Николай Степанов: Хочу, чтобы оркестр шокировал публику

Культура

Зачем народному оркестру шокирующий современный фейсинг? Почему дирижеры не любят исполнительниц-женщин? Какие сюрпризы подготовили смолянам музыканты к Дню города и открытию нового музыкального сезона? На эти и другие вопросы отвечает художественный руководитель Смоленского русского народного оркестра имени В.П. Дубровского, заслуженный артист России Николай Степанов. Тем более что и повод для встречи есть, и весьма значительный: 2 сентября на Красной площади в Москве в рамках празднования Дня города состоялся концерт, посвященный 10-летию образования Союзного государства Белоруссии и России. Концертную программу открыл оркестр имени В.П. Дубровского.

- У оркестра сложились теплые отношения с белорусскими музыкантами, - говорит Николай Николаевич, - и приглашение играть на Красной площади - своеобразный отклик давних связей смолян с белорусами. Открытие подобного концерта, в котором примут участие лучшие коллективы России и Республики Беларусь, - почетное место в программе, и для нас это очень удобно: отыграем - и сразу в Смоленск. Это, конечно, нелегко, но что делать? Вся жизнь такая. Нет у оркестра денег в гостинице остановиться.

Также, по приглашению белорусской стороны, планируем провести несколько совместных концертов с Государственным народным оркестром имени И.И. Жиновича в Минске, Витебске и Смоленске. Одно отделение сыграют белорусы, другое - мы. У нас прекрасные отношения с белорусами, это еще Виктор Павлович мосты наводил.

- А что еще в планах Смоленского народного оркестра?

- В этом году постараемся сыграть совместный концерт с камерным оркестром. Давид Русишвили отнесся к этой идее с интересом, и, надеюсь, это будет впечатляющий музыкальный праздник. Поскольку два оркестра практически невозможно разместить на маленькой сцене филармонии, выступим в драмтеатре.

В самое ближайшее время порадуем смолян на Дне города: один концерт дадим на площади Ленина, другой - в центре. Программа обещает быть очень интересной: в концерте примут участие Ольга Воронец, наши солисты и, возможно, Иосиф Кобзон.

Открытие музыкального сезона запланировано на 7 октября, и наш коллектив подготовил по этому случаю неординарную программу. Дело в том, что в сентябре исполняется 100 лет со дня рождения Дмитрия Шостаковича. Интересно, что на сегодняшний день ни один народный оркестр не имеет программы, состоящей исключительно из произведений Шостаковича. Конечно, сложности с подбором произведений возникли и у нас: было довольно сложно интерпретировать Шостаковича, поскольку творчество композитора связано в основном с балетными, джазовыми сюитами. В крайнем случае с музыкой к кинофильмам. Играть симфонии народному оркестру как-то... неприлично. Однако мы занимались интерпретацией Шостаковича весь прошлый сезон, приложили усилия, и результат превзошел все ожидания. Музыка будет легкой, веселой. И - малоизвестной.

Еще очень хочется сделать презентацию оркестра в Москве, что крайне сложно реализовать - с финансовой точки зрения. С другой стороны, поехать в столицу, истратить деньги, не сделав из выступления события, абсурдно. Нужно, чтобы не только прозвучала музыка, но и сам шаг был красивым. Чтобы о нас заговорили. Чтобы за выступлением оркестра шлейф впечатляющий потянулся! Подобные мероприятия затратны, но дают эффект - растет профессиональный уровень музыкантов. И, самое главное, мы сможем проторить дорогу на главные площадки страны и сможем зарабатывать деньги. Это нужно оркестру! В прошлом году в Москве мы пытались организовать выступление в Концертном зале им. П.И. Чайковского, но сделать это не удалось, поскольку только одна аренда зала составила 240 тысяч рублей. И то помимо расходов на гостиницу и суточные! Чтобы выступить с концертом-презентацией в Москве, необходима серьезная программа, и такая программа у оркестра есть. В частности, озорные частушки Щедрина, которые безумно сложно исполнить любому оркестру, и частушки эти никто из народных оркестров не играет. Ни один коллектив! А в нашем исполнении они прекрасно звучат. Народный оркестр имени В.П. Дубровского интерпретировал и симфоническую поэму Рахманинова «Князь Ростислав». Красивая музыка, которая прекрасно звучит в нашем составе, поскольку у нас есть возможность разложить своеобразный «пасьянс» из палитры музыкальных красок, не меняя структуры, содержания полотна Рахманинова. Самое интересное, что «Князя Ростислава» любят играть сами музыканты. Это не всегда так бывает!

- Но, как это ни прискорбно, оркестр в современном понимании - это не только высокое мастерство исполнения, но и инструменты, и внешний вид исполнителей ...

- Безусловно. Очень хочется вывести на сцену оркестр с современным фейсингом. Но только для этого, даже боюсь говорить, понадобится уже не 240 тысяч рублей, это точно! Последнее время культуре уделяли слишком мало внимания, а ведь любое дело, бизнес требуют вложения средств. Оркестру Дубровского слишком долго не предоставлялось финансовых инъекций хотя бы для того, чтобы отремонтировать инструменты, и за это время многие из них пришли в негодность. Когда мы недавно составили смету, у нас просто волосы дыбом встали...

- А сколько стоит инструмент?

- Баян - 4 тыс. евро. И это не предел. Баян солиста оценивается в 12 - 15 тыс. евро. Но мы стараемся приобретать инструменты исключительно для оркестровых исполнителей, экономим по возможности, покупаем их напрямую на фабрике, без накруток.

