В Смоленске театральный бум – в эти дни в областном центре проходит III Международный фестиваль «Смоленский ковчег». Конкурсная программа фестиваля предельно насыщенная – на Малой и Большой сценах главной театральной площадки Смоленщины дают постановки коллективов из России, Республики Беларусь, Украины, Польши и Швеции. Спектакли идут с аншлагами, почти все билеты проданы!
Но фестиваль нужен не только изголодавшейся по современному театральному искусству публике, но и самим организаторам действа и его участникам. «Разношерстный» во всех смыслах «Смоленский ковчег» - прекрасный повод пообщаться, обсудить проблемы, наметить перспективы дальнейшего сотрудничества.
Александр Вислов, старший научный сотрудник отдела театра Государственного института искусствознания, педагог, руководитель курса Российского университета театрального искусства – ГИТИС, член экспертного совета Национальной театральной премии «Золотая маска», председатель жюри III Международного театрального фестиваля «Смоленский ковчег» (Россия, г. Москва):
- Сегодня в России полыхает настоящий фестивальный пожар – едва ли не в каждом областном центре проводится театральный смотр. Иногда начинает казаться, что таких мероприятий чересчур много, поскольку есть фестивали, организованные по принципу «друзья и родственники Кролика». Про них даже и говорить не хочется – у театрального движения есть и отрицательные стороны. Но меня радует, что «Смоленский ковчег» не имеет к этой конъюнктуре никакого отношения. Хороший вкус – один из показателей грамотного, придуманного театрального форума. Третьему по счету «Смоленскому ковчегу» тон и стиль задает Северо-Западный театр, который мы очень плохо знаем и не имеем особого представления, какие процессы происходят на подмостках России, Украины, Белоруссии, Балтии и Европы. Мы судим о происходящем по отголоскам, которые порой доносятся оттуда. «Смоленский ковчег» усилит эти отголоски, поможет зрителю увидеть интересные работы российских коллективов, познакомиться с экспериментами зарубежных гостей.
На мой взгляд, польский - наиболее мощный, динамично развивающийся и самый интересный в Европе театр. В этом году мы увидим постановку Театра «Новый» из Лодзи, два спектакля шведского коллектива. Хочется надеяться, что в следующий раз к смоленскому фестивалю «прирастут» страны Балтии, тогда и в Смоленске образуется уникальное театральное пространство, на котором в течение недели можно будет увидеть массу постановок, в том числе, и европейского класса.
Смоленск – удивительная точка на карте! Несколько столетий назад поляки, литвины, представители других народов пытались отвоевывать у смолян эти земли, а теперь сражаются друг с другом на театральной арене. Театральный форум в Смоленске весьма любопытное явление и в этом смысле. Кроме того, фестивалю задано очень необычное направление. Он действительно похож на Ноев ковчег, собравший спектакли разных стилей и уровней, это и современная драматургия, классика и авангард. Фестиваль полностью отвечает своему названию - на «Смоленском ковчеге» «каждой твари по паре»!
Интересный нюанс: согласно социологическим исследованиям, в России существуют три основных категории посетителей театров - девушки до первого замужества, женщины после первого развода и дамы, потерявшие мужа. Театральные форумы способствуют обновлению зрителя – в зал приходят новые люди, и многие из них, даже если не были раньше поклонниками этого вида искусства, непременно подумают: «А что, если посмотреть постановку из репертуара театра, побывать на премьере?» Вот и еще одна значимая функция фестиваля «Смоленский ковчег».
Виталий Барковский, главный режиссер Смоленского государственного драматического театра, заслуженный деятель искусств Республики Беларусь:
- Не только мы осваиваем театральное пространство, еще не изведанное для нас, но и… пространство осваивает нас. Я говорю о некоторых таинственных коллективах, которые сегодня появились на нашем фестивале. Поймите, если создать действительно крутой авангардный фестиваль, у большинства зрителей может произойти отторжение - в провинции сложно давать экспериментальные спектакли, поэтому нам приходится вносить некоторые коррективы, и, учитывая интересы публики, давать авангард дозировано. Поэтому хочу заранее предупредить, что поляки и шведы привезут несколько другой театр, к которому привыкли смоляне, - условный, философский, с более фундаментальной образной палитрой и объемом мыслей.
