История Смоленска в стиле «пэчворк»

Культура
Смоленский плат11 марта в смоленском Центре культуры состоялось торжественное закрытие выставки «Наш древний город, град могучий, стоит, как крепость на холмах», которая проводилась в  рамках арт-проекта «Смоленский плат». Это – первая тематическая экспозиция декоративно-прикладного искусства, посвященная 1150-летию Смоленска.  Все мастера, приложившие руку к созданию фрагментов, из которых  и будет в следующем году сшито лоскутное панно «Смоленский плат», получили памятные буклеты и приглашение принять участие во второй, «бородинской» выставке.
За каждой работой стоит человек, вложивший в создание фрагмента лоскутного чуда частицу души и сумевший выразить в аппликации размером «50 на 50» свою творческую индивидуальность и любовь к Отечеству. Несмотря на то, что выставка «Наш древний город, град могучий, стоит, как крепость, на холмах» изначально задумывалась как конкурс, члены жюри  решили оставить все  представленные работы для пошива масштабного декоративного панно. «Каждая работа - достойная, это - акт народного творчества, подарок любимому городу, - заявила организатор арт-проекта «Смоленский плат» Валентина Фролова. -  Смоленский государственный музей-заповедник с радостью примет созданное смолянами панно на хранение, и этот уникальный образец коллективного труда горожан станет музейной реликвией».
Конечно же, журналистам «РП» было особенно приятно, что Валентина Ивановна поблагодарила депутата Смоленской областной Думы Наталию Кимовну Бондаренко за помощь в организации и проведении выставки!
Ученицы Вероники Рогожиной, мастера курса «Текстиль» МБОУ МУК №2,  -  Валерия Курасова, Евгения Шапурова,  Анна Мальченкова и Анастасия Мирошина - представили пять оригинальных авторских работ, объединенных общим названием  «Родной город».  Девушки решили показать главные символы Смоленска (а это, конечно же,  – Успенский кафедральный собор, башня Громовая, Днепр, ладьи, крепостная стена) через призму личностного восприятия художника, оттолкнувшись от сказочного, наивно-лубочного видения древнего города.
- Девочки сами создали эскизы, - говорит Вероника Витальевна. – Я лишь давала рекомендации по подбору материала,  поскольку нужно было достигнуть объемного «звучания» портьерных тканей на плоскости. Например, для того, чтобы создать эффект шероховатой кирпичной кладки крепостной стены, я предложила использовать ткань с ромбовидной фактурой. Благодаря «конфликтному» соединению в аппликации фрагментов плата матовых тканей и синтетических материалов с ярко-выраженным блеском нам удалось наполнить работы динамикой движения.  И, конечно же, не обошлось без  воздушных, невесомых вставок из органзы, необходимых для визуализации трепещущего под напором ветра паруса ладьи.
Женя Шапурова приняла нестандартное, на мой взгляд, решение, применив в своей работе синтетическую соломку. Мы не знали, как изобразить росу на зеленой траве, взяли плетеную соломку, благодаря которой травка заиграла, как будто ее омыл майский дождик! При создании природного «ландшафта», окружающего Громовую башню, Анна Мальченкова  попыталась создать объем за счет структурных свойств достаточно грубого портьерного полотна.  
Украсили проект «Смоленский плат» и лоскутные творения смоленской искусницы Раисы Орловой. Раиса Николаевна - номинант ежегодной художественной выставки работ инвалидов – соискателей Международной премии «Филантроп», ее изящные, фантазийные, удивительно теплые  работы  получили высокую оценку народных артистов СССР Юрия Соломина и Иосифа Кобзона, возглавивших выставком.
Рукоделием Раиса Орлова начала заниматься еще в раннем детстве. 23 года своей жизни отдала трикотажной фабрике, затем тринадцать лет преподавала предмет «Технология»  в 20-й средней  школе Смоленска (кстати, учить девочек премудростям кройки и шитья ее пригласили после успеха на одной из выставок).  Орлова очень обрадовалась, наконец-то обретя возможность поделиться с детьми секретами  своего мастерства, да и сама освоила вышивку  лентой – первая в Смоленске!
 А сегодня ее хобби превратилось в своеобразную соломинку, которая помогает этой мужественной женщине держаться на плаву, хотя бы на время забыть о тяжелой болезни. Для нее творчество - способ выживания души. Народная художница преуспела в декоративно-прикладном искусстве - создает оригинальные одеяла в технике «пэчворк», вяжет на спицах и крючком, мастерит прелестных куколок, кухонную атрибутику, шкатулки. Ее работы можно увидеть на «Смоленском подворье» и на выставках, которые проводит  объединение художников «Колорит» во Дворце культуры профсоюзов.
- Для нас, прикладников, такие выставки – как глоток свежего воздуха, - признается Раиса Николаевна. - Зрение, конечно, подводит порой, но я все равно работаю. Каждый день стремлюсь сделать своими руками что-то новое. Хочется жить, реализовывать замыслы. Доставлять людям радость!
История создания работы «Церковь Иоанна Богослова, XII век» поистине удивительная! Для того, чтобы максимально натуралистично передать головокружительную глубину звездного неба, раскинувшегося куполом над  белоснежной церквушкой, Раиса Николаевна  использовала натуральный шелк 30-х годов прошлого века. Казалось бы, ну и что в этом старинном, переливающемся чернильной синевой материале такого особенного?
- Моя дочь снимала комнату у знакомых в очень известном в Москве доме,  здесь в свое время выкупил пентхауз художник Никос Сафронов, с ним по соседству проживает и балерина Ильзе Лиепа, - рассказывает мастерица. -  В высотке когда-то жила дочка замминистра по культуре, которая дружила с хозяйкой съемной квартиры. Большая модница была! После смерти заядлой театралки и любительницы оперы родственникам пришлось разобрать платяные шкафы. Тут-то и явилось на свет чудесное платье, синее, как беззвездная ночь! А еще – вечерний наряд из необыкновенно красивой черно-золотой парчи. Вещи маленькие, на хрупкую женщину. Таких пропорций сегодня  днем с огнем не сыскать… Хотели было его в костюмерную киностудии «Мосфильм» передать, тем более, что моя дочь там иногда в массовках снимается, да платья от старости начали расползаться. Пришлось  парчовую красоту распустить и сшить  жилетку.  А синий шелк превратился в «небо» над смоленским храмом…
Сотрудники областной универсальной библиотеки им. А.Т.Твардовского,  очарованные солнечными, жизнерадостными экспонатами первой выставки арт-проекта, решили поддержать знакомство горожан с элементами «Смоленского плата» - уже в апреле-мае  мы сможем снова увидеть эти маленькие шедевры, излучающие любовь к Смоленску, на четвертом этаже крупнейшего в регионе книгохранилища.
Напоминаем, что арт-проект «Смоленский плат» продолжается! В июне в Центре культуры откроется вторая по счету выставка «И прежде чем быть Бородинскому бою…», посвященная 200-летию Победы в Отечественной войне 1812 года. Летняя экспозиция будет радовать нас яркими красками до августа  включительно, и, если у вас есть желание внести свой вклад в «Смоленский плат», осуществите его! Работы на конкурс принимаются с 15 мая до 1 июня, справки по телефону 38-07-80.







Загрузка комментариев...
Читайте также
20 минут назад

Уважаемые потребители! В случаях проведения плановых ремонтных...

34 минуты назад
52 минуты назад
Глава города Александр Новиков не продлил контракт с Игорем ...
сегодня, 10:28

Напомним, инцидент произошел 26 марта в Холм-Жирковском ...

Новости партнеров