Укрощение строптивого... зрителя или режиссера?

Культура
       
Удивительная вещь: в декабрьской афише Смоленского государственного драматического театра им. А.С. Грибоедова нет спектаклей главного режиссера главной сценической площадки Смоленщины Анатолия Ледуховского. По городу сразу же поползли тревожные слухи: «главрежа снимают?!» Да неужели ж у режиссера, больше известного в Германии, чем в Москве, конфликт с директором драмтеатра Людмилой Судовской, которая еще в сентябре крайне лестно отзывалась о нем, говоря, что «для наших актеров это просто подарок судьбы, потому что так, как работает с актерами Анатолий Владимирович, на моей памяти, а я давно в театре, не умеет никто. Он открывает в них такие возможности, о каких они и сами не подозревают»?
Оказалось, нет.
Людмила Николаевна по-прежнему прекрасно относится к столичному режиссеру:
- Талантливый человек, я очень уважаю его и рада, что нам посчастливилось  сотрудничать с такой одаренной личностью. Никто его не «снимал» и «снимать» не собирается. Ледуховский невероятно занятой человек, у него свой театр в Москве, и к тому же он еще и преподавательской деятельностью занимается.  В нашем театре он работает по контракту, и в его власти продлить трудовой договор, или расторгнуть его. Мне кажется, он сам напустил дыму… Он и репертуар на декабрь подписывал. Почему его спектаклей в декабре нет? Все очень просто – мы же готовим для детей новогодний подарок, сказку «Щелкунчик», начинается усиленный репетиционный период, а еще принимаем труппу Национального академического драматического театра им. Якуба Коласа. 4 и 5 декабря наши коллеги из Витебска дадут две замечательных комедии – «Одноклассники» и «О-ля-ля!». Просто мы физически не сможем сыграть все, чтобы нам хотелось вновь и вновь показать зрителю в декабре...         
Но слухов без огня тоже не бывает, не так ли? Тем более таких настырных слухов. Сделаем предположение, что Ледуховский… не нашел общего языка со смоленским зрителем. С тем самым зрителем, которого он не раз просил «не оглуплять»! Который обожает столичные антрепризы-пустышки и плюется после просмотра невиннейшего спектакля Виктюка  о любви… 
Столичное досье
Спектакли Анатолия Ледуховского - это своего рода «лакмусовая бумага», сигнализирующая о наличии или отсутствии вкуса у зрителя. Ледуховский развязно и нагло бросает публике вызов!
к тому же тот зритель, который желает расслабиться и похохотать, на Ледуховского не пойдет, потому что в его спектакли нужно вглядываться, вслушиваться, читать между строк.
Ледуховский резок и неудобен, он НЕПРИВЫЧЕН для зрителя, привыкшего к «декорированным» постановкам и умирающим от скуки актерам, порой равнодушно произносящим, а не проживающим заученный текст.
В противном случае в шершавую партитуру его вызывающе странных, хоть и адаптированных к провинциальному консерватизму спектаклей вплетется еще один режущий слух звук - стук сидений покидающих зал зрителей. Он не желает приспосабливаться и быть всем приятным, он хочет одного - чтобы его зритель разглядел за кривляющейся маской мысль и всей кожей ощутил чувства, которые пронизывают пульсирующую ткань постановки. И при всем этом Ледуховский смело балансирует на грани пошлости и угнетающей банальности. Вчитываясь в его спектакли, будто идешь по минному полю - боишься наткнуться на... пустоту. И действительно натыкаешься на пустоты в своей душе, если она пуста.
Анастасия Петракова, «Страстной бульвар».
Над кем смеетесь? Над собой смеетесь
«Тучи» над Анатолием  Ледуховским «сгустились» сразу же после премьеры, открывшей 230-й юбилейный сезон в драматическом театре. Речь идет о трагикомедии \"Укрощение строптивого\".   
Ледуховский, выполняя \"кассовый соцзаказ\" (театру позарез нужны комедии!),  взял избитую пьесу - \"Трактирщицу\" Карло Гольдони. Ее ставили много раз, и большей частью банально и скучно. Однако  в спектакле \"Укрощение строптивого\", сработанном по мотивам \"Трактирщицы\", режиссер  пошел по своей излюбленной \"дорожке\" - пути создания архетипов, решив заострить трактовку пьесы на извечной борьбе мужского и женского начала. В результате получилась не традиционная комедия положений - отношений, а настоящий взрывной коктейль!   
