31 марта в Доме художника в Смоленске откроется персональная выставка скульптора Константина Куликова

Культура

"Натуру живую, одушевленную, страстную - вот что должен изображать в мраморе и бронзе скульптор", - говорил бессмертный Фальконе о мастерстве художника, превращающего бесформенный, бездушный камень или глину в теплое на ощупь, изящное вместилище духа, который ощущаешь всем своим зрительским существом.
Если живописный портрет  - это театр, в котором художник играет роль изображенного на полотне персонажа, то скульптор заставляет «играть» эту сложную роль зрителя. Чтобы поймать «волну» творца, он должен ощутить телесное напряжение скульптуры, «надеть»  на себя ее мимику, настроиться на эмоции и мысли, прорывающиеся сквозь уже не мертвую материю.
Чтобы понять пластические формы произведений Константина Куликова, нужно быть не только отстраненным наблюдателем, но и  философом отчасти, понимая тайный смысл символов и знаков. Его влекут тайны бытия и сущность природы, он поднимает свои произведения с визуально-тактильного уровня до более высокой  планки философских категорий.  Творчество Куликова пронизывают метафоры, запечатленные в объемах пластики, -  Тайны пробуждения и Сна, Любовь и Рождение, Жизнь и Смерть.  Вечные темы, волнующие творческого человека.
Однако, по сравнению с работой скульптора, ремесло живописца или графика, слишком возвышенно, эфемерно и утонченно. Работа скульптора – необыкновенно тяжкий ремесленный труд. Вот и Константин Куликов, чем не заправский деревенский кузнец, обожженный и обласканный языками пламени кузнечного горна? «Всем своим видом он напоминает русского мастерового человека, есть в нем удаль молодецкая и сила, - пишет о незаурядном смоленском скульпторе искусствовед Владимир Аникеев. – В стародавние времена быть бы ему заводилой в веселом кулачном бою. С тяжелым молотком скульптора – бучардой - он так и не расстается, а вот образы в его сознании рождаются самые нежные: Константин Куликов – певец женской красоты».
Он искушает вас телесной прелестью металла и дерева, поющих в его руках, цветущих плотью - страдающей, сладострастно извивающейся («Очарование») и целомудренно нежной («Морское эхо»). Очаровывает  одухотворенной поэзией мастера, его лирическим чувством и внутренней взрывной силой эмоций силой, прорывающихся шквальным бронзовым ветром к зрителю («Ветер»). Эмоции эти  сбивают с ног, кружат в лихом, сомнамбулическом танце всепобеждающей любви. Или умиротворяют, тают на «языке глаз» ванильным мороженым. Именно такие ассоциации возникают, когда ты проникаешься магией этой почти живой модели, наслаждаешься процессом созерцания скульптуры  «Моя любовь». Поверьте, это – ода истинной любви и всепоглощающей нежности!  
Куликова манит мистическая магия рисунка пластики рук, которые, как и лицо, являются носителями исчерпывающей информации о конкретном человеке, важнейшим элементом его психологической характеристики. Благодаря мастерству скульптора в дивном сплетенье рук рождается удивительный и неповторимый портрет современника…
Но не только любовь и восхищение мелодией женского тела ведет по жизни Константина Куликова.
«О том, что Куликов скульптор мыслящий, способный создавать работы большой драматической силы, свидетельствует «Искупление» - отлитые в бронзе стопы Спасителя с вбитыми в них гвоздями, - пишет Владимир Аникеев. – Необычна и трактовка «Распятия» - самого трагического сюжета мирового искусства, ошеломляющая физическим ощущением крестных мук, испытанных спасителем, «осязаемым» осознанием трагизма и величия искупительной жертвы Христа».
Так тихий, но страстный  внутренний монолог творца перерастает в рокочущий, мощный, как прибой океана, диалог с человечеством, жаждущим очищения и просветления духа.    
 

«Справка «РП»


Константин Куликов родился в 1957 году в городке Кольчугино Владимирской области. Там же в 1980 году выучился на кузнеца. В 1982 году окончил художественное училище во Владимире. Затем был худграф Витебского пединститута и мастерская народного художника России, известного скульптора Альберта Сергеева, под влиянием которого Куликов создал целую  серию портретов своих современников.
Персональные выставки скульптора проходили в Смоленске, Калининграде, в Польше. В 1989 году Константин Куликов был награжден дипломом за участие в конкурсе на изготовление памятника, посвященного песне Исаковского-Блантера «Катюша». Им созданы мемориальная доска поэта Михаила Исаковского, мемориальный комплекс в Монастырщине и памятник Погибшим воинам в Ершичах.   
Произведения члена Союза Художников России Константина Куликова находятся в собрании Смоленского музея, также в частных коллекциях России и за рубежом.  
 







Загрузка комментариев...
Читайте также
32 минуты назад
Ему не хватило несколько шагов, чтобы выбраться из дымовой л...
сегодня, 12:47
В связи с существующими угрозами общественной безопасности п...
сегодня, 12:10

По итогам голосования победу одержал Михаил Артеменков. ...

Новости партнеров