                                 Евро-революция «левого» театра
- В чем секрет мировой популярности современного польского театра?

Здислав Яскула, режиссер, директор Театра Новый им. Казимежа Деймака, автор театральных постановок, актерских песен, поэт, литературный критик, переводчик, общественный деятель, вице-президент Лодзьского отделения Союза польских писателей, преподаватель в Институте театра, телевидения и кино Лодзи:
- Польский театр всегда отличался от театра западного, в частности, европейского сценического искусства стремлением к эксперименту и поиску новых изобразительных  средств, обостренным желанием говорить об общечеловеческих ценностях - морали, эстетике, этике. Именно поэтому он всегда вызывает колоссальный интерес у критиков  и зрителей. Вокруг польского театра в Европе (и Россия не исключение) сегодня возник настоящий театральный бум! 
Ярек – из поколения молодых актеров и режиссеров,  талантливых, ярких, выбравших в театре критическое направление. Их интересуют животрепещущие и острые для Польши вопросы – общественные, политические и экономические проблемы, а также субъективные аспекты – внутренний, нравственный конфликт, происходящий в душе человека. В последнее время молодой польский театр на периферии, вдали от больших городов, таких, как Варшава и Краков,  ведет серьезную дискуссию на тему «кто я?», и все чаще говорит о проблемах  своей личной  вины,  совершенных в прошлом ошибок в исторических масштабах, проблем антисемитизма, национализма и ксенофобии в целом. И нужно признать, что работы 30-летних режиссеров имеют ошеломительный успех! У них больше свободы в самовыражении, они ставят шокирующие, сильные спектакли, совершив настоящую революцию в театральном искусстве. И не случайно в репертуаре театра Новый очень много спектаклей по произведениям левых писателей и драматургов – Бертольта Брехта, Дарио Фо.  Современные польские режиссеры вкладывают в понятие «капитализм с человеческим лицом» совсем другой смысл. Они отбрасывают в сторону коммунистическую идеологию и хотят человечности, гуманизма.  Казалось бы, зачем Яреку лишний раз говорить о том, что и так понятно? Нет, он хочет еще раз заострить внимание на  проблеме крушении общечеловеческих ценностей в современном ему мире.
            Актуальное искусство для пресыщенного зрителя
Ярослав Тумидайский:
- Здислав дает мне возможность экспериментировать. Я делаю, что хочу, сознательно отрицая развлекательный аспект  в своем творчестве, ставлю глубокие  постановки. У каждой из них свой почерк и стиль.   Мне хочется говорить со зрителем о серьезных проблемах, хотя и даю себе отчет, что большинство стремится к развлечениям. Но ведь есть среди нас  малый процент тех, кому все-таки нужно  настоящее искусство!
Здислав Яскула:
- Спектакль «Святая Иоанна мясников» интересен еще и тем, что он идеально подходит для российского зрителя. Мы хотим, чтобы вы критически посмотрели на капитализм нашими глазами. Поляки не воспринимают капитализм как абсолютное счастье. Молодое поколение режиссеров внесло кардинальные изменения в польский театр, в саму систему координат его существования. Эта постановка  наглядно демонстрирует, что нового произошло на наших подмостках, а значит, и в общественной жизни Польши. Несмотря на то, что в спектакле есть острые психологические  моменты, его основополагающим элементом является форма - самое главное выразительное средство, воздействующее на сознание.  «Святая Иоанна мясников»   позволяет показать новые технологии, придающие действию сверхактуальность и максимальную реалистичность.
 Фрагменты документального или игрового фильма, демонстрируемые  на современных средствах масс-медиа, очевидные цитаты из кино (актер играет Джокера, персонажа из комикса «Бэтмен»,  и мы сразу понимаем, что перед нами злой шут), современная музыка стали значимыми визуальными элементами сценографии. Кроме того, молодые режиссеры, такие, как Ярослав Тумидайский, уже больше не требуют от актера игры, хотят добиться максимальной реалистичности, правды.   «Святая Иоанна мясников»  - стояла сложная задача - сделать такой товар, чтобы зритель, до отрыжки наевшийся скачанными из Сети фильмами, спектаклями, текстами,  пришел в театр и  увидел новое театральное искусство, взятое из эпицентра мира!
… Финал постановки потрясает пробирающей до печенок энергетикой и трагизмом. Финальная сцена – ритуальное жертвоприношение Иоанны. Белое женское  тело безвольно свисает с разделочного стола.  «Мясной король» взмахивает ножом, и белое окрашивается красным. По хрупким шейным позвонкам сбегают струйки крови. На капиталистической «скотобойне» нет места гуманизму и любви…
P.S. III Международный театральный фестиваль «Смоленский ковчег» проводится в рамках подготовки к 1150-летию Смоленска.