 \"Как сделать так, чтобы веселый спектакль не стал общим местом, пошлостью в стиле \"Аншлага\"? Вот это действительно серьезная задача, с которой мне в жизни редко приходилось сталкиваться, - размышлял вслух Анатолий Владимирович, ломая голову над тем, как же с честью выйти из щекотливой ситуации и реанимировать пьесу, протертую на подмостках до дыр. -   Когда я делаю постановку, я не задумываюсь над тем, смешно это, или грустно. Если спектакль интересен, ни один зритель не спросит, почему же ему не смешно? Плохо, когда пытаешься рассмешить, но почему-то получается новое пустое место... Поэтому, когда видишь, что на афише написано \"комедия\", часто не хочется идти на спектакль. Понимаешь, что сейчас тебя начнут мучительно смешить, но смешно по понятным причинам не будет.  Мне кажется, что мы с артистами нащупали интересный ход. Во всяком случае, попробуем «укротить строптивого!»
Вот тут-то и выяснилось, насколько глубоко заблуждался Ледуховский, идеализируя среднестатистического смоленского театрала-любителя:  \"Зритель не так глуп, как кажется. Меня всегда поражали фразы \"Зритель не поймет... Вы не знаете нашего зрителя!\"  Да он везде совершенно одинаковый - и в Москве, и в Смоленске\". Не согласна я с вами, Анатолий Владимирович! Примитивно-смешная комедия оказалась пародией на так называемый кассовый спектакль, была всего лишь «оберткой», сними которую, и всласть рыдай над балладой о трагической  любви!   Да как же не понять, не увидеть, как сквозь гнусный, похотливый смех, кривляния и пошлость на божий свет рождается и гибнет истинное чувство?!
Не увидели.
Вот так беззаботно-веселая классика переродилась не на сцене, а в жизни (что гораздо страшнее) в  трагический сюр. Ледуховский не над традиционной  комедией посмеялся, как над жанром, а… над собой. Ведь далеко не у всех после просмотра страстной «антифеминистической» трагедии \"Укрощение строптивого\" остается изумительное послевкусие! Оно и понятно. С трудом представляю себе зрителей, ломящихся в кассу на последний фильм Ларса фон Триера «Антихрист».  А тема, поднятая режиссером в этом фильме (кстати, посвященном столь любимому Ледуховским Андрею Тарковскому)  очень актуальная, жесткая и перекликающаяся с новым «провинциальном» спектаклем Анатолия Владимировича - женщина погубит мужчину. А вслед за ним и весь мир….  
«Многие «умные» зрители перестают ходить на легковесные постановки, и театр этого зрителя теряет, а наша задача - вернуть его».
«Пусть лучше в зале будет пять человек, которым театр действительно дорог, они для меня гораздо важней тех, кто пришёл просто развлечься, - убежден главный режиссер Смоленского драматического театра. - Важно, что для этих пяти смолян будут играть артисты, которым интересно работать для думающего зрителя!» Но пять зрителей – это очень мало для выживания спектакля.
Как бы не поэтому в \"АиФ-Смоленск\" через месяц после премьеры «вдруг» появляется письмо разгневанного читателя-интеллектуала, который печалится, что  трагедии и комедии в драмтеатре \"заменили броскими внешне, но абсолютно пустыми по своему внутреннему содержанию экспериментами, наборами пошлых и глупых шуток\". А «любители» этих экспериментов, чтобы  не прослыть \"ханжами, ретроградами, некреативно мыслящими людьми», боятся «многие вещи называть своими именами - пошлость - пошлостью, бездарность - бездарностью\".
 «Когда зрителю что-то активно не нравится, мне это импонирует – я делаю спектакли не только для того, чтобы они «нравились»! Если моя работа вызывает раздражение, неудобство, выводит человека из себя, это не так уж плохо, значит, в спектакле что-то есть…»
