Запорожская сечь. Теперь и в Смоленске

Культура
2 апреля в Смоленске стартовал самый масштабный кинопроект года и первая (!) экранизация Николая Гоголя в новейшей истории России   - фильм Владимира Бортко «Тарас Бульба».
Уже сегодня критики в один голос говорят, что «Тарас Бульба» - самый сильная работа в фильмографии режиссера. И дело отнюдь не в «неполиткорректном» - русском, православном решении эпоса Гоголя, - вызвавшем праведный гнев незалежной Украины. Только наши братья-славяне захотели задружиться со своими извечными врагами, турками да поляками, в едином формате Евросоюза, а тут такой до неприличия правдивый, натуралистичный фильм. Архикультурные ляхи в легионерских «плащах с кровавым подбоем»  вовсю унижают, рубят с плеча христиан, турки кровавые набеги совершают, процветает работорговля...  Конфуз, право! И никакими силами историю уже не переиначить, коли писал ее великим и могучим – РУССКИМ языком великий РУССКИЙ писатель Николай  Васильевич Гоголь...
Да не в политике дело, если говорить о произведении кинематографического искусства! «Тарас Бульба» действительно впечатляет размахом батальных сцен, микрокосмом деталей и поэтикой отображаемого на экране, и в рамки банального художественного  повествования «среднестатистического кино» совершенно не укладывается. Здесь-то и была  изначально собака зарыта – нет смысла соревноваться с певучей гоголевской поэзией, куда уместней с ней сотрудничать, пускать  волшебные строки за кадром лейтмотивом к происходящему...  Что характерно для почерка Бортко, трепетно относящемуся к авторскому тексту в своих экранизациях.  
Обычно бывает так: смотришь историческое кино, и уже после минут 20 внимательного созерцания костюмированного хаоса хочется крикнуть хрестоматийное: «Не верю!» На фильмах Бортко такого ощущения не возникает: «Тарас Бульба» предельно реалистичен и до предела насыщен отнюдь не бутафорскими (привычными для псевдоисторических картин) деталями быта запорожцев - и не захочешь, а поневоле с головой окунешься в атмосферу буйного XVI века, пропуском в которую служит... картина Репина «Запоржцы пишут письмо турецкому султану». Она и для Владимира Бортко послужила образцом, точкой отсчета изображения прошлого, о котором практически не осталось сведений, и стала одной из лучших, центральных художественных цитат «Тараса Бульбы» на экране.    
Разумеется, неслучаен и выбор актера на главную роль – ну кто б еще, кроме Богдана  Ступки, который замыкает на себе все роли и характеры, сыграл колоритного Бульбу? Некому сыграть! Не было бы Ступки, не получилось бы и картины. Одно плохо: больно Ступка получился щуплый – гоголевский Тарас Бульба о-го-го какой богатырь был, 20 пудов весил! Но не в весе дело, дело в том, что оправдал Бортко доверие зрителей, не посрамил имени классика.   
Так что стоит удивляться тому, что съемки фильма благословили высшие силы? Когда Владимир Бортко снимал сцену последнего боя, камера пошла далеко вверх – для того, чтобы максимально охватить душераздирающую картину гибели козаков, в этот момент в небе над съемочной площадкой появился «незапланированный» по сценарию журавль. По признанию режиссера, без этих кадров да без Божьей помощи одна из самых сильных сцен героического эпоса получилась бы намного слабее...







Загрузка комментариев...
Читайте также
14 минут назад
Это данные за три неполных месяца с начала года. Всего зарег...
сегодня, 11:51

В рамках новой стратегии розничного бизнеса ВТБ перезапустит...

38 минут назад
Бойцы получили дроны «Скворец», системы РЭБ, несколько типов...
сегодня, 11:37
Песок с обочин транспортных артерий города вывозят круглосут...
Новости партнеров