Александр Петрович, директор Белорусского государственного академического музыкального театра (Республика Беларусь, г. Минск):
- Благодаря «Смоленскому ковчегу» мы вступаем в новую для нашего молодого театра эру – эру международного театрального движения, впервые принимая участие в фестивале драматических театров. К сожалению, даже в бытность СССР не существовало опереточного фестиваля, участником которого мог стать театр музыкальной комедии... Все течет, все меняется. Год назад приехали в Смоленск на обменные гастроли, понравились зрителю, обсудили возможные перспективы приглашения на «Смоленский ковчег». В результате в репертуаре театра появился спектакль «Моя жена – лгунья», который вполне можно отнести к драматическому жанру. В конце мая мы снова обменяемся площадками, с удовольствием примем смоленскую труппу в Минске, а вашему зрителю покажем три музыкальные постановки. Из них наиболее интересны «Сильва», поставленная в европейском стиле, и эксцентричный балет «12 стульев» Геннадия Гладкова.
Андрей Москвин, доцент Варшавского университета, кандидат филологических наук, театральный критик, переводчик (Польша, г. Варшава):
- Мне нравится идея использовать фестиваль «Смоленский ковчег» как форму сотрудничества между театрами, способствующую решению общих творческих проблем и задач. Проблем в театральной сфере множество, и одна из них – проблема существования, выживания провинциального театра на пороге третьего тысячелетия, отношения театра и зрителя.
Валентина Роговская, заслуженный деятель культуры Республики Беларусь (Беларусь, г. Гомель):
- Присоединяюсь к мнению Андрея Москвина. «Смоленский ковчег» - это не только фестиваль для зрителей, но и форум работников театра. Мы встречаемся, общаемся с критиками и журналистами, узнаем, чем живут и дышат театры на всем постсоветском пространстве.
Людмила Судовская, директор Смоленского государственного драматического театра им. А.С. Грибоедова, заслуженный работник культуры России:
- Желающих принять участие в фестивале было очень много. Нам приходилось отказывать даже самым лучшим друзьям, потому что театр физически не сможет показать в течение недели работы всех потенциальных участников (речь идет о премьерах последних двух лет), мы и так даем по два спектакля в день! Конечно же, администрация театра старалась пригласить коллективы, которые еще не приезжали на фестиваль в Смоленске, например, Кострому и Псков. Жаль, что из-за проблем с таможней к нам не смогли приехать коллективы из Киева (Украина) и Эстонии…
Борис Тух, театральный и литературный критик, член Союза театральных деятелей Эстонии, лауреат Союза писателей Эстонии, член Эстонского отделения ФИПРЕССИ, автор и переводчик, преподаватель учебной студии Русского театра Эстонии:
- Эстонская труппа не смогла пересечь границу из-за проблем с бутафорским оружием, точной копии американского револьвера системы Кольта, пистолета «писмейкер», что означает «миротворец». Очень страшная история… Хотя было бы вполне достаточно лишь небольшого усилия Министерства культуры Эстонии, которое, к сожалению, не пошло актерам навстречу.
Программа «Смоленского ковчега» все время расширяется, и я не теряю надежды, что участником четвертого фестиваля станет один из эстонских театров. Проблема еще и в том, северяне – люди спокойные, обстоятельные и заранее планируют свои поездки. Их нужно заранее предупреждать, чтобы они нашли в своем графике «окно».
В свое время в Эстонии была очень мощной традиция реалистического психологического театра, и она сохраняется до сих пор. Но сейчас у нас появились близкие к авангарду коллективы. Например, замечательный социальный театр №099, прославившийся постановкой «Взлет и падение Эстонии», в которой режиссер камня на камне не оставил от политики правительства. У спектакля весьма интересная форма: актеры начинают играть в огромном зале на 2 тысячи 200 мест, затем удаляются, и вниманию зрителей и представляют трансляцию актерской игры он-лайн. Постановка имела колоссальный успех, единственный ее минус в том, что она абсолютно нетранспортабельна. Как видите, в Эстонии происходят очень интересные вещи!
Надежда Деверилина, заслуженный работник культуры РФ, член президиума Смоленского отделения Фонда мира, член Союза Журналистов РФ (Россия, г. Смоленск):
- Общение, которое складывается во время работы жюри, не прерывается с завершением фестиваля «Смоленский ковчег». Мы продолжаем переписываться, поддерживаем друг друга в нашем культурном сообществе, создаем новые проекты, отдавая себе отчет, что такие форумы позволяют зрителю познакомиться с достижениями российского и зарубежного театрального искусства.
