Диагностика… брака на смоленской сцене

Культура
БарковскийВ конце марта смоленская сцена пополнится еще одной интересной постановкой. Заслуженный артист Республики Беларусь Виктор Чепелев ставит на сцене драмтеатра пьесу Сомерсета Моэма «Верная жена».  «Верная жена» – жесткий диагноз, поставленный Чепелевым отношениям между Мужчиной и Женщиной.  Режиссер попытался вскрыть  природу этих отношений и выяснить, что заставляет человека имитировать Чувства. Любовь. Жизнь.
- Мне не раз приходилось слышать в шумных компаниях и читать в Интернете резкие высказывания, что наш театр ставит слишком много комедий, - признался главный режиссер Смоленского драмтеатра, заслуженный деятель искусств Республики Беларусь Виталий Барковский. - «Вы превратили сцену в прокатную площадку по удовлетворению потребностей публики, совершенно не заботясь о зрителе интеллектуального склада!» Неправда.
В репертуаре драматического театра есть фестивальный спектакль - «Ревизор» Анатолия Ледуховского. Постановка европейского масштаба! Хороша и другая его работа - «Одна абсолютно счастливая деревня». К сожалению, сложные, ассоциативные вещи  не смотрят. Зритель приходит в театр отдохнуть от своих проблем, отвлечься от реалий жизни, до предела насыщенной негативной информацией.  Пойти по пути удовлетворения запросов публики театр заставляет время. Но, поверьте, нам самим становится скучно от бесконечного смеха!  Хотелось бы поразмышлять о месте  уставшего от жизни человека, о том, отчего ему так сложно и  одиноко. Мы хотим найти ответ на вопрос, почему время такое сложное? Я думаю, потому, что жить вхолостую безнравственно. Только активное участие в общественных процессах, потребность постигать жизнь, восторгаться ею, способно созидать человека! 
Именно поэтому режиссер, заслуженный артист Республики Беларусь Виктор Чепелев, известный смоленскому зрителю по спектаклю «Слишком женатый таксист», тоже прислушался к этим невеселым разговорам о «веселом», и предложил: «Давай возьмемся за Моэма. Пусть не думают, что я только комедии ставить умею…».
 Драматургия Сомерсета Моэма – достойная, хотя интерпретации его произведений на сцене большая редкость. Я убежден: спектакль «Верная жена»  необходим зрителю, соскучившемуся по высокохудожественному сценическому исследованию состояния, в котором сейчас пребывают вечные  человеческие ценности: совесть, мораль, нравственность,  сострадание и уважение к другому человеку.  Любовь – соединение двух достойных этого чувства духовных субстанций. Но, как мне кажется, любви предшествует влюбленность, которой свойственна физиологическая природа. В нас неожиданно просыпается животное, мы испытываем томление, идем на запах, не способные преодолеть искушение - нечто, что находится за гранью приличия, и нет никакой возможности справиться с этим притяжением к другому человеку. Потом наваждение проходит, мы устаем от страстей, от необходимости растерзать, сожрать друг друга со всеми потрохами…  Когда тлеющая страсть готова обратиться в пепел, людям нужно договориться, как жить дальше, найти выход из тупика, побороть в себе соблазны и ревность - страшное чувство, толкающее человека на саморазрушение. Зачем нагло врать, мучая друг друга в узаконенном браке? Жить, «как все»,  подменив  истинные мотивы общепринятыми догмами? В отношениях между мужчиной и женщиной компромисса быть не должно!  Пьеса «Верная жена» показалась нам интересной  в плане изучения модели отношений мужчины и женщины, которая  аккумулирует в себе все возникающие между ними противоречия, и проецируется на общество. Ведь общество и есть эти два человека, только во множественном числе. Любые социальные, нравственные катаклизмы начинаются не в социууме, а в отдельно взятом человеке, который пытается защититься от мучающих его страхов.  Он начинает абсолютно серьезно  думать, а стоит ли  ему оплачивать проезд в автобусе? Может, сберечь эти несчастные десять рублей? Разве мужчина, которого заботят подобные  мелочи, способен на большее?! Семья – это мужчина и женщина, плюс пять детей. Безнадежно устаревшая формулировка! Сегодня мужчина, работая на равных с женщиной, не может обеспечить СЕМЬЮ - в привычном, шаблонном  понимании этого слова.  
БарковскийМы каждый день спасаемся от страха нищеты, ограничиваем себя в мелочах, едим картошку с салом, сэкономив копейку ради достижения таких же  мелких целей.  И больше ни о чем не думаем, не можем  отвлечься от бытовых вопросов, удовлетворить свой  эгоизм, что также отрицательно влияет на отношения мужчины и женщины. Моэм не знал таких проблем, в отличие от наших современников, переживающих кризис института семьи.  Человек больше не может быть самим собой, он имитирует интерес к жизни, подменяя нормальные человеческие  отношения… представлением представления о представлении.  Практически каждый из нас находится на сцене, самозабвенно играя в жизнь и показывая ее другим. Мы рождаемся для огромного шоу под названием «жизнь». Но разве этот суррогат является жизнью?! Связь с природой, которая не позволяла человеку скатываться до уровня банального балагана, утрачена, порвана. Ушли те времена, когда крестьянин,  искренний перед собой и Богом,  просил у неба сохранить урожай, чтобы вкусить тот хмельной напиток, который и называется настоящая жизнь…
Почему современник отдается игре с таким штампованным, выверенным временем интересом к имитации? Даже занимаясь любимым делом, мы выполняем заказ. Но разве можно любить по заказу? Сделать… ребенка на заказ?
Мне больно за человека, который скатился до такого состояния. Гораздо честнее быть опустившимся пьяницей, отказавшись от имитации нормального человека, который не живет, а играет. Да вся Европа так существует! Потому и хочется закричать в окно: «Что вы делаете?»  И никто не скажет в ответ: «Имитируем!» Крикнут: «Живем!»
Еще Николай Гоголь в свое время сказал: «Так мертвые же!» МЕРТВЫЕ! Ну и что, что мертвые. Мы понимаем это, и даже получаем удовольствие от осознания того, что… мертвы. Общество уже не в состоянии отказаться от соблазнов цивилизации, порожденных исключительно для личного комфорта. От «мирного» атома, необходимого для того, чтобы… греть тело. Это не жизнь, а нелепый танец, деформирующий сознание и способный убить целые поколения людей…  ради наслаждения. Быть может, Россия поспешила, стремительно скакнув из феодального общества  в цивилизацию? Впрочем, и в Европе происходят аналогичные  процессы. Эскалация насилия, жестокость,  погружение в порок… Ничто не проходит бесследно, вся информация записывается кем-то свыше, и склонное к удовольствиям человечество обретает себя на муки и начинает страдать.  Ту же боль, безысходность, проистекающую из природы нашей греховности,  мы наблюдаем и в семье. Нельзя обижать другого человека, нужно попытаться  найти приемлемую форму нравственных отношений. Мы страдаем, испытывая острый дефицит нормального человека. Может, действительно пойти против природы, взять хороших людей (которые, к счастью, еще есть),  и клонировать их, получив качественный генетический материал?







Загрузка комментариев...
Читайте также
22 минуты назад
Герой рисковал жизнью, но смог вытащить обессилевшего мужчин...
сегодня, 08:36
Из-за этого по нескольким адресам отключили холодное водосна...
сегодня, 08:05
Авария случилась вчера вечером на ул. Кирова.
вчера, 22:36
Мужчина, прикинувшийся покупателем, не постеснялся камер вид...
Новости партнеров