Театр-студия «Диалог» Виктора Зимина - дело всей творческой жизни художественного руководителя театра, режиссёра, художника, педагога, кандидата искусствоведения и заслуженного деятеля искусств России. Это – счастливая 37-летняя семейная история со своим прошлым, настоящим и, несомненно, будущим. История, ставшая частью жизни не только самого Виктора Дмитриевича, который с помощью театра нашел путь к сердцам своих зрителей, но и сотен его воспитанников-студийцев, выросших на подмостках «Диалога» и ставших настоящими Людьми…
Недавно Виктор Дмитриевич отметил 45-летие своей творческой деятельности. Самому любимому смоленскому Папе исполнилось 65, и он полон масштабных творческих планов и идей, с которыми готов поделиться со зрителями и читателями «РП».
Недавно Виктор Дмитриевич отметил 45-летие своей творческой деятельности. Самому любимому смоленскому Папе исполнилось 65, и он полон масштабных творческих планов и идей, с которыми готов поделиться со зрителями и читателями «РП».
- У меня возникла мечта организовать и провести в юбилейный, 2013-й год международный театральный форум, который консолидирует известных российских и зарубежных деятелей театра и самобытные творческие коллективы, - признался Виктор Дмитриевич. - Мы хотим пригласить в Смоленск театры из стран, когда-то воевавших с Россией, - немцев, французов, поляков, литовцев, бельгийцев, - наших былых противников, когда-то сражавшихся со смолянами. Именно поэтому основным лейтмотивом фестиваля-форума станет девиз: «Время узнавать друг друга, время дружить». Сегодня многие мои знакомые, живущие за пределами России, готовы принять участие в этом «недетском» культурном мероприятии, ориентированном на молодежную аудиторию и старшее поколение.
Одна из задач фестиваля-форума - показать нашим гостям культурный срез Смоленска. Мы хотим привлечь известных смоленских художников и музыкантов, провести встречи со знаковыми фигурами творческого сообщества, чтобы каждый участник фестиваля пропитался совершенно особой, полифонической атмосферой искусства, свойственной только нашему городу, и увез с собой частицу души Смоленска.
Планируем провести фестиваль на площадке «Диалога» в ДК профсоюзов, - она идеально подходит для компактных, экспериментальных спектаклей. Языковой барьер не помеха, тем более что две трети постановок прозвучат на русском языке – в основном, мы будем приглашать русскоязычные театры. И все же своеобразной «изюминкой» станут работы зарубежных коллективов, которые будут играть на своем родном языке – немецком, французском или, например, итальянском. Эти спектакли предназначены для студенческой аудитории СмолГУ - мы обязательно предложим руководству университета влиться в орбиту театрального форума. Будем рады, если СГУ поддержит наше начинание и также примет участие в фестивальном процессе.
Наша идея, абсолютно укладывающаяся в контекст масштабного празднования 1150-летия Смоленска, вызвала интерес у начальника управления культуры городской администрации Екатерины Сергеевой. Если получим «добро» властей, а мы на это очень надеемся, нужно срочно браться за разработку положения о фестивале, придумать громкое название и подумать, как внести это мероприятие в строку бюджетных расходов. Мне кажется, Смоленск может проводить такой международный театральный форум раз в два года. Это – дело чести.
Я впервые заявляю о своем проекте в СМИ, и очень хочу, чтобы все, кто захочет поддержать эту идею, обратились с предложениями в региональную общественную организацию «Театральный центр «Диалог», полномочную проводить подобные мероприятия и выступать с другими интересными инициативами.
«Вильнюсская рампа» и другие проекты
- Планы, перспективы?