Но фестиваль нужен не только изголодавшейся по современному театральному искусству публике, но и самим организаторам действа и его участникам. «Разношерстный» во всех смыслах «Смоленский ковчег» - прекрасный повод пообщаться, обсудить проблемы, наметить перспективы дальнейшего сотрудничества.
Александр Вислов, старший научный сотрудник отдела театра Государственного института искусствознания, педагог, руководитель курса Российского университета театрального искусства – ГИТИС, член экспертного совета Национальной театральной премии «Золотая маска», председатель жюри III Международного театрального фестиваля «Смоленский ковчег» (Россия, г. Москва):
- Сегодня в России полыхает настоящий фестивальный пожар – едва ли не в каждом областном центре проводится театральный смотр. Иногда начинает казаться, что таких мероприятий чересчур много, поскольку есть фестивали, организованные по принципу «друзья и родственники Кролика». Про них даже и говорить не хочется – у театрального движения есть и отрицательные стороны. Но меня радует, что «Смоленский ковчег» не имеет к этой конъюнктуре никакого отношения. Хороший вкус – один из показателей грамотного, придуманного театрального форума. Третьему по счету «Смоленскому ковчегу» тон и стиль задает Северо-Западный театр, который мы очень плохо знаем и не имеем особого представления, какие процессы происходят на подмостках России, Украины, Белоруссии, Балтии и Европы. Мы судим о происходящем по отголоскам, которые порой доносятся оттуда. «Смоленский ковчег» усилит эти отголоски, поможет зрителю увидеть интересные работы российских коллективов, познакомиться с экспериментами зарубежных гостей.
На мой взгляд, польский - наиболее мощный, динамично развивающийся и самый интересный в Европе театр. В этом году мы увидим постановку Театра «Новый» из Лодзи, два спектакля шведского коллектива. Хочется надеяться, что в следующий раз к смоленскому фестивалю «прирастут» страны Балтии, тогда и в Смоленске образуется уникальное театральное пространство, на котором в течение недели можно будет увидеть массу постановок, в том числе, и европейского класса.
Смоленск – удивительная точка на карте! Несколько столетий назад поляки, литвины, представители других народов пытались отвоевывать у смолян эти земли, а теперь сражаются друг с другом на театральной арене. Театральный форум в Смоленске весьма любопытное явление и в этом смысле. Кроме того, фестивалю задано очень необычное направление. Он действительно похож на Ноев ковчег, собравший спектакли разных стилей и уровней, это и современная драматургия, классика и авангард. Фестиваль полностью отвечает своему названию - на «Смоленском ковчеге» «каждой твари по паре»!
Интересный нюанс: согласно социологическим исследованиям, в России существуют три основных категории посетителей театров - девушки до первого замужества, женщины после первого развода и дамы, потерявшие мужа. Театральные форумы способствуют обновлению зрителя – в зал приходят новые люди, и многие из них, даже если не были раньше поклонниками этого вида искусства, непременно подумают: «А что, если посмотреть постановку из репертуара театра, побывать на премьере?» Вот и еще одна значимая функция фестиваля «Смоленский ковчег».
Виталий Барковский, главный режиссер Смоленского государственного драматического театра, заслуженный деятель искусств Республики Беларусь:
- Не только мы осваиваем театральное пространство, еще не изведанное для нас, но и… пространство осваивает нас. Я говорю о некоторых таинственных коллективах, которые сегодня появились на нашем фестивале. Поймите, если создать действительно крутой авангардный фестиваль, у большинства зрителей может произойти отторжение - в провинции сложно давать экспериментальные спектакли, поэтому нам приходится вносить некоторые коррективы, и, учитывая интересы публики, давать авангард дозировано. Поэтому хочу заранее предупредить, что поляки и шведы привезут несколько другой театр, к которому привыкли смоляне, - условный, философский, с более фундаментальной образной палитрой и объемом мыслей.
