Смоленск: в галерее «40 квадратов» открылась выставка Эдуарда Кулемина и Группы Неизвестных Художников «Оттеперь»

Культура
«Оттеперь» - своего рода перекличка времен, попытка провести сравнительный анализ художественной ситуации в провинции «до» и «после» перестройки. На выставке представлены работы 20-летней давности, которые за все эти годы никогда не выставлялись. Впрочем, выставка воспринимается как вполне соответствующая эстетическим требованиям нового времени, в котором… «ничего не происходит».
Человека, далекого от актуального искусства, эта экспозиция может шокировать. Нет, отнюдь не откровенностью или примитивизмом представленных на ней работ, а… какой-то детской наивностью и беззащитностью, бессмысленным протестом кролика, подгрызающего хвост удаву. Розовые зайцы, затейливые фрейдистские выпуклости, «эскадрильи» агрессивных свиней, раскрашенных под цвет звездно-полосатого флага…
И – красные квадраты на стенах с озорными текстовками,  рассказывающих о проделках группы неких таинственных художников (сокращенно ГруНеХу). Арт-партизанов, имитирующих творческую деятельность и низводящих ее к интеллектуальным и идеологическим провокациям. Тех самых,  что в конце 90-х изобрели милейшего маньяка, фантомное существование которого на страницах одной из смоленских газет взбудоражило общественность и даже всполошило милицию. Все эти милые шалости последних романтиков – ярких представителей «симулятивного искусства» - остались в беззубом, но, как выяснилось, вполне свободном от цензуры прошлом, в дырявой мешковине которого всегда можно было найти лазейку и актуально прицельно «выстрелить» в безмятежное общество. А нам сегодня приходится довольствоваться живописью, иллюстрирующую идею… подпольно-партизанской деятельности, которую вынуждены вести современные абсолютно свободные от денег и… самой свободы провинциальные художники.   Например, серией «Баллада о навигаторе», где метафизические грызуны подсознания бороздят абстрактные живописные просторы. Розовые зайцы, которые боятся хищников и, тем не менее, делают свое дело. Что вполне соответствует статусу современного актуального художника.
- В последнее время наметилась тенденция к реанимации термина «андеграунд», - утверждает инициатор визуальной ретроспекции Эдуард Кулемин. – Сегодня талантливый человек оказался за бортом корабля истории, груженого буржуазными ценностями, а культура, вырвавшись из-под диктата государства, оказалась загнанной в псевдоинтеллектуальное гетто, огороженное флажками денежных купюр. Тем не менее,  «резерваций духа» не существует, и  уже можно говорить об оккупации всего культурного пространства. Находясь в оппозиции к бюрократизированным арт-организациям,  внесистемный художник вынужден осуществлять свои замыслы в тылу политического и культурного противника. Таким образом, статус подобного маргинала в искусстве близок к определению «партизан», и во многом выходит за рамки явления, которое когда-то было принято называть «андеграунд».
Похоже, ушли в прошлое те времена, когда на волне перестройки оппозиционное творчество  вызывало бурный интерес. В этот период даже в Смоленске при поддержке властей прошло два (!) полномасштабных фестиваля современного искусства, участниками которого стали художники из других регионов России и представители актуального искусства из-за рубежа. Проводились различные художественные акции, инсталляции и перфомансы, действовал рок-клуб.  Повеяло свободой, все жили ожиданием перемен. Перемены произошли. В худшую для художника сторону, отбросив его на двадцать лет назад. В новую эпоху застоя,  в загон. Закрывают выставочные залы, художников выселяют из мастерских. Провинциальный художник находится в ситуации подпольного деятеля. 
Андеграунд не имеет смысла?
Похоже, да. В провинции остались его жалкие миссионеры, напрасно мечущие «бисер» перед увешанной мещанским золотом публикой. А сам статус провинциального неформального художника более чем сомнителен.  Он – отщепенец от культуры. Маргинал.
«Собственно говоря, вся его жизнь – сплошь подвиг, бессмысленный и беспощадный, как русский бунт, - пишет Светлана Мартынчик в статье «Особенности провинциальной никомуненужности». – Потому что занятие актуальным искусством в провинции и есть «русский бунт». Бунт в первую очередь эстетический, но не только…»       
P.S. Двадцать лет назад Эдуард Кулемин продемонстрировал перфоманс, в ходе которого на рулоне бумаги мелькала надпись «Ничего не происходит». В 2006 году созданная на основе этого перфоманса  видеоинсталляция «Сворачивай!  Вошла в итоговую выставку конкурса «Арсенале» в Нижнем Новгороде. В прошлом году эта же инсталляция пополнила коллекцию лучшего видеоарта Каннского фестиваля, который проходит в российском городе Канске.
Таким образом, утверждение, что «Ничего не происходит» не теряет актуальности и по сей день.  
 
Посмотреть фоторепортаж можно здесь.







Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 22:36
Мужчина, прикинувшийся покупателем, не постеснялся камер вид...
вчера, 21:51
Годовой рост цен в регионе замедлился преимущественно в связ...
вчера, 19:53
Наш земляк героически погиб при выполнении боевого задания, ...
Новости партнеров