Смолянин сыграл Твардовского в проекте «Сын кулака»

Культура

В середине ноября в поле зрения документалистов телеканала «Культура» попал Смоленск. Вернее, хутор Загорье, где режиссер Юрий Кузавков снял несколько эпизодов фильма, посвященного 100-летию со дня рождения поэта Александра Твардовского. Рабочее название проекта – «Сын кулака». Документальная картина основана на событиях 1954 года, когда известный поэт сделал попытку реабилитировать свою раскулаченную в годы коллективизации  семью.
В фильме оживут страницы недалекого  прошлого – репрессии 1937 года, Великая Отечественная война, «Василий Теркин» и разгром журнала «Новый мир»…
  
Скажи ученику четвертого класса смоленской средней школы №2 Алеше Зайченкову, что он очень похож на знаменитого поэта в детстве и пройдет кастинг для съемок в фильме о нем, ни за что в жизни не поверил бы!
Впрочем, небольшой актерский опыт у мальчика есть: Алеша учится в классе заслуженного учителя России Людмилы Борисовны Ермоленковой – человека тонкого вкуса, глубоко разбирающегося в вопросах искусства.  В течение 20 лет Людмила Борисовна и ее ученики являются участниками авторской программы заслуженной артистки РФ Людмилы Лисюковой «Азбука театра».  И сегодня юные школьники-актеры, изучающие театральную азбуку, играют в спектаклях, с которыми выступают в детских домах, библиотеках, Музее сказки и других школах.    
- Однажды вечером мне позвонила Людмила Степановна и сказала, что через музейных работников на нее вышел канал «Культура» с просьбой найти десятилетнего мальчика для съемок фильма об Александре Твардовском,  - рассказывает мама Алеши, Светлана Мельник. -  Кандидатур на эту роль было несколько, снимки ребят отправили  на кастинг.  Не прошло и полторы недели, как мы узнали, что художественный совет канала «Культура» утвердил Алешу на эту роль! Лично я была в шоке и не могла поверить, что мой сын вытащил счастливый билет. И до самого последнего дня скрывала от него, зачем его фотографировали. Боялась, что он расстроится, если не пройдет фотопробы.
Съемки назначили на 12 и 13 ноября. Накануне Алеша и его мама познакомились со съемочной группой и по просьбе костюмеров примерили заранее заготовленную одежду, которую носили крестьянские дети в начале прошлого века, - картуз, косоворотку и сюртучок. На Алексее костюмчик сельского мальчика сидел, как влитой.  А черные шаровары ему специально для такого случая сшила бабушка.   
В четверг отправились на хутор Загорье снимать эпизоды, связанные с детством поэта.  С неба сыпал, не переставая, дождь, ветер пронизывал до костей, а сниматься в первом эпизоде нужно было на улице – Алеше пришлось два с лишним часа ездить в телеге, запряженной мохноногой лошадкой. Отца Саши Твардовского сыграл местный сторож Виктор Андреевич Васильев. Мальчик продрог, ему нельзя было надевать перчатки! Под косоворотку ему надели свитер, но и это не спасало. Приходилось каждые полчаса пить горячий чай и растирать покрасневшие от холода руки.  Но прокатиться на лошади все равно было здорово!
Завмузеем усадьбы Татьяна Николаевна Иванова и музейный смотритель Татьяна Николаевна Воеводина старались помочь съемочной группе, чем могли: носили воду из колодца, кололи дрова и растапливали печь, грели  самовар.
С участием Алексея планировали снять семь сюжетов из раннего детства Александра Трифоновича, в контексте фильма представляющих собой реминисценции - сновидения, воспоминания  поэта о беспечных, счастливых и печальных днях, проведенных в Загорье. «Мне хотелось процитировать фильм Андрея Тарковского «Зеркало», провести лирическую параллель для создания пронзительного эффекта возвращения в прошлое, - говорит режиссер. - Детские воспоминания, как сожаление о потерянной гармонии и суд над собой сегодняшним. И самое главное – переживание чувства вины перед родителями\".
В результате получилось девять трогательных полумистических, полуреальных эпизодов. 
Вот Алексей медленно идет вдоль забора, сидит за столом у самовара, читает книгу, заходит в сени…
По мнению мальчика, одним из самых интересных моментов в работе стали съемки у окна:
- Мне нужно было посмотреть в запотевшее окошко и потом слегка протереть его рукой. Я заинтересовался: а как же будут снимать влажное окно? Оно же сухое! Окно… «запотели» с помощью электрического чайника, когда снимали самый последний дубль. Нагрели – и выпустили на стекло пар из носика!  Еще  запомнился эпизод у печки. Я чуть руку не поджарил! Ухо красное, щека красная – надо было к самой заслонке нагибаться.
Но больше всего съемочная группа намаялась с собакой. На второй день снимали несколько планов, где Леше пришлось подойти к двери своего дома, дернуть и сразу же отойти, потому что дверь почему-то не открылась. Леша поворачивается и уходит, а дверь медленно открывается.
Сняли первый дубль, и вдруг из двери неожиданно  выбежала маленькая собачка, которая живет при доме-музее. Режиссеру сразу пришла в голову мысль обыграть эпизод с этой собакой.
- Мы с Лешей все бутерброды с колбасой на эту собачку извели, заманивая ее в дом, - признается Светлана Юрьевна. – Она боялась людей, и все время выбегала не так, как было нужно режиссеру.  То влево бросалась, то вправо, а должна была бежать прямо на камеру. Наконец собачке удалось «сыграть» то, что требовалось.
На съемках в ход шло все – даже шелковый шарфик Светланы Мельник пригодился! Оператор Сергей Казаков и видеоинженер Сергей Соловьев все время импровизировали, находили новые интересные эффекты. Перед прожектором, который являлся источником света едва колыхался этот легкий шарфик, создавая эффект пламени, играя таинственными бликами на лице Алеши,
Алексей в школе учится хорошо, любит литературу, но ему совсем не нравится писать сочинения. И с поэзией Твардовского он еще не знаком. «У меня все впереди!» - заявил герой документального фильма.
Кроме съемок в Загорье, документалисты побывали в Смоленском государственном музее-заповеднике, а также посетили литературный музей СмолГУ, поскольку сценарий фильма основан на конкретных фактах из жизни поэта – его переписки, выдержках из  дневников и малоизвестных фотографиях.  
Полнометражный фильм (его длительность составит 52 минуты) создается по заказу Правительства РФ и Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям. Картину покажут на канале «Культура» в июне следующего года. Впрочем,  Юрий Кузавков не теряет надежды приурочить премьеру документального фильма к 65-летию Победы.  