Однажды бывший главреж драмтеатра, Игорь Войтулевич сказал: \"Творчество должно быть игрой, хулиганством, эпатажем\". В Смоленске игры со зрителем до добра не доводят: лучший, по мнению Игоря Геннадьевича, спектакль \"Розенкранц и Гильденстерн мертвы\" прошел всего шесть раз и был снят. Причина - на него не ходили.  \"Мои друзья в Смоленске говорят: \"Вот бы сейчас \"Розенкранца...\" поставить. Тогда город был не готов\",  - с грустной улыбкой поделился со мной при встрече в 2005 году Войтулевич. -  Я согласен с ними. Тогда зритель был действительно не готов принять и понять интеллектуальную драму, метафоричность Тома Стоппарда.  Это не простой автор, которого  можно обрушить на город после соцреализма, которым мы были развращены\". Поверьте, Игорь Геннадьевич, с тех пор ничего не изменилось. И сегодня б \"Розенкранца\" смотрели б не пять человек, а максимум тридцать. Но на конечный результат столь минимальное количество чувствительных и думающих душ все равно бы не повлияло - постановку непременно сняли бы как \"не приносящую доход\". 
Поставит ли  в феврале Ледуховский спектакль «Моя мать - Марлен Дитрих» по пьесе, которую он сам написал на основе мемуаров дочери скандального «голубого ангела» Марии Рива? Боюсь, мы можем не увидеть постановку, которая шокировала Театр Наций. А это весьма экстравагантное действо! Блеск серебра, черные фраки, белые манишки, кроваво-красные полотнища и гробы на сцене, которые лишь акцентируют внимание зрителей на безумии дочери звезды, ставшей тенью своей матери после ее смерти, пройдут мимо нас, как инфернальное виденье. Захочет ли Ледуховский остаться в Смоленске и продлить заключенный с ним  контракт? Если нет - жаль! Жаль не Ледуховского (у него и так престижных заказов навалом), а нас, нищих не кошельком, а духом провинциалов, жаль.
 Остается позавидовать москвичам, у них около двух тысяч театров. Демократия.  Плюрализм мнений. Не хочу авангард – смотрю костюмированную классику.
Не вы ли, Анатолий Владимирович, говорили: \"Проблема ещё и в том, что зритель не привык к театральному языку, многие даже и не подозревают, что такой язык существует, поэтому ему сложно понять происходящее на сцене\"?
 В точку - не привык!  \"Многие уже писали, что смотреть мои спектакли – своего рода работа. И не только мои. Чтобы понять постановку любого личностного режиссера, нужно немножко поработать\". Не хотят они \"работать\", господин Ледуховский. За полгода не то что \"словообразования\" театрального языка, \"фонетику\" его не выучить! 
По мнению Ледуховского, театр должен предъявлять претензии к зрителю, а не наоборот: «Иначе мы скатимся к тому, что будем ставить только «Зайку-зазнайку» - эту постановку действительно поймут все!»
«Я не склонен считать, что вокруг одно быдло, а я такой элитарный».
 Не зря, право, весьма резко в свое время высказался о нашем городе лауреат Всемирного литературного форума и  поэтической премии журнала \"Москва\", бард Алексей Витаков. Тот самый Витаков, которого литературные критики до сих пор называют певцом Смоленска и поэтом, «сумевшим в образной форме отразить текущую за окном эпоху»: 
- Что же касается Смоленска, здесь очень непростая обстановка. Княгиня Тенишева, наверно, крест наложила, когда сказала: \"Всем хорош Смоленск, кабы не зависть!\" 
Добавлю: и нежелание думать.
В феврале этого года новоиспеченный главреж Смоленской драмы Ледуховский сказал: «Раз меня сюда пригласили, это сигнал к тому, что нужно что-то изменить! В моем случае – усложнить. Если я пойму, что в моем присутствии здесь не нуждаются, придется со Смоленском расстаться».
Неужели мы и вправду расстанемся?
«Театр - первый и последний бастион, где витают свободные, живые чувства, которые ты впитываешь каждой порой. Здесь и только здесь настоящая любовь и истинное зло», -  как-то сказал заслуженный художник России Николай Агафонов, который в недалеком прошлом был «правой рукой» Игоря Войтулевича и вместе с ним создавал удивительные спектакли. Кое-какие из них живы до сих пор. Вот и полюбившуюся смолянам «Ромео и Джульетту» возрождают, вводят молодых актеров.
К сожалению, спектакли Ледуховского в провинции почему-то долго не живут.        







Загрузка комментариев...
Читайте также
5 минут назад
Ранее основатель проекта WarGonzo объявил о запуске новой ру...
34 минуты назад

Инцидент произошел сегодня, 28 марта, в городе Ярцево.

57 минут назад

Глава региона встретился со студентами и обсудил новый нацпроект....

сегодня, 10:29
Новости партнеров