- И сколько же в процентном соотношении в оркестре устарелого инструментального оборудования?

- Инструментов, которые давно исчерпали свой ресурс, предостаточно. Их можно привести в порядок, но стоимость ремонта эквивалентна цене нового инструмента. И это еще далеко не все затраты оркестра. Хочется одеть музыкантов в современные сценические костюмы, придать коллективу внешний лоск. Хочется, чтобы оркестр шокировал, блестел, привлекал внимание. Ведь в нашем оркестре очень много исполнителей-женщин, и это... не совсем хорошо.

- Отчего же? Что за дискриминация женщин?

- Я не открою Америки, но во всех профессиональных, сильных коллективах (у Караяна, например) нет женщин. Когда у Тосканини спросили, почему у него в коллективе отсутствуют представительницы прекрасного пола, он ответил: «Когда женщина красивая, она мешает играть музыкантам, отвлекая их внимание. А если она некрасивая, то она мешает мне». Это шутка, но в ней есть изрядная доля правды. Когда в оркестре много женщин, то и суеты прибавляется. И дисциплина хромает. Правда, эту тенденцию «размочили» импрессионисты, когда начали писать сольные композиции, например, соло для флейты. Вот тогда-то и выяснилось, что женщины-флейтистки способны извлекать из инструмента более интересный звук - вибрация диафрагмы у женщин придает флейте совершенно особенное, необыкновенное звучание. Сейчас уже и женщины-ударницы появились, и литавристки... Но в идеале дирижеру лучше работать с мужчинами.

- Вы были учеником Дубровского ...

- Мы очень много работали с Виктором Павловичем - шлифовали репертуар, покупали инструменты... Когда создавался оркестр, в магазинах было шаром покати. Мы даже в Витебск ездили за атласом и за пуговицами для фраков - даже пуговиц не было в магазинах Смоленска! Ситуация доходила до абсурда. Помню, как в одном из гастрономов сделали ремонт, и в мясном отделе на колоннах нарисовали окорок, мясо, изобразили вполне реалистических кур, а на прилавках - пустота! Музыканты долгое время жили без зарплаты. Как - не знаю. Оркестр не финансировали не менее двух лет. Тяжелейший был момент в истории коллектива, но Виктору Павловичу удалось закрыть все вопросы, и... произошло чудо! Оркестр в кратчайшие сроки превратился в профессиональный коллектив, располагающий двумя-тремя эффектными программами. И совершил колоссальный прорыв - играл в Колонном зале Дома Союзов, Концертном зале им. П.И. Чайковского, Кремлевском дворце съездов, представлял русскую музыкальную культуру на международной выставке «Экспо-92» в Испании... Я убежден: Смоленский русский народный оркестр представляет огромную ценность не только для меломанов, но и с общественно-политической точки зрения. Это - визитная карточка Смоленска.

В свое время Кубанский казачий хор, имевший роскошную программу, крайне нуждался. Чуть ли не с протянутой рукой по миру ходил. Что сделал губернатор Краснодара? Он нашел спонсоров, и теперь коллектив как сыр в масле катается, имеет сумасшедший гастрольный график. Во Франции состоялась презентация российских проектов в рамках инвестиционного содружества. В презентации совершенно уникального современного гостиничного комплекса принял участие Кубанский казачий хор. Так весь народ стоял именно возле этого проекта, завороженный казачьими песнями. И я абсолютно уверен, что проект непременно кто-то купил. Или купит. В данном случае налицо тесное переплетение и бизнеса, и политики, и культуры. Перспективы взаимодействия экономики и культуры богатейшие!

- А у вас есть спонсоры?

- Пока у нас не очень получается, но в этом году уже появились люди, которые интересуются, чем и как нам можно помочь.

- Собираетесь ли вы продолжить начатое, выступать на гастролях за границей?

- Мы не собираемся, мы хотим. К сожалению, у малочисленных коллективов несоизмеримо больше возможностей для ведения гастрольной деятельности, они более мобильны. Однако сейчас большое внимание уделяется именно большим коллективам. Тем не менее гастроли оркестра - это событие, и, чтобы оно произошло, кто-то должен вложить деньги. Финансовая отдача от вложения средств в гастроли огромная, но... Нужно найти спонсора!

- В последнее время в оркестре им. Дубровского руководители очень часто сменялись по разным причинам. Не отразились ли негативно эти перемены на качестве исполнения, мастерстве музыкантов?

- Ни в коем случае. Скажу больше. Мравинского называли патриархом симфонического оркестра Ленинградской филармонии. Он никуда не выезжал, не гастролировал, возглавляя коллектив на протяжении полувека. Не берусь судить, но, когда маэстро не стало, другим дирижерам было очень трудно работать с оркестром Евгения Александровича. И его музыкантам - тоже. Считаю, что универсальность коллектива имеет огромное значение. Ведь любое музыкальное произведение можно дирижировать по-разному. Нравится это исполнителю или нет, но он обязан сыграть именно так, как просит дирижер. И тем самым он становится гибким. Исчезает косность в игре. Это - важно. Понятно, что второго Дубровского больше не будет, но в то же время надо же как-то жить дальше. Каждый из дирижеров, руководителей оркестра привнес свое, что-то хорошее. Это и есть жизнь.








Загрузка комментариев...
Читайте также
8 минут назад
Водитель одной из легковушек грубо нарушил правила дорожного...
54 минуты назад
В региональном УМВД рассказали подробности сегодняшней авари...
сегодня, 17:33
«Спасибо всем участникам субботника за подготовку нашей обла...
сегодня, 16:28
Новости партнеров