«Деньги-деньги, дребеденьги, отберут покой и сон…»

Культура

Новый сезон в Камерном театре откроется 30 октября премьерой «… Кречинского!!!» поставленной Романом Родницким по пьесе А.В. Сухово-Кобылина «Свадьба Кречинского».   
Самый сложный и загадочный классик русской литературы, соединивший в себе талант Островского и Лермонтова, Александр Васильевич Сухово-Кобылин известен как автор одного (но зато какого!) произведения – трилогии «Картины прошедшего» - комедии «Свадьба Кречинского», драмы «Дело» и комедии-шутки «Смерть Тарелкина».  
 Однако Родницкий шутки шутить не собирается.  Режиссер намерен задавать вопросы зрителю, и с большим удовольствием отвечает на них сам.
- Почему после фамилии главного героя пьесы вы ставите три восклицательных знака?
- И многоточие впереди! Мы решили отойти от традиционного названия пьесы, дав зрителю воздух для фантазии. Для  меня принципиально важно, чтобы в названии спектакля был пропуск, в который каждый зритель мог бы вписать что-то свое. Казнить Кречинского, обожать Кречинского… Да что угодно!
- Каждый видит то, что он хочет видеть.
- Конечно! Герой этой пьесы в моем представлении неоднозначен.  Я не стал зацикливаться на том, что Кречинский - шулер, азартный игрок, и, совершенно не споря с автором, пошел другим путем. Мне захотелось показать трагедию человека, который был ослеплен деньгами и прошел мимо настоящей любви. Я верю в искренность чувства, которое возникло у Кречинского, потому и ставлю многоточие перед его фамилией. Хочется разобраться и понять, что толкает моего героя на столь странный поступок.  Это очень актуальный вопрос - сегодня каждый из нас сталкивается с проблемой денег и решает ее по-своему. Все вокруг говорят о деньгах, а это не свойственно русским. Согласитесь, когда деньги ставятся во главу угла, это страшно. Для русского человека.
- А что для русского человека главное?
- Душа. Так всегда было, есть и будет. У восточных славян свой исторический путь и религия, отличная от других религиозных ветвей христианства. У православных христиан совершенно иное понимание мира и отношение к нормам нравственности  и морали. На польских кладбищах можно увидеть камни с надгробными надписями  «инженер такой-то, доктор такой-то». А на наших кладбищах никогда не напишут «инженер Иванов», потому что для нас другое важно, и это не деньги, не социальный статус и положение в обществе.  Для русских важно, чтобы душа была у человека, а ее  ни за какие деньги не купишь! 
Потому-то мне и интересен этот образованный, неглупый и талантливый человек, мечты которого сводятся к тому, что он не видит ничего, кроме денег.  На вопрос, «зачем тебе деньги?» Кречинский говорит: «А дальше на эти деньги я выиграю еще деньги». Презренный металл - предел мечтаний Кречинского.  
- Разве в таком существовании есть смысл?
- Нет, конечно. Несмотря на то, что Сухово-Кобылин дает ему возможность свернуть с погибельного пути, обаятельнейшему герою пьесы  не удается этого сделать. Поэтому зритель и должен решить, происходит ли падение Кречинского в пропасть в силу его конченности, или его толкают в яму жизненные обстоятельства. Я не говорю о  том, что деньги не нужны. Вопрос в том, как к ним относиться.
- А вы не боитесь, что во время кризиса, заостряя внимание на проблеме и важности денег, вы вызовете у публики раздражение? Ведь многие люди реально бедствуют без работы, без денег?
- Разговор о предмете, который тебе неприятен, не всегда нежелателен. Я не спорю: когда приоритет материального успеха и умение делать деньги – краеугольный камень национальных черт, это нормально и не ломает хребет обществу. Когда  же превалирование денег над духовным не заложено в основу морального и социального обустройства нации, а привнесено  сверху, нужно решить серьезную проблему, как  к этому относиться. Конечно же, спектаклем такую серьезную проблему не решить. По крайней мере, заданный постановкой вопрос должен направить людей в правильном направлении и задуматься о том, куда мы несемся. 
- Кречинский – метафора русского общества?
- Мне кажется, все  намного проще. «Зарабатывать деньги или заниматься любимым делом?» - такая дилемма поставлена перед многими. Для меня важно, чтобы человек смотрел на сцену, и думал: «А как бы я поступил на месте Кречинского?».
- Кто же сыграет человека без мечты?
- Виталий Игнатенко. В постановке занята практически вся театральная труппа. Атуеву играет Татьяна Курилова, Расплюева – Николай Леонов, слугу Кречинского Федора – Владимир Зайцев, Лидочку – Валентина Родницкая. Николай Парасич исполнит роль Муромского, отца Лидочки. На мой взгляд, это одна из лучших ролей в пьесе Сухово-Кобылина, потому что трагедия, произошедшая с его персонажем, современная. И очень русская…
В будущем художественный руководитель театра, заслуженный артист России Николай Парасич планирует поставить на сцене Камерного «Дело»  «Смерть Тарелкина», потому что это очень талантливые и нужные сегодняшнему зрителю пьесы. 







Загрузка комментариев...
Читайте также
36 минут назад
По уточнённой информации в результате атак украинских БПЛА ж...
сегодня, 05:46
Губернатор Смоленской области сообщил о новых атаках украинс...
вчера, 23:07
Свеча памяти воинам Афгана совсем скоро загорится в Сафоновс...
15 минут назад

Об этом рассказали в ЦУР Смоленской области.

Новости партнеров