Прямая речь


- Очень приятно, что газета, сыгравшая важную роль в жизни Александра Трифоновича, заинтересовалась нашим проектом, - говорит режиссер Юрий Кузавков. – Замечу, что рабочее название сменилось. Мы вернулись к первоначальному - \"Три жизни поэта\". Фильм будет разбит на главы: \"Сын кулака\", \"Война\" и\"Новый мир\". На  роль юного Твардовского нам был нужен мальчик 8-9 лет с актёрским опытом.  Главным в выборе  было портретное сходство Алексея Зайченкова с нашим героем. На площадке мальчик показал себя настоящим профессионалом. Несмотря на холод, дождь и усталость работал точно и ответственно.  В настоящий момент закончены съёмки московских сцен, прошло озвучание. Закадровый текст Александра Трифоновича прочитал Владислав Галкин. Текст сложный - отрывки из дневников, писем. Конечно же, мы не смогли предложить Владиславу гонорар, сопоставимый с его коммерческими проектами. Но главным в его решении взяться за эту роль был интерес и уважение к личности Твардовского.
 

Справка \"РП\"


В 2008 году режиссер и сценарист Юрий Кузавков получил  приз XIII Международного кинофестиваля «Сталкер» за лучший сценарий к фильму «Иван Шмелев. Пути земные». А в этом году он был отмечен в номинации «За лучший неигровой фильм» «Легенды и были Дяди Гиляя» XV кинофестиваля «Литература и кино» в Гатчине.                
  







Загрузка комментариев...
Читайте также
53 минуты назад
Мужчина задолжал 114 тысяч рублей на содержание своего несовершеннолетнего...
сегодня, 21:37
Губернатор пообщался с юными гостями из Белгородской области...
сегодня, 21:12
сегодня, 22:15
Автомобиль с нелегальным грузом двигался со стороны Республики...
Новости партнеров