Юрий Трусов: Дизайн - это образ жизни

Культура

Кафе «Печки-лавочки» - одно из самых излюбленных мест отдыха смолян. Уютный интерьер, стилизованный под русскую избу, предметы старины, ласковое тепло дерева и беленая кирпичная кладка, ассоциирующаяся с кормилицей-печью... Однако далеко не каждый посетитель кафе знает, что «Печки-лавочки» - детище председателя Смоленской организации Союза дизайнеров России Юрия Трусова. Недавно Юрию Трусову исполнилось 45 лет. Именно этому событию и была посвящена персональная выставка именитого смоленского дизайнера. На выставке в Доме художника ценители искусства, рожденного XX веком, смогли увидеть как дизайн-проекты, так и фотографии готовых объектов, выполненных по эскизам Юрия Трусова, - интерьеры жилых помещений, ресторанов и кафе, ландшафтный дизайн, оформление фасадов зданий. А также акварельные работы, поскольку дизайнер Юрий Трусов является членом Союза художников России.

- У каждого автора существует потребность поделиться со зрителями, коллегами, потенциальными заказчиками своими наработками и достижениями, - говорит Юрий Викторович. - Особенность этой выставки в том, что большую часть экспозиции занимают фотографии готовых объектов, над которыми я работал последние три года. Это неслучайно. Сейчас само время дает возможность воплощать художнику-дизайнеру практически все проекты в жизнь. Эскизов мною было сделано множество, но в основном я работал... в стол - в тот момент у заказчиков не было необходимых материалов для воплощения моих идей, да и денег порой не хватало. Поскольку выставка ретроспективная, смоляне могли увидеть и мои старые работы. Но таких эскизов очень мало: со временем многое утрачивается...

Сегодня ситуация изменилась радикально: ко мне напрямую обращаются люди не за проектом - за результатом. Именно поэтому мне захотелось показать реализованные идеи - в фотографиях. Радует, что такие работы составляют большую часть выставки. В этом весь интерес!

- Кто платит, тот и музыку заказывает. Трудно или нет найти общий язык с заказчиком?

- Меня в процессе создания дизайн-проекта и его дальнейшего воплощения интересуют исключительно художественные задачи. Естественно, дизайн интерьера, ландшафта должен соответствовать своему функциональному назначению и вкусовым потребностям человека, который сделал заказ. Но есть и нюансы, которые известны только дизайнеру. Как раз эта сторона вопроса и кажется мне наиболее привлекательной. Хочется максимально высокохудожественно решить композиционные и образно-эмоциональные задачи, попытаться донести до людей идею и настроение пространства. Чтобы справиться с этой задачей, необходимо подобрать материалы. И вот на данном этапе я начинаю мягко, ненавязчиво предлагать заказчику свою версию видения материала, исходя из эстетики пространства. Ведь для меня важно не просто найти функциональное решение, но и увидеть воплощение своей идеи в конкретных формах, цвете, узнать, соответствует ли проект найденному художественному образу, и какое эмоциональное воздействие производит пространство, среда, которую я создал. Подходов в дизайне масса! Это конструктивизм и функционализм, постмодерн и направления декоративного характера. И все же мне ближе образность, и вот здесь-то и требуется умело угадать пожелания заказчика, поскольку дизайн, в отличие от художественного творчества, зависим от требований клиента. И решить интерьер в контексте поставленных передо мной целей достаточно тяжело. Процесс реализации проекта объекта напоминает мне работу режиссера, которому, чтобы получить результат, необходимо свести в единое целое множество пространственно-временных линий и организовать труд большого количества людей.

- У Вас наверняка есть любимые работы и не менее любимые материалы ...

