Тайна «Гепардов, терзающих оленя»

Культура

В Историческом музее на протяжении последних нескольких месяцев работает экспозиция, вызывающая особый интерес у знатоков и ценителей искусства, - «Немецкая живопись XVII - начала XX века». Выставка поистине уникальна - многие музеи мира не отказались бы заполучить ряд представленных на ней экспонатов. Экспозиция открылась в столичном Музее декоративно-прикладного и народного искусства и затем перекочевала в Смоленск.

Выставочные работы являют собой часть большой коллекции западноевропейского искусства из фондов Смоленского государственного музея-заповедника. Картины пополнили фонды в 20-х годах прошлого века - подавляющее большинство пейзажей, портретов и натюрмортов поступили в фонды из 300 усадеб, в том числе из имений Барышниковых, Хлудовых и Халецких. Коллекция Барышниковых наиболее обширна. Одно время Сергей Андреевич Барышников жил в Мюнхене и скрупулезно собирал немецкую живопись. Именно эти картины составляют единый блок пейзажной живописи, выполненной в духе немецкого натурализма с элементами романтизма. Это и Эрнст Кайзер, воспевающий красоты Баварии, и Генрих Бюркель - невероятно популярный на европейских аукционах живописец. И, конечно же, Йозеф Кох. Примечательно, что в России находятся всего лишь две работы Йозефа Коха - в Эрмитаже и в Смоленске!

Также одним из наиболее интересных, с точки зрения искусствоведения, экспонатов выставки является работа живописца XVII века Иоанна Генриха Рооса «Встреча Иакова с Лаваном». Есть предположение, что в галерею библейских персонажей, во множестве изображенных на картине, художник «вписал» в лучших традициях фламандского реалистического искусства и свой автопортрет, а также портрет жены. Не заметить эту чету просто невозможно: изображения лиц выдержаны в холодных тонах (колористика полотна теплая), ну и, разумеется, в глаза бросаются костюмы XVII века. Вот такой своеобразный автограф оставил художник Роос - в те времена подобные забавные шутки-ребусы были у богемы в ходу.

Не менее примечательна и картина Карла Рутхарта «Гепарды, терзающие оленя». На картине изображены три хищника, разрывающих на части несчастное животное на фоне прекрасно-равнодушной к страданиям оленя природы. Однако еще совсем недавно красавца с ветвистыми рогами терзали... всего два гепарда - третьего зверя (который находится в отдалении) реставраторам удалось обнаружить с помощью рентгена: по неизвестной причине хищник был «записан» под фон неба. Реставраторы восстановили первоначальный облик картины, чтобы уравновесить математически просчитанную гармоничную композицию.

Третья часть экспозиции представлена трофейными работами из Германии, пополнившими смоленские фонды в 1945 году. Портретная немецкая живопись в неразберихе и спешке, свойственной военному времени, была «приплюсована» к вывезенным из Смоленска ценностям, обнаруженным майором Павловым в имении генерала Штеренберга. Впоследствии оказалось, что на этих картинах художники запечатлели представителей знатного имперского рода, известного в XV веке, - Штольберг-Вернегероде.

- Я считаю, что смолянам нельзя упустить столь уникальную возможность, - говорит старший научный сотрудник музея Лидия Мельникова, - эти работы пролежали в запасниках 80 лет и вновь увидят свет в следующий раз еще лет через 60 - 70. Не теряйте драгоценного времени, спешите увидеть! Выставка работает до 20 мая.








Загрузка комментариев...
Читайте также
15 минут назад
Григорий Кравцов, кавалер ордена «Родительская слава», отец ...
1 минуту назад
За ночь обстановка улучшилась в нескольких муниципалитетах.
28.03.2023 12:39

Техника, доступная современным аграриям, заставила многих...

59 минут назад

О деталях трагедии рассказали в ГУ МЧС России по Смоленской...

Новости партнеров