Шедевры Теремка на берегах Сены

Культура

С 19 сентября по 8 января в Париже проходила выставка «Русское искусство II половины XIX века». Девиз экспозиции - «Возвращение к истокам, поиски идентичности». Примечательно, что наряду с шедеврами крупнейших музеев России и Франции на выставке в Музее д’Орсэ были представлены 17 экспонатов единственного хранилища бесценных сокровищ из провинции - Смоленского государственного музея-заповедника. Случай беспрецедентный!

Экспозиция вызвала огромный интерес у публики: за четыре месяца выставку посетили 260 тысяч человек. Парижане смогли увидеть шедевры Государственной Третьяковской галереи, Государственного Исторического музея, Музея архитектуры имени Щусева, Бахрушинского музея, Российской государственной библиотеки (Москва), Санкт-Петербургского музея академии искусств России, Музея этнографии (С.-Петербург), Института национального искусства и Архива национального искусства Парижа. И, конечно же, работы сподвижников княгини Тенишевой из Смоленского государственного музея-заповедника.

Все дело в Малютине

Эта история началась два года назад. «В 2003 году в Смоленск приехали два сотрудника Музея д‘Орсэ - Мари Сале и Эдуард Папэ, - рассказывает хранитель коллекции графики и художник-реставратор по графике Валентина Ивановна Кочанова. - Французов интересовали эскизы С.В. Малютина, созданные в период его сотрудничества с княгиней Тенишевой в 1900 - 1903 годы, а также другие художественные ценности, увидевшие свет в Теремке, - вышивка, изразцы, мебель. Сале и Папэ составили список экспонатов и пообещали, что уникальные смоленские творения и графика непременно займут достойное место на одной из наиболее значимых парижских выставок 2005 года. Признаюсь честно, не верилось, что наш музей выйдет на столь высокий международный уровень. До сих пор шедевры из Смоленска выставлялись в Москве, Санкт-Петербурге, Могилеве, но Париж, Музей д‘Орсэ… С другой стороны, смоленский музей - единственный из провинциальных хранилищ произведений искусства, владеющий столь богатым материалом».

Сопровождать экспонаты посчастливилось Валентине Кочановой. В число вызвавших восхищение Сале и Папэ музейных экспонатов вошли редчайшие графические работы (эскиз мозаики портала церкви Св. Духа во Фленове («Спас Нерукотворный» Н.К. Рериха), проекты церквей во Фленове С.В. Малютина и М.А. Врубеля), декоративное панно, выполненное по эскизам Малютина, - «Садко - богатый гость», а также три декоративных малютинских изразца и доска «Берендей» (эскиз А.П. Зиновьева, роспись и обжиг - В.В. Бекетова). Плюс потрясающей красоты буфет по эскизу А.П. Зиновьева, стол и стул в стиле модерн, декоративная солонка «Курочка Ряба», три портретные рамки, рамочка для иконы и художественная вышивка - всего семнадцать предметов старины (включая эскизы), ярко, образно, зримо представляющих культуру России на рубеже XIX -XX веков.

- Первоначально предполагалось, что ответственность за коллекцию изделий талашкинских мастерских и графических произведений будет возложена на сотрудников Государственного Исторического музея, - говорит Валентина Кочанова. - Но поскольку в число экспонатов, составлявших ценную часть коллекции музея, вошли и одни из самых хрупких произведений искусства - графические, мы не имели права перекладывать эту проблему на плечи коллег. Я и реставратор графики, и хранитель, так что неудивительно, что выбор пал на меня.

Как «Садко» подарили вторую жизнь

Перед тем как увидеть Париж, тенишевские сокровища подверглись тщательнейшей реставрации. И многим из них была подарена вторая жизнь.

- Особенно нас порадовало восстановление панно «Садко - богатый гость», которое давно нуждалось в реставрации. К сожалению, у нас нет возможности выдерживать необходимый температурно-влажностный режим, в помещении сухо, в результате и появляются трещины. Специалисты не только устранили дефекты основы, но и восполнили утраченные фрагменты. И это только один пример кропотливой работы реставраторов ВХНРЦ имени Грабаря А.Б. Бохова и С.В. Лапшина, вернувших первоначальный облик очень ценным экспонатам. Были и настоящие открытия: оказалось, что столешница стола, выполненного по эскизу Малютина, не из агата, как предполагалось, а из окаменевшей древесины.

