Смоленск: Татьяна Шкадова продолжает традиции княгини Марии Тенишевой

Культура

«Теремок» - самый посещаемый музей Смоленщины: за пять месяцев 2011 года здесь побывали 9 тысяч туристов-«одиночек» и 342 туристических группы. Вскоре гостей у «Теремка» прибавиться, а помогут  в этом хранителям старины «нескучные уроки».

Смоленск: Татьяна Шкадова продолжает традиции княгини Марии Тенишевой Как обычно дети реагируют на посещение музея? «Пойдем на выставку… Что ж, будем зевать». На таких уроках зевать никому не захочется: всякий, кто побывал здесь однажды, непременно захочет вернуться, каждый раз открывая для себя в этом волшебном уголке что-то новое, по-талашкински неповторимое.
Уроки… в музее? Звучит немного необычно, не так ли? По мнению специалистов, именно такая форма работы с детьми является наиболее эффективной в плане просвещения – незаметно для себя ребята погружаются в атмосферу народного творчества, учатся создавать своими руками красивые вещи, как их предшественники 100 лет назад… И загораются восторгом глазенки на уроках работы с берестой, которые ведет Римма Ковалева, - еще бы! Педагог покажет, как из кусочка березовой коры смастерить симпатичное солнышко и научить его лукаво улыбаться. Ну а кляксы на бумаге – еще одна давно позабытая забава и неизбежная проблема при письме настоящими перьевыми ручками, которыми писали наши дедушки и бабушки. Впрочем, как бороться с кляксами, подросткам расскажут на «нескучных» уроках основ русской письменности.  
Смоленск: Татьяна Шкадова продолжает традиции княгини Марии Тенишевой

 Живой музей открыт для всех!
- Мы хотим сделать музей… живым, продолжить традиции княгини Марии Тенишевой, развивая Фленово в качестве современного культурно-просветительского центра, - говорит заведующая историко-архитектурным комплексом «Теремок» Татьяна Шкадова. – При Марии Клавдиевне в сельскохозяйственной школе, наряду с традиционными образовательными дисциплинами, детей обучали народным ремеслам – вышивке, резьбе по дереву, кузнечному и гончарному мастерству, а также азам растениеводства и животноводства. Открыли гончарную мастерскую, учим ребят работать с глиной, берестой. Конечно же, дети получают элементарные навыки, зато они имеют уникальную возможность сделать что-то хорошее своими руками, ощутить трепетное тепло природного материала. Например, вылепить из глины лошадку или вырезать берестяное солнышко. Даем и уроки грамотности – научный сотрудник Ольга Петрова знакомит маленьких смолян и гостей нашего города с кириллицей. Дети на уроках изучают историю русской письменности, насколько это возможно в формате одного занятия, и пишут старинными перьевыми ручками. Уроки вызывают у подростков колоссальный интерес! Они так устали от бездушных компьютерных, электронных игр…
В результате мы решаем две важные стратегические задачи. С одной стороны, возрождаем традиции, заложенные Тенишевой, с другой – ведем просветительскую деятельность, стремясь показать ребятам, что в музее не бывает скучно. Почему это настолько важно для нас? По статистике, 70 процентов посетителей музеев – семейные пары с детьми. На наших «нескучных» уроках ребята незаметно для себя с головой погружаются в игру, на них обрушивается интересная информация, и они уже совсем другими глазами смотрят на музейные экспонаты, унося их с собой в сердце…
- Давно ли проводятся такие «нескучные» уроки, или это – «первые ласточки»?
- С тех пор, как два года назад  восстановили сельскохозяйственную школу, и у нас появился замечательный класс и возможность знакомить детей с народным творчеством. В этом году мы  провели около 20 подобных занятий. Князья Тенишевы очень много внимания уделяли образованию, их совершенно не устраивала существовавшая в то время образовательная система. Они считали, что такое образование не способствует развитию и становлению личности, что личность способна реализовать себя только через труд, а  принудительное обучение не дает пищу уму и не вызывает желания познавать новое, развиваться, идти дальше. Мы хотим поддержать дело, начатое Марией Клавдиевной. Я преклоняюсь перед  этой женщиной, сумевшей совершить настоящий переворот в русской культуре. С первых шагов своей деятельности Тенишева стремилась поддержать прогрессивные начинания передовых художников, была знакома с  Репиным, Головиным, Коровиным, Левитаном, Васнецовым, Серовым. Она всегда шла в авангарде. В то время! Хотя, как мне кажется, и за 100 лет ничего не изменилось ни во власти, ни в народе…
Смоленск: Татьяна Шкадова продолжает традиции княгини Марии Тенишевой

- В образовании?
- И в образовании тоже, особенно если прочесть воспоминания  Тенишевой…  Уроки по каллиграфии и берестоплетению – лишь первый шаг. В дальнейшем планируем создать детскую площадку с качелями, какие были здесь в начале прошлого века, восстановить здание интерната, где когда-то жили преподаватели, и в одном из помещений воссоздать интерьер  русской избы, что позволит разнообразить уроки народного творчества. Например, учить смолян вышивке. Намереваемся открыть кузницу, чтобы возродить кузнечное дело. Хотелось бы привлечь к сотрудничеству смоленские школы и творческие союзы – региональные отделения Союза Художников и Дизайнеров России, пригласить во Фленово мэтров и начинающих художников, выпускников СмолГУ. Мы могли бы круглогодично проводить на базе музейного комплекса массу интересных творческих мероприятий - пленэры, выставки, мастер-классы. «Теремок» открыт для всех!
Художественная индустрия по-тенишевски
«Люди, открывающие забытые пути искусства, бесконечно ценны для нашего времени». Николай Рерих.
- Имение Талашкино Мария Тенишева приобрела в 1893 году, сумев создать здесь особенную, творческую атмосферу, что привлекало сюда талантливых людей. Заслугой княгини стало открытие в Талашкине художественных мастерских, для руководства которыми в 1900-м году был приглашен Сергей Малютин, который начал подбирать для мастерских одаренных учеников талашкинской народной школы, стремясь раскрыть им тайны народного искусства. Организуя мастерские, Тенишева стремилась дать «что-то новое и в простом, доступном для среднего кармана материале достигнуть изящества в выполнении, удобства для употребления и оригинальности, гармоничности по форме и замыслу, применяя с декоративной целью такие простые вещи, как холст, вышивки и металлы».
«Мне давно хотелось, - писала М.К. Тенишева, - осуществить в Талашкине еще один замысел. Русский стиль, как его до сих пор трактовали, был совершенно забыт. Все смотрели на него, как на что-то устарелое, мертвое, неспособное возродиться и занять место в современном искусстве… мне хотелось попробовать, попытать свои силы в этом направлении…»
Учитывая нынешний интерес к именно русскому стилю в мире, возможно, и знаменитые талашкинские мастерские возродятся, а помогут этому «нескучные» уроки. Стоит ли говорить, что все сложное начинается с простого, как фундаментальная физика или высшая математика берут начало с элементарного счета «два плюс два»?







Загрузка комментариев...
Читайте также
32 минуты назад

В рамках новой стратегии розничного бизнеса ВТБ перезапустит...

46 минут назад
Песок с обочин транспортных артерий города вывозят круглосут...
сегодня, 11:17

Уважаемые потребители! В случаях проведения плановых ремонтных...

сегодня, 11:03
Новости партнеров