- Мы приглашены на Международный фестиваль детских и молодежных театров «Вильнюсская рампа - 2012». «Диалог» уже дважды принимал участие в этом фестивале и хорошо себя зарекомендовал. Пока еще не знаем, какая из трех постановок («Полоумный Журден» Михаила Булгакова, «Пробка» Ксении Драгунской и «Милый ЭП» Геннадия Михасенко) покажется интересной оргкомитету «Вильнюсской рампы». Кстати, в марте прошлого года наши студийцы успешно выступили на Международном фестивале любительских театров «Балтийский берег». В Таллинне очень тепло приняли «Женитьбу» Гоголя, «Диалог» наградили дипломом «За современное воплощение классики», а также отметили дипломом «За лучшую женскую роль» работу актрисы Юлии Степановой
Радостно, что молодежь очень хочет работать в театре и дальше. В сентябре планирую пополнить молодую труппу двенадцатилетними мальчишками и девчонками. Еще одна перспектива – возобновление сотрудничества с театральной мастерской СмолГу, которое позволило мне заняться основами театрального мастерства со студентами университета. Я сделал акцент на развитии речевых навыков и художественных возможностей слова. Сегодня мои студенты выполняют самостоятельную, итоговую работу, защита которой пройдет в апреле. Им предстоит озвучить на сцене студенческие эссе, раскрыв тему философского определения жизни. Сочинение «Я помню» включает четыре раздела: «Рождение человека», «Любовь», «Война» и «Во имя человека». Мне хочется пробудить в молодых людей мощный личностный ассоциативный ряд, в результате выплеска которого появится искренний спектакль, основанный на дорогих каждому из ребят переживаниях. Проект «Я помню» - авторская и гражданская работа!
«Спасибо, что вы считаете нас взрослыми»
- Каким вам видится современный молодежный театр?
- Во-первых, он должен быть интересным с точки зрения драматургии, затрагивать глубинные проблемы, волнующие общество и, вместе с тем, цеплять каждого зрителя. К сожалению, сегодня пишется мало проблемных пьес о жизни молодежи, вся российская драматургия построена на частных ощущениях и переживаниях, которые вряд ли будут интересны широкой аудитории. Недавно молодые студийцы взялись за постановку одной из таких пьес и… отложили ее в сторону: не нашли в произведении то, что нужно «Диалогу». Хочу со старшими ребятами адаптировать для сцены «Отравленную тунику» Николая Гумилева. Если пьеса зацепит, продолжим работу.
Сегодня очень важна форма, оригинальная, талантливая и искренняя подача постановки. На мой взгляд, самая главная задача театра-студии заключается в его ПОЛЬЗЕ для зрителей и актеров и доступности, привлекательности - чтобы в него тянуло! В студийном театре особая атмосфера, здесь нет барьера между артистами и зрительным залом, характерного для профессионального театра, в который ты приходишь и смотришь на чужую жизнь, наслаждаешься чужим искусством, но у тебя не рождается мысль, что ты сможешь включиться в творческий процесс наравне с мастерами сцены. А «Диалог» большинству зрителей такую возможность дает - мы очень привлекательны и ребятам, и взрослым с точки зрения «заразительности» искусства. Зрителям хочется не только смотреть наши спектакли, но и попробовать играть в них. В этом и заключается основное преимущество студийного, живого театра.
Недавно давали «Пробку». Занавес, актеры поклонились публике, а зал не расходится! И тогда я предложил актерам выйти на авансцену, и мы продолжили разговор. Возник диспут, и мальчик из педагогического лицея произнес замечательную фразу: «Спасибо, что вы считаете нас взрослыми». А другой добавил: «Мы на вашем спектакле повзрослели». Я всегда запоминаю подобные высказывания – именно они являются главными в наших отношениях со зрителем. И ты осознаешь, что попал в цель, нужен людям!
Одна из задач фестиваля-форума - показать нашим гостям культурный срез Смоленска. Мы хотим привлечь известных смоленских художников и музыкантов, провести встречи со знаковыми фигурами творческого сообщества, чтобы каждый участник фестиваля пропитался совершенно особой, полифонической атмосферой искусства, свойственной только нашему городу, и увез с собой частицу души Смоленска.
Планируем провести фестиваль на площадке «Диалога» в ДК профсоюзов, - она идеально подходит для компактных, экспериментальных спектаклей. Языковой барьер не помеха, тем более что две трети постановок прозвучат на русском языке – в основном, мы будем приглашать русскоязычные театры. И все же своеобразной «изюминкой» станут работы зарубежных коллективов, которые будут играть на своем родном языке – немецком, французском или, например, итальянском. Эти спектакли предназначены для студенческой аудитории СмолГУ - мы обязательно предложим руководству университета влиться в орбиту театрального форума. Будем рады, если СГУ поддержит наше начинание и также примет участие в фестивальном процессе.
Наша идея, абсолютно укладывающаяся в контекст масштабного празднования 1150-летия Смоленска, вызвала интерес у начальника управления культуры городской администрации Екатерины Сергеевой. Если получим «добро» властей, а мы на это очень надеемся, нужно срочно браться за разработку положения о фестивале, придумать громкое название и подумать, как внести это мероприятие в строку бюджетных расходов. Мне кажется, Смоленск может проводить такой международный театральный форум раз в два года. Это – дело чести.