Победители III Международного театрального фестиваля «Смоленский ковчег»
«Лучшая женская роль второго плана» - заслуженная артистка Российской Федерации Татьяна Никитина, роль Марфы Игнатьевны Кабановой в спектакле «Гроза» А. Н. Островского, Костромской государственный драматический театр имени А. Н. Островского».
«Лучшая мужская роль второго плана» - артист Сергей Дубровский, роль Люсьена в спектакле «Нас обвенчает прилив» Ж. Ануй, Мичуринский драматический театр.
«Лучшая женская роль первого плана» - Шарлотта Гринфьорд Седерблод, роль в спектакле «Mary Kingsley» («Мэри Кингсли»), Teaтр Albatross (Sweden, Atran).
 «Лучшая мужская роль первого плана» - заслуженный артист республики Беларусь Виктор Чепелев, роль графа Альмавира в спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше, Заслуженный коллектив Республики Беларусь «Гомельский областной драматический театр» (Беларусь,  Гомель).
«Лучшая сценография» -  Мирек Качмарек, спектакль «Swieta Joanna szlachtuzow» («Святая Йоанна Шлахтузов»),  Teatеr Nowy im. Kazimierza Dejmka w Lodzi (Польша, Лодзь).
«Лучшая режиссура» - Сергей Кузьмич, спектакль «Гроза» А. Н. Островского, Костромской государственный драматический театр имени А. Н. Островского.
ГРАН-ПРИ фестиваля - спектакль «Этюды любви» Е. Поповой Смоленского государственного драматического театра имени А. С. Грибоедова.
Специальные призы фестиваля
- в номинации «За острую социальность и неравнодушие к проблемам современного мира» отмечен Teater Albatross (Sweden, Atran,) (Театр Альбатрос, Швеция, Этран).
- в номинации «За очарование и юмор в исполнении классической роли» отмечен артист Григорий Журавлев за роль Керубино в спектакле «Безумный день, или Женитьба Фигаро» П. Бомарше, Заслуженный коллектив Республики Беларусь «Гомельский областной драматический театр» (Беларусь, г. Гомель).
- в номинации «За убедительное воплощение опасности предъявленного социального типа»  награжден артист Олег Кузьмищев за роль Огольянца в спектакле «Этюды любви» Е. Поповой, Смоленский государственный драматический театр имени А. С. Грибоедова.
 «Приз зрительских симпатий -  спектакль «Если любишь – найди» А. Плетнева, Т. Борисовой Калужского ордена Трудового Красного Знамени областного драматического театра.
Приз руководителя проекта фестиваля - спектакль «Моя жена – лгунья» В. Ильин, В. Лукашов, Заслуженный коллектив Республики Беларусь «Белорусский государственный академический музыкальный театр» (Беларусь, г. Минск).

 
 
 







Загрузка комментариев...
Читайте также
30 минут назад
сегодня, 14:58
В соцсети сообщают, что байкера бил таксист.
сегодня, 14:17
Глава региона прокомментировал происходящее в Кардымовском р...
сегодня, 13:35
В преддверии национального Дня донора в России смоленские мо...
Новости партнеров