Атлетика чувств и жестокость. Над зрителем?

Культура

В конце февраля в Смоленске прошли гастроли «Театральной лаборатории под руководством Вадима Максимова». Три совершенно разных спектакля по пьесам совершенно разных авторов - Стриндберга, Жене, Йейтса. И совершенно новый для консервативной провинции театральный язык. Пустая сцена, минимум декораций, минимум одежды на актерах. Плюс извлечение звуков из любой части человеческого тела, способной звучать: человек - музыкальный инструмент, и точка! Обрусевший театр абсурда, замешанный на Востоке. Экспериментальная лаборатория Максимова - единственный в России апологет «Театра Жестокости» Антонена Арто.

Увы! Смоленск подарил питерской труппе не только аплодисменты, но и звучные хлопки... сидений: многие зрители новаторства не оценили и покинули зал задолго до окончания спектакля. Что абсолютно не смутило руководителя театральной лаборатории господина МАКСИМОВА.

- Вас действительно не коробит, не задевает, что во время постановки публика покидает зал?

- Нет. Это нормально! Любая публика - наша, однако рассчитывать на полное приятие невозможно. Просто большинство зрителей не привыкло утруждать себя в зрительном зале. Элементарное умственное усилие - норма для восприятия произведения искусства. Если человек пришел в музей, он должен немного помучиться, ведь нельзя же смотреть на картину с закрытыми глазами. Для начала нужно открыть глаза. Театр - не исключение, только здесь необходимо не только глаза, но и душу распахнуть.

- Как рождаются ваши спектакли?

- Наш театр - экспериментальный, поэтому постановка спектаклей связана не только с работой с актерами и разбором пьес, но и с научной разработкой театральных систем. Мы занимаемся по системе Антонена Арто, которая до сих пор не используется на русских подмостках, так как отечественная театральная традиция затормозилась лет этак на... 60. Европа увлекалась Арто в 60 - 70-е годы, а разработал он свой театральный язык еще раньше, в 30-е годы прошлого века. Нам не чужды и другие театральные системы - русский футуризм и европейский символизм, восточный синтетический театр.

- А в чем особенность системы Арто?

- Это непсихологический театр, не связанный с бытовой психологией образа. Причем речь идет не о характерах, раскрываемых на сцене, а об архетипах. В результате каждый спектакль представляет собой структуру, воссоздающую эволюцию человеческого сознания. В результате через трагическое мироощущение и катарсис мы создаем на сцене качественно новую античную гармонию на уровне синтеза духа и плоти. Для Арто важен не столько театр, сколько само творчество. Искусство, которое только тогда является искусством, когда человек открывает смысл своего существования через творческий акт, а не через религию. И это не столько идея Арто, сколько философский постулат Фридриха Ницше, оказавшего на XX век колоссальное влияние. Творческий акт у Антонена Арто совершается на сцене, так как именно здесь происходит тотальное воздействие на зрителя. Театр Арто - синтетический. Это иероглиф звука, жеста, слова, пластики и музыки. Систему работы с актерами по Арто называют аффективным атлетизмом, когда каждый актер - атлет чувств. Аналогичный процесс протекает и со зрителями во время наших спектаклей.

- А не оказывают ли негативного воздействия на психику зрителя ваши постановки? Не происходит ли во время спектакля зомбирование зрителя?

- Мы не стремимся шокировать или «зомбировать» публику. Если зритель хочет сохранить себя в девственной неприкосновенности, пускай избегает сильных потрясений. Но тогда он не ощутит катарсиса, свойственного театру Аристотеля и мировому театру в целом. А катарсис - духовное очищение через потрясение - как раз и является высшим критерием оценки сценической постановки.

- Ваш театр коммерческим не назовешь. А на какие средства вы существуете?

- Совершенно на мифические! Постоянных источников финансирования нет. Считаем, что нам повезло, если получили грант или премию на фестивале.

- Обнаженное тело на сцене... Но это уже не так актуально, как прежде!

- В настоящем театре нет запретов, и для меня совершенно не важно, все режиссеры раздевают своих актеров публично или нет. Это всего лишь театральный прием, где обнаженное тело используется как костюм, материал. И этот «костюм» необходим для того, чтобы ввести в эстетическое русло возникшую в зале реакцию зрителей. Другой задачи нет.

- Если гастроли лаборатории пройдут в Смоленске успешно, вы вернетесь в наш город для проведения тренингов, как обещали?

- Почему бы и нет? Если у зрителя есть интерес, постараемся приехать.








Загрузка комментариев...
Читайте также
27.03.2024 23:33
Вторая игра интеллектуального турнира BrainShaker 2024 от се...
55 минут назад
Авария случилась вчера утром возле костела.
сегодня, 13:09
Это данные за три неполных месяца с начала года. Всего зарег...
19 минут назад
Новости партнеров