В свет вышла новая книга известного смоленского поэта Владимира Макаренкова «Земли касается душа». Своими впечатлениями делится заслуженный деятель науки РФ, доктор филологических наук, профессор СмолГУ Вадим Соломонович Баевский.
В новой книге Макаренкова есть стихо-творение, которое начинается афоризмом:
Все, что поэтично,
В жизни - единично.
Мысль неожиданная, глубоко верная и весьма обязывающая. Выходит, все повторения, перепевы, пересказы, подражания в стихах - это не поэзия. Сразу отсекается вся бесконечная графомания, часто полуграмотная и агрессивная.
Но как же быть с вечными темами, которыми живет мировая поэзия на протяжении тысячелетий? Здесь на первом месте любовь. Дальше - идиллия, верность родному дому, семье, природе, труду. В противоположность этому странствия, чужие земли, чужие нравы тоже становятся предметом поэзии со времен «Одиссеи». Углубление в себя, в свои отношения с Богом, с миром, с другими людьми, близкими и далекими, с самим собой. Наконец, вечная тема поэзии - поэзия.
Как же это совместить? Предметы поэзии единичны - и к ним обращаются все новые и новые поколения поэтов? А есть поэты, которые настоятельно работают главным образом на чужом материале. И среди таких поэтов встречаем классиков нашей литературы: Крылова, Жуковского. «У меня почти все или чужое, или по поводу чужого, и все, однако, мое», - сказал Жуковский.
Этот вопрос ставит перед нами и новая книга стихов Макаренкова, вобравшая в себя лучшее, написанное им за последние годы. Его темы как раз традиционны - а стихи поэтичны.
Потому что в поэзии вопрос «как?» важнее вопроса «что?». Это мысль еще одного классика - Тургенева. Поэт умеет в хорошо известном, многократно описанном увидеть новое, ранее никем не виданное. Привычное остраннить. Сделать его непривычным, странным.
О любви можно написать так:
Я помню чудное мгновенье:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное виденье,
Как гений чистой красоты.
Это Пушкин. И так:
Как будто бы железом,
Обмокнутым в сурьму,
Тебя вели нарезом
По сердцу моему.
Это Пастернак. И так:
В доме тихо, в доме пусто,
Грусть в узорах на ковре.
Без тебя всегда мне грустно,
Как собаке в конуре.
Ты жена мне, не невеста,
Но годам всем вопреки,
Как ударит дверь подъезда,
Я уж слушаю шаги.
И готов я встать на лапки,
И в глазах ищу вопрос,
И несу поспешно тапки,
Как послушный верный пес.
А это Макаренков. О самой традиционной теме мировой поэзии он сумел сказать по-своему искренне, убедительно, с юмором.
Подобные параллели можно было бы привести и в других темах. Покажем своеобразие поэта в надежде, что читатель сам увлечется и задумается над книгой Макаренкова.
Стихотворение начинается строкой:
Мой сослуживец побывал в Чечне.
А кончается так:
А мы ведем пустяшный разговор,
Из темы в тему входим без прелюдий.
Неловко нам спросить его в упор,
Как выживают там и гибнут люди?
Вполне традиционная тема: писали о войне в Чечне и Пушкин, и Лермонтов, и Лев Толстой; а уж в последние двадцать лет пишут не переставая. А Макаренков нашел свои собственные слова. Неловко расспрашивать человека оттуда. За этим единственным словом встает понимание того, что там невыразимо тяжело, что касаться этого здесь - почти кощунственно. Там люди выживают и гибнут - всего два слова обозначают два полюса судьбы.
А вот наша повседневная жизнь. То, о чем говорит Макаренков, не единично, а повторяется на каждом шагу. К тому же оно такое привычное, что его перестаешь замечать. А стихотворение извлекает поэзию из гримасы быта:
Шел, не думал ни о чем,
Выбирая путь.
Кто-то смог задеть плечом,
Кто-то - оттолкнуть.
Влез в наполненный трамвай.
Там мне сапоги
Отдавили невзначай
Чьи-то каблуки.
Сбили шапку на глаза.
Выпалили срам.
Земляки, за что, ведь зла
Я не сделал вам?!