- Работы у меня все любимые. В процессе создания интерьера объекта я выкладываюсь полностью, а потом появляется новый объект, и... любовь переходит на него. А к нелюбимым работам можно отнести только те, при выполнении которых отношения с заказчиком не складывались. То есть когда мое мнение не совпадало с мнением клиента. В данной ситуации есть два пути - либо сразу уйти, либо пойти на поводу у заказчика и... его вкуса. Хотя вкус этот может быть невоспитанным. Хорошо, что сегодня гораздо чаще, чем в былые годы, попадаются мудрые люди, обладающие чувством стиля и доверяющие дизайнеру. Что же касается любимых материалов, в этом вопросе я солидарен с Сергеем Тимофеевичем Коненковым, который предпочитал работать с деревом. При этом я не отрицаю и современные технологические достижения в области дизайна, особенно синтетику - все эти натяжные потолки, конструкции из гипсокартона и т.д. Дизайнеру нужно следить за развитием прогресса, поскольку на рынке каждый день появляются новые материалы и ты просто обязан быть в курсе. И все же считаю дерево, глину и керамику более близкими человеку материалами. Натуральное всегда ближе к коже!

- Как в «Печках-лавочках»?

- На выставке представлены фотографии интерьера квартиры, над которой я работал два года. Проектировал интерьер, осуществлял авторское руководство. Признаюсь честно, это был довольно трудный объект - даже для профессионала. Мне иногда приходилось отказываться от услуг строителей, не сумевших выполнить дизайнерский замысел: им не хватало квалификации. Просто в соответствии с проектом каждую деталь нужно было проектировать индивидуально и так же исполнять. Помещение получилось современным, и самое интересное, что мне удалось подать традиционный материал - натуральное дерево - нетрадиционно, в новом качестве.

- Были ли у Вас не принятые заказчиком объекты?

- В основном сложности во взаимопонимании или удовлетворении требований заказчика происходят на стадии создания проекта. Сейчас, как правило, подобных ситуаций не бывает. Но раньше - да, случалось. Затруднения возникали по разным причинам. И чаще не из-за недостатка профессионализма или информационного голода - был такой период в развитии российского дизайна, когда в страну хлынули новые материалы, однако сами заказчики еще не были готовы к дизайнерским изыскам и творческому поиску. Для этого потребовалось время. Радует, что сегодня наконец-то пришло понимание, что дизайнер является ключевой фигурой в проектировании дизайна интерьера или ландшафтного дизайна объекта.

- Вы не только дизайнер, но и педагог...

- В этом году в СмолГУ состоялся второй выпуск дизайнеров, и мне очень приятно, что уровень подготовки специалистов по сравнению с прошлым годом заметно вырос. Осмелюсь заметить, что на сегодняшний день государственный университет в области дизайна является самым серьезным заведением, потому что здесь собран сильный коллектив, состоящий из дизайнеров-профессионалов. Без серьезной образовательной подготовки развивать дизайн практически невозможно. Дизайн - искусство XX века, а дизайнер - не самоучка. В университете существует специальная программа подготовки кадров, которая основывается на отработанных дизайнерских достижениях, и мы на ее основе выстраиваем, формируем мышление будущих дизайнеров, начиная с первого курса. Ведь дизайнер - это образ жизни, художественный образ мышления.

- У нас много талантливых студентов?

- Да. Молодежь очень талантливая. Также следует отметить то, что студенты тяготеют к современным технологиям. В особенности к компьютерным.

- Это хорошо или плохо?

- Конечно, хорошо! Время вспять повернуть невозможно, прогресс неумолимо движется вперед. Что же касается достижений, я часто бываю на всероссийских выставках, представляющих дизайн образовательных учреждений (в том числе и московских), и с удовольствием отмечаю, что во многом результаты наших студентов превосходят наработки молодых дизайнеров-москвичей. Мне приятно это осознавать.

- И Ваша заслуга в этом есть?

- Есть, конечно, но в первую очередь успехи смоленских дизайнеров-студентов - это заслуга нашего коллектива и руководства вуза. Чтобы организовать учебный процесс на отлично, нужно создать и серьезную материальную базу, вложив большие деньги. У дизайнеров по-другому не бывает. Серьезные люди организуют серьезную работу!








Загрузка комментариев...
Читайте также
36 минут назад
сегодня, 12:56
Григорий Кравцов, кавалер ордена «Родительская слава», отец ...
сегодня, 13:10
За ночь обстановка улучшилась в нескольких муниципалитетах.
Новости партнеров