Без кормушки-3

Культура

С Екатериной Петровой, культурологом и искусствоведом, мы заканчиваем обсуждение ситуации с культурой в сегодняшней России.

3.В поисках духовности

- В прошлый раз вы, Екатерина Валерьевна, остановились на ключевом понятии - духовности. Об этом много говорят, но у меня сложилось впечатление, что не без поддержки государства все разговоры на деле сводятся не к культуре, а к православию и даже к церкви. Правомерна ли такая подмена? Бодрийяр не без сарказма писал, что царство Божие для масс всегда существовало на земле - в спектакле, который устроила для него церковь.

- Конечно, такая подмена не правомерна. Сейчас пришла мысль: в старой России в ходу были определения - инородцы и иноверцы. Чаще говорили об иных народах, а вторым определением обозначали разницу в конфессиях. Это лишний раз подчеркивает, что Россия всегда отличалась веротерпимостью. А любая церковь является сугубо светской организацией.

- Будь даже она отделена от государства не формально, как в России?

- Абсолютно! Ибо действует церковь по законам этого мира, хотя вроде бы провозглашает законы иного. Другое дело - само понятие веры, и веры именно в Бога. Эта тема русской интеллигенции невероятно близка. Мы знаем о духовных поисках Льва Толстого. Он в итоге вышел на систему верований, которая очень сильно отличается от православия и находится на стыке религиозных течений. Мы знаем, сколько Достоевский писал и размышлял на эту тему. Поэтому главное - развитие духовности и веры. А вера - хоть в Магомета, хоть в Иисуса - это уже не имеет значения. У нас неверующих по сути нет. Провозглашающие себя атеистами чаще всего атеисты по незнанию.

Другое дело, что духовность - явление непростое. Что мы подразумеваем под духовностью? Наверное, в первую очередь следование моральным принципам. А им можно следовать и будучи атеистом. Так что способы морального воспитания могут быть очень разными, лишь бы они отвечали гуманистическим началам.

Что касается нашего государства и церкви, я, может, скажу крамолу. Когда государство начинает чувствовать себя слабым, оно хватается за церковный посох в виде официальной религии. Когда славянскому государству понадобился такой посох, когда князю Владимиру нужна была власть в полном объеме - он что сделал? Помните спор о трех религиях? Он выбрал православие, причем сделал это цивилизованно.

- Но авторитарно. Сказал: быть по сему!

- Конечно, Владимир воплощал в себе государственную власть, хотя полноценного государства еще не было. Сегодня возвращение к православным истокам - явление очень хорошее. Однако ни одна религия мира, кроме маргинальных, не учит плохому. Любви, добру, справедливости учить надо. Если через религиозные книги это легче делать - хорошо. Но беда в том, что изучение любой религии под насилием - а введение официального православия в школах это в определенной степени насилие - обязательно приведет к негативу.

- Напомню, что Япония, делая ставку на полное развитие потенциала каждой личности, допустила использование христианства, ислама…

- В Японии синтоизм - официальная религия, пантеистическая. Это означает многобожие. Поэтому синтоизм легко сжился с буддизмом, а потом и с дзен-буддизмом, который даже не религия, а ответвление философии. Так что японцам проще, а нам сложнее. Когда мы провозгласили религию опиумом и с одинаковой резвостью сносили церкви и мечети, то выплеснули ребенка полностью и получили сложную ситуацию. Ведь легче всего создать образ врага, опираясь на инаковость. А инаковость не в том, что я хожу в платке, а ты - нет (хотя во Франции этот момент возвели в принцип). Это проще всего. Но образ врага нужен всегда любым политикам, любому государству и любой церкви.

- Думаю, на этом фоне излишне педалируют и ваххабизм.

- Конечно! Любой фундаментализм, необязательно ваххабизм. Важен образ врага, а фундаментализм в основе своей близок государственной системе, потому что государство - это жесткость иерархии. То, что наши руководители стоят в храмах со свечками, - пускай стоят. Это их право. Беда в другом. Во все времена нам не хватало мудрых правителей. Ибо мудрость заключается не в том, чтобы уничтожать сад, а в том, чтобы посадить новый, упорядочить его, ухаживать за ним. А большая религия - это всегда сложно. Я боюсь фанатизма, а православие ведет себя как фанатик.

- Жестко вы формулируете…

- Могу сказать - почему. Вот проблема возвращения церкви храмов. Я была на расширенном заседании одного совета по культуре вместе с представителями церкви. И такой ярости, какую они выплеснули на музейщиков, давно не слышала. Грех немилосердия был совершен ими в полном объеме. И власть этот фанатизм поддерживает. Я почему тоскую иногда по советским временам? Тогда можно было объяснить секретарю обкома партии по идеологии, что вот это нельзя делать, потому что получим вот такие-то негативные последствия. А теперь даже мелкому чиновнику в администрации подобное невозможно втолковать.

Беда в том, что государство не может определить своих приоритетов в отношении культуры. Есть вещи, которые без государственной поддержки просто невозможны. Например, сохранить Большой театр, симфонический оркестр. Эстетическое воспитание в стране без государства тоже не осуществить. Думаю, что должна быть большая национальная программа по культуре. Но мы, к сожалению, не Япония, и это вряд ли возможно. Либо, что вероятнее, культурная составляющая должна входить во все национальные программы.

- Сейчас культурные учреждения получают статус автономных некоммерческих образований, обсуждают возможности их приватизации. Что вы думаете по этому поводу?

- Если речь идет о музеях - это полный абсурд. Основные функции музея - хранение, на этом не заработаешь. Храним «Джоконду», и как сделать это без господдержки? Разрезать на кусочки и продать? Или как в форме АНО будет существовать филармония, пропагандирующая классику? Параллельно с концертом Михаила Плетнева устраивать эротические шоу? Мировая практика давно известна: частные организации культуры могут существовать, но национальное достояние должно сохраняться государством. Вообще, произведения искусства есть лучший способ вложения капитала, именно по количеству произведений мирового значения в той или иной стране оцениваются ее многие характеристики.

- Это ненормально, потому что потребительское отношение к культуре порождает все нынешние негативные процессы. Можно ввести частные библиотеки, как это частично было в царской России. Но в нынешнем обществе они остаются единственным массовым способом постижения культурного наследия, информации. В мире есть разный опыт. Существуют, например, города-музеи в Скандинавии. Люди ходят в национальных костюмах, демонстрируют ремесла. Но такие города - не учреждения, а свободное проявление муниципальных образований, самих горожан.

…Приватизация памятников культуры представляется мне сложной. В Англии замки принадлежат каким-нибудь лордам. Не могут поддерживать - продают, но с обязательным условием и дальше поддерживать в надлежащем виде. У нас же нет класса, который это мог бы делать. В итоге мы потеряли почти всю усадебную Россию, одну из жемчужин культурной жизни. В мире нет ничего похожего. Это феномен в художественном, интеллектуальном смысле. И государство как собака на сене: сам не гам и другому не дам. Словом, в нашей культуре масса вопросов, на которые пока нет ответов.








Загрузка комментариев...
Читайте также
39 минут назад

Глава региона ответил на вопросы военкора Семена Пегова,...

3 минуты назад
Команда регионального ГУ МЧС победила на межрегиональном эта...
сегодня, 16:14

С 15 по 25 марта прошли VIII всероссийские соревнования ...

сегодня, 15:09
О ходе работ на пл. Победы рассказали в Смоленскавтодоре.
Новости партнеров