Я впервые заявляю о своем проекте в СМИ, и очень хочу, чтобы все, кто захочет поддержать эту идею, обратились с предложениями в региональную общественную организацию «Театральный центр «Диалог», полномочную проводить подобные мероприятия и выступать с другими интересными инициативами.
«Вильнюсская рампа» и другие проекты
- Планы, перспективы?
- Мы приглашены на Международный фестиваль детских и молодежных театров «Вильнюсская рампа - 2012». «Диалог» уже дважды принимал участие в этом фестивале и хорошо себя зарекомендовал. Пока еще не знаем, какая из трех постановок («Полоумный Журден» Михаила Булгакова, «Пробка» Ксении Драгунской и «Милый ЭП» Геннадия Михасенко) покажется интересной оргкомитету «Вильнюсской рампы». Кстати, в марте прошлого года наши студийцы успешно выступили на Международном фестивале любительских театров «Балтийский берег». В Таллинне очень тепло приняли «Женитьбу» Гоголя, «Диалог» наградили дипломом «За современное воплощение классики», а также отметили дипломом «За лучшую женскую роль» работу актрисы Юлии Степановой
Радостно, что молодежь очень хочет работать в театре и дальше. В сентябре планирую пополнить молодую труппу двенадцатилетними мальчишками и девчонками. Еще одна перспектива – возобновление сотрудничества с театральной мастерской СмолГу, которое позволило мне заняться основами театрального мастерства со студентами университета. Я сделал акцент на развитии речевых навыков и художественных возможностей слова. Сегодня мои студенты выполняют самостоятельную, итоговую работу, защита которой пройдет в апреле. Им предстоит озвучить на сцене студенческие эссе, раскрыв тему философского определения жизни. Сочинение «Я помню» включает четыре раздела: «Рождение человека», «Любовь», «Война» и «Во имя человека». Мне хочется пробудить в молодых людей мощный личностный ассоциативный ряд, в результате выплеска которого появится искренний спектакль, основанный на дорогих каждому из ребят переживаниях. Проект «Я помню» - авторская и гражданская работа!
«Спасибо, что вы считаете нас взрослыми»
- Каким вам видится современный молодежный театр?
- Во-первых, он должен быть интересным с точки зрения драматургии, затрагивать глубинные проблемы, волнующие общество и, вместе с тем, цеплять каждого зрителя. К сожалению, сегодня пишется мало проблемных пьес о жизни молодежи, вся российская драматургия построена на частных ощущениях и переживаниях, которые вряд ли будут интересны широкой аудитории. Недавно молодые студийцы взялись за постановку одной из таких пьес и… отложили ее в сторону: не нашли в произведении то, что нужно «Диалогу». Хочу со старшими ребятами адаптировать для сцены «Отравленную тунику» Николая Гумилева. Если пьеса зацепит, продолжим работу.
Сегодня очень важна форма, оригинальная, талантливая и искренняя подача постановки. На мой взгляд, самая главная задача театра-студии заключается в его ПОЛЬЗЕ для зрителей и актеров и доступности, привлекательности - чтобы в него тянуло! В студийном театре особая атмосфера, здесь нет барьера между артистами и зрительным залом, характерного для профессионального театра, в который ты приходишь и смотришь на чужую жизнь, наслаждаешься чужим искусством, но у тебя не рождается мысль, что ты сможешь включиться в творческий процесс наравне с мастерами сцены. А «Диалог» большинству зрителей такую возможность дает - мы очень привлекательны и ребятам, и взрослым с точки зрения «заразительности» искусства. Зрителям хочется не только смотреть наши спектакли, но и попробовать играть в них. В этом и заключается основное преимущество студийного, живого театра.
Недавно давали «Пробку». Занавес, актеры поклонились публике, а зал не расходится! И тогда я предложил актерам выйти на авансцену, и мы продолжили разговор. Возник диспут, и мальчик из педагогического лицея произнес замечательную фразу: «Спасибо, что вы считаете нас взрослыми». А другой добавил: «Мы на вашем спектакле повзрослели». Я всегда запоминаю подобные высказывания – именно они являются главными в наших отношениях со зрителем. И ты осознаешь, что попал в цель, нужен людям!