Любовь к родной земле - тоже одна из вечных тем поэзии. Она бывает разной, эта любовь. Лев Толстой писал о стыдливом патриотизме, который не кичится, а сострадает. Размышляя о русском народе, Макаренков прямо говорит: Народ великий мой. И тут же выражает свою особенную любовь.
Нет-нет, не твой я милый!
Ты не моя Печаль.
Обиженных и сирых,
И спившихся мне жаль!
Не выслуживших чина,
Не покоривших даль...
О том моя кручина,
О том моя печаль.
Можно пафосно воспевать покорение космоса, богатые урожаи и сибирские стройки. А можно иначе. Стихотворение Макаренкова неподражаемое от первой до последней мысли, от первой до последней строчки. И вместе с тем в традициях великой русской литературы «Размышлений у парадного подъезда» Некрасова, «Униженных и оскорбленных» Достоевского, в традициях Блока. Да-да, Блока. Потому что он был поэт не только Прекрасной Дамы и Незнакомки. Писал он и вовсе горькие стихи. Начало первой мировой войны он встретил таким стихотворением:
Грешить бесстыдно, беспробудно,
Счет потерять ночам и дням,
И с головой от хмеля трудной,
Пройти сторонкой в Божий храм.
Кладя в тарелку грошик медный,
Три, да еще семь раз подряд
Поцеловать столетний, бедный
И зацелованный оклад.
А воротясь домой, обмерить
На тот же грош кого-нибудь,
И пса голодного от двери,
Икнув, ногою отпихнуть.
И на перины пуховые
В тяжелом завалиться сне...
Да, и такой, моя Россия,
Ты всех краев дороже мне.
Со стихотворением Макаренкова «Печаль всея Руси» чувствами и мыслью связано другое стихотворение. Оно без названия.
Мама умерла в плохой больнице.
Так вернула Родина долги.
Пенсионный рай отцу не снится,
Тем живет, что чинит сапоги.
Спросите меня, а где поддержка
Сына, что при деле, жив и цел?
Сам я нищ, я - пушечная пешка,
Горемыка русский офицер.
Я не знаю, что сказал бы Пушкин,
Но имею честь и не солгу:
Больно мне, что я родился русским!
Жить я без России не могу!
Конечно, автор знает, что сказал Пушкин. Потому-то его и вспоминает. Напомню слова великого классика и читателю. Когда его стесняли, ставили в невыносимые условия, лишавшие его возможности писать, Николай I и Бенкендорф, Пушкин негодовал: «Чорт догадал меня родиться в России с душою и талантом!» А в споре с Чаадаевым по поводу его «Философического письма» Пушкин утверждал (они переписывались по-французски; привожу перевод): «клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам Бог ее дал».
В мыслях разумного человека господствует логическая последовательность. А чувства всегда противоречивы. Это закон. Поэт строит свои стихи на столкновении противоречий. Именно из них и возникает искусство слова.
В том числе искусство слова, которым владеет Владимир Макаренков.
Так же уверенно владеет он стихотворной техникой. В метрике, ритмике, строфике он продолжает классическую традицию. А вот рифму он ищет новую, неожиданную. Когда-то в русской поэзии рифма могла быть только точной. Отклонения были редки. Постепенно поэты стали искать рифмы приблизительные, неточные, да еще оригинальные - такие, каких до них не было. Вот этой современной техникой самой разнообразной рифмы, привлекающей и останавливающей внимание читателя, владеет Макаренков. Он рифмует углях - джунглях, всех - парсек, долго - долга. Здесь необходимо остановиться. В рифме стоят слова, почти точно совпадающие по звучанию и написанию. Но они принадлежат к разным частям речи: одно - наречие, другое - имя существительное:
Когда меня не станет на земле,
Хочу, чтоб не печалилась ты долго,
И память не терзала чувством долга,
Выискивая образ мой во мгле.
Вместе с уникальной рифмой запоминается и мысль поэта, соединяющая смерть и жизнь, жизнью преодолевающая смерть.
Так, как написана большая часть стихотворений этой книги, можно писать только в минуты вдохновения. Вдохновенная книга.