Александр Петрович, директор Белорусского государственного академического музыкального театра (Республика Беларусь, г. Минск):
- Благодаря «Смоленскому ковчегу» мы вступаем в новую для нашего молодого театра эру – эру международного театрального движения, впервые принимая участие в фестивале драматических театров. К сожалению, даже в бытность СССР не существовало опереточного фестиваля, участником которого мог стать театр музыкальной комедии... Все течет, все меняется. Год назад приехали в Смоленск на обменные гастроли, понравились зрителю, обсудили возможные перспективы приглашения на «Смоленский ковчег». В результате в репертуаре театра появился спектакль «Моя жена – лгунья», который вполне можно отнести к драматическому жанру. В конце мая мы снова обменяемся площадками, с удовольствием примем смоленскую труппу в Минске, а вашему зрителю покажем три музыкальные постановки. Из них наиболее интересны «Сильва», поставленная в европейском стиле, и эксцентричный балет «12 стульев» Геннадия Гладкова.
Андрей Москвин, доцент Варшавского университета, кандидат филологических наук, театральный критик, переводчик (Польша, г. Варшава):
- Мне нравится идея использовать фестиваль «Смоленский ковчег» как форму сотрудничества между театрами, способствующую решению общих творческих проблем и задач. Проблем в театральной сфере множество, и одна из них – проблема существования, выживания провинциального театра на пороге третьего тысячелетия, отношения театра и зрителя.
Валентина Роговская, заслуженный деятель культуры Республики Беларусь (Беларусь, г. Гомель):
- Присоединяюсь к мнению Андрея Москвина. «Смоленский ковчег» - это не только фестиваль для зрителей, но и форум работников театра. Мы встречаемся, общаемся с критиками и журналистами, узнаем, чем живут и дышат театры на всем постсоветском пространстве.
Людмила Судовская, директор Смоленского государственного драматического театра им. А.С. Грибоедова, заслуженный работник культуры России:
- Желающих принять участие в фестивале было очень много. Нам приходилось отказывать даже самым лучшим друзьям, потому что театр физически не сможет показать в течение недели работы всех потенциальных участников (речь идет о премьерах последних двух лет), мы и так даем по два спектакля в день! Конечно же, администрация театра старалась пригласить коллективы, которые еще не приезжали на фестиваль в Смоленске, например, Кострому и Псков. Жаль, что из-за проблем с таможней к нам не смогли приехать коллективы из Киева (Украина) и Эстонии…
Борис Тух, театральный и литературный критик, член Союза театральных деятелей Эстонии, лауреат Союза писателей Эстонии, член Эстонского отделения ФИПРЕССИ, автор и переводчик, преподаватель учебной студии Русского театра Эстонии:
- Эстонская труппа не смогла пересечь границу из-за проблем с бутафорским оружием, точной копии американского револьвера системы Кольта, пистолета «писмейкер», что означает «миротворец». Очень страшная история… Хотя было бы вполне достаточно лишь небольшого усилия Министерства культуры Эстонии, которое, к сожалению, не пошло актерам навстречу.
Программа «Смоленского ковчега» все время расширяется, и я не теряю надежды, что участником четвертого фестиваля станет один из эстонских театров. Проблема еще и в том, северяне – люди спокойные, обстоятельные и заранее планируют свои поездки. Их нужно заранее предупреждать, чтобы они нашли в своем графике «окно».
В свое время в Эстонии была очень мощной традиция реалистического психологического театра, и она сохраняется до сих пор. Но сейчас у нас появились близкие к авангарду коллективы. Например, замечательный социальный театр №099, прославившийся постановкой «Взлет и падение Эстонии», в которой режиссер камня на камне не оставил от политики правительства. У спектакля весьма интересная форма: актеры начинают играть в огромном зале на 2 тысячи 200 мест, затем удаляются, и вниманию зрителей и представляют трансляцию актерской игры он-лайн. Постановка имела колоссальный успех, единственный ее минус в том, что она абсолютно нетранспортабельна. Как видите, в Эстонии происходят очень интересные вещи!
Надежда Деверилина, заслуженный работник культуры РФ, член президиума Смоленского отделения Фонда мира, член Союза Журналистов РФ (Россия, г. Смоленск):
- Общение, которое складывается во время работы жюри, не прерывается с завершением фестиваля «Смоленский ковчег». Мы продолжаем переписываться, поддерживаем друг друга в нашем культурном сообществе, создаем новые проекты, отдавая себе отчет, что такие форумы позволяют зрителю познакомиться с достижениями российского и зарубежного театрального искусства.