Кино не для всех

Культура

Владимир Двинский - известный российский кинорежиссер, действительный член Российской академии кинематографических искусств «Ника». И, наконец, вице-президент Международного кинофестиваля стран СНГ и Балтии «Новое кино. XXI век», председатель жюри неигрового кино. Поскольку Владимир Двинский является специалистом в сфере документального кино, мы и решили побеседовать «по душам» о судьбе нынешней российской документалистики. А судьба ее, увы, нелегка и печальна...

«Мой папа работал в «Рабочем пути»

Владимир Эммануилович признался, что ему «очень приятно дать интервью именно «Рабочему пути».

- Мой покойный папа именно в этой газете в 1924 году начинал свою журналистскую и писательскую деятельность в качестве ученика редакции. Папе, будущему сценаристу и режиссеру Эммануилу

Двинскому, тогда было всего 15 лет... И моя бабушка работала в Смоленске швеей на знаменитой швейной фабрике. Ее во время войны эвакуировали в Пятигорск - надеялись, что немцы не дойдут до Кавказа, а они очень быстро ворвались в этот город. И расстреляли бабушку в ярах...

-Телевидение настоящее неигровое кино не показывает, в лучшем случае ограничиваясь журналистскими репортажами. В чем причина?

- На телевидении принято считать документалистикой все информационные программы. Авторское документальное кино, которое рассказывает о человеческих характерах и судьбах, где есть авторская позиция и свой, сугубо индивидуальный, взгляд на жизнь, иногда показывают, но крайне редко, на канале «Культура». В телевизионном эфире нет настоящего документального кино - его подменили телевизионными историями. Качественное документальное кино только на кинофестивалях и можно увидеть.

- Истинное кино ведь некоммерческое?

- Да, телевизионщики уверяют, что оно нерейтинговое и смотреть такие фильмы никто не будет. И рекламодатели не дадут рекламы. А то, что в результате политики рейтингов деформируется человеческое сознание, вот это как раз телевизионных бонз не беспокоит. Что вдвойне обидно! Иногда встречаешься с руководителями телеканалов, формирующими информационную политику, на семинарах (которые крайне редко сегодня проводятся), и между ними и документалистами всегда разгорается спор. Они нам доказывают, что мы «не то кино снимаем», а то, какое нужно им, документалисты делать не умеют, и поэтому наше кино им не нужно. Что они иногда транслируют (наступив на горло собственной песне!) наши «поделки». И, что самое ужасное, речь идет, в частности, о прекрасных работах Андрея Осипова, автора потрясающих по глубине и силе воздействия фильмов о поэтах Серебряного века. Они говорят: «Ну вот, мы выпустили в эфир одну из его работ!» В час ночи ее показали... Результат - нулевой рейтинг. К глубочайшему прискорбию, настоящая, зрелая, художественная документалистика остается за кадром.

- Можете ли вы назвать режиссера, который может сочетать в своих работах и «коммерческое», и «для души»?

- Кто его знает! Все мы вынуждены идти на компромиссы, потому что жить как-то надо. Профессия режиссера требует, чтобы ты постоянно держал себя в тонусе, тренировался. Перестаешь тренироваться, и «мышцы» деградируют. Но я, к сожалению, не могу назвать успешные в плане коммерции проекты режиссеров неигрового кино.

- Насколько сильна современная школа документалистики?

- Российское документальное кино очень сильное и разнообразное по тематике и охвату социальных проблем. Практически нет ни одного международного фестиваля, где российские документалисты не получали призов. Но должен признать: в 90-е годы все же произошло нивелирование профессии документалиста. Тогда камеру хватали все, кому не лень. Радостно, что нам удалось победить дилетантизм, - сейчас молодое поколение документалистов становится все профессиональней, в документальном кино рождаются целые интересные направления, отражающие жизнь той России, о которой мы ничего не знаем.

- В этом, наверняка, и заключается преимущество документального кино перед игровым?

- Между игровым и неигровым кино существует принципиальная разница. Игровое кино живет в мире вымыслов и замыслов. Режиссер создает некую среду обитания, в которой происходят события, которыми он может руководить. Документалист тоже создает свой мир на экране. Но есть одно «но»: он вынужден передавать реально существующую действительность. Неигровое кино - драматургия реальной жизни. Истинная документалистика - это всегда сугубо индивидуальная авторская интонация. Вы вполне можете представить себе этого человека, когда смотрите документальное кино на экране. Но сегодня в документалистике, по крайней мере телевизионной, наметилась опасная тенденция - непринципиально, кто автор неигрового фильма. И сам фильм представляет собой некий усредненный продукт со строго определенным форматом: 30 секунд - интервью, картинка, потом опять интервью, потом картинка и компьютерный фокус. Стандартный набор изобразительных средств, которого сегодня требуют от всех документалистов, нивелируя авторство.

- Выходит, что искусства нет?

- Там все профессионально и грамотно сделано. Но души - нет. Искусства без души не бывает. В противном случае оно становится трюкачеством. Как раз трюкачества в современной документалистике много, а души... Что говорить о телевидении, когда даже на фестивальных просмотрах нет зрителя. Это наша общая трагедия: мы не знаем, как созданное нами кино донести до людей. И все же каждый кинофестиваль дарит надежду в тот критический момент, когда режиссер теряет веру и начинает мучиться от мысли: «Зачем ты снимаешь кино, ради чего?» Приезжаешь в Екатеринбург, на фестиваль неигрового кино «Россия», и видишь: не один ты такой сумасшедший. Нас много. И легче становится на душе. Понимаешь: «Нет, братцы, вы наше документальное кино своим бизнесом не задушите».

- А имеют ли право на жизнь в неигровом кино постановочные сцены?

- Очень сложный вопрос. Телевидение не стесняется использовать так называемую реконструкцию событий. В научно-популярном кино, которое когда-то у нас в стране было хорошо развито, реконструкция событий допускалась. Если снимали фильм о творчестве писателя или ученого, непременно приглашали актеров, чтобы создать атмосферу ТОЙ жