В Смоленске поставили \"полуфабрикатного\"... Пушкина

Культура

Малая сцена настолько мала и интимна, что каждый зритель в зале становится соучастником задорного актерского балагана и невольно варится в кипящем котле фантасмагории, учиненной Олегом Кузьмищевым - отцом еще одной трактовки \"Маленьких трагедий\" Пушкина. Границы пустой сцены (на самом деле таковой нет и в помине, - есть льющаяся ткань, расстеленная на полу, игра светотеней и музыка) раздвигаются, и вы оказываетесь... на средневековой площади, где на клочке сжатого до минимума пространства  изнывают от страстей и умирают понарошку шуты-актеры. Ну, разве что не хватает специально обученного человечка, который, кривляясь, пристает к публике с шапчонкой со звенящей горстью брошенных монет...
Увы, вы в XXI веке, с головой погружены в атмосферу абсурда происходящего прямо у вас \"на коленях\", и неизменным остается только Пушкин, и его смерть как жизнь, и жизнь как смерть. Вот две параллели, связавшие \"Маленькие трагедии\" в единый цикл, где каждая история рождается из тьмы небытия под воздействием пронзительно света и становится выпуклой благодаря изменчивой игры ткани, формирующей \"скелет\" постановки. И что только не вытворяют с этой пыльной материей, обретающей душу в лучах прожекторов, актеры! Катаются по полу, юродствуют, наматывают на себя единственную декорацию абсолютно свободного сценического пространства, превращаясь в причудливые коконы, могильные надгробия или беснующиеся волны гротескного человеческого моря...      
Зритель ждет чуда и получает его!  Он приглашен на пир во время чумы, на театральный пир в разгар беспощадного кризиса, который притаился за дверью театра. Публика забыла на полтора часа о заразных, как чума, бациллах нищеты, и с удовольствием тонет в балаганной, почти цирковой пантомиме, наслаждаясь актерской дуэлью Валерия Брыксина и Дэна Полянского.
Валерий Брыксин прекрасен, ужасен и многолик: он и Скупой рыцарь, и убиенный воздыхатель Лауры, и отчаянный Вальсингам. О, его Скупой рыцарь - не заложник смерти, чахнущий над златом, нет! Он не старик, он полон сил и скрытой мощи, и готов сражаться насмерть за бесценные дублоны. Ему плевать, кому выкрутить руку, потянувшуюся за родненькой денежкой - сыну ли, иль венценосной особе. Скупой рыцарь Брыксина - безжалостное чудовище, маска Смерти, выхваченная из тьмы дрожащим светом фонаря. Но и, как  выяснилось, и Смерть... не бессмертна: Скупой рыцарь гибнет, подобно змее, укусившей себя за хвост. 
Страстный, утробно рычащий, словно дикий зверь, дерущийся за обладание самкой,  Брыксин проигрывает в дуэли Полянскому и в \"Каменном госте\", но только в пушкинском контексте. Как актер - нет. Но соперник у него достойный: Полянский пластичен, он движется, танцуя, совершает акробатические трюки, и завораживает зрителя своей безумной энергетикой, животным магнетизмом. Его замысловатые эскапады  не затмевают блестящей игры Брыксина, наоборот! Дэн - его антипод, альтер эго, озорной, поигрывающий мускулами молодой лев. Настоящий Дон Жуан, бесстрашный шутник и сластолюбец.  И - гуляка праздный Моцарт, в игре черных теней на красном обреченно принимающий яд под (это - еще один сюрприз Кузьмищева!)... балладу брутального \"Рамштайна\" и умирающий с первыми звуками \"Реквиема\"...
Неважно, что спектакль, несмотря на всю свою живительную свежесть и трогательную искренность, кажется незавершенным, словно полуфабрикат, который хочется хорошенько прожарить на сковородке. Зритель все равно, как пришитый, смотрит на одном дыхании \"полуфабрикатного\" Пушкина Кузьмищева и взволнованно хлопает в финале горячими от аплодисментов ладошками... 







Загрузка комментариев...
Читайте также
19 минут назад
Он обратился к медикам еще 18 марта, сообщает региональное У...
51 минуту назад
По итогам двух этапов конкурсного отбора было представлено д...
сегодня, 19:09
По словам очевидцев, инцидент имел место на рейсе Вязьма – К...
сегодня, 18:32
В частности, в нем губернатор Смоленской области рассказывае...
Новости партнеров