Неожиданные находки и встречи

- Нашим французским коллегам удалось по памяти (фотографировать экспонаты строжайше запрещено) заранее определить место в зале для каждого выставочного предмета, причем так, чтобы он смотрелся наиболее выигрышно и не потерялся в общей массе представленных коллекций. Кстати, добиться такого эффекта нелегко, даже имея под рукой необходимый материал. Однако экспозиция была выстроена идеально с точки зрения эстетического восприятия. Все смотрелось просто великолепно! Мы привезли в Париж малютинский стул, особенность которого в том, что и обратная сторона спинки этого украшения интерьера покрыта росписями и резьбой. А французы решили эту проблему следующим образом: поставили рядом с нашим стулом из Теремка гимовского «брата-близнеца», развернув один стул фронтально, сиденьем к публике, а другой - спинкой. В результате вся краса налицо! Еще одно потрясение, о котором нельзя умолчать: мне посчастливилось увидеть на выставке резные дверцы книжного шкафа, выполненного по эскизу Н.К. Рериха в 1904 году для рабочей библиотеки в Талашкине, которые мы считали утраченными. Оказалось, что все это время дверцы находились в Сергиевом Посаде…

И, конечно же, меня духовно обогатила встреча с внуком известного русского художника В.Д. Поленова Александром Ляпиным. Александр Александрович не только внес лепту в художественное разнообразие выставки, предоставив Музею д‘Орсэ предметы декоративно-прикладного искусства из своей интереснейшей коллекции, но и с удовольствием общался со своими соотечественниками и сотрудниками российских музеев. Поистине широкой души человек! Порадовало и то, что графика и образцы декоративно-прикладного искусства из Теремка не затерялись среди картин Репина, Врубеля, Васнецова, Ге, Архипова и уникальных предметов из музейных собраний Москвы, Санкт-Петербурга, Парижа.

Остается добавить, что по своим масштабам и уникальности экспонатов выставка «Русское искусство II половины XIX века» превзошла все наши ожидания. Задумка французских музейщиков удалась на славу!

Справка «РП»

В Музее д‘Орсэ (расположен на левом берегу Сены, напротив Лувра) собраны наиболее значительные произведения искусства Франции - живопись, графика, скульптура периода 1848 - 1905 гг. Музей занимает здание бывшего железнодорожного вокзала, построенного в 1900 году по проекту архитектора Виктора Лалу на месте старого дворца Орсэ, где размещались Государственный совет и Графский двор, разрушенный коммунарами в 1871 году. Центральная часть здания - огромный зал, образованный металлическими арками, замаскированными снаружи пышным фасадом из тесаного камня в стиле эклектика, изнутри - кессонами с лепниной.

В 1939 году вокзал был закрыт, и величественному зданию угрожал снос. Однако в 1973 году творение Лалу во-шло в Свод исторических памятников Парижа, и сноса удалось благополучно избежать. Идея преобразования вокзала в музей возникла в годы правления Жоржа Помпиду. В 1978 году Жискар д’Эстен вновь рассмотрел проект перестройки бывшего вокзала, и именно этот год можно считать датой рождения будущего музея.

Первый уровень, или этаж, посвящен искусству 1850 - 1875 гг. Справа представлены образцы наследия классицизма и реализма, а также ранние работы Дега, слева - реализм (Домье, Курбе и др.). Верхний уровень музея занимают шедевры импрессионизма и постимпрессионизма, а среднюю часть - произведения символистов, модернистов и представителей натурализма. На балконах - скульптура Родена, Клоделя, Майоля.








Загрузка комментариев...
Читайте также
сегодня, 00:19
Мужчина решил своровать небольшую цифровую камеру в одном из...
вчера, 23:59
Третья игра турнира BrainShaker 2024 состоялась в 17 российс...
вчера, 23:01
Сроки утверждены постановлением администрации Смоленской обл...
вчера, 22:03
В Смоленской области приступили к проектированию трех межпос...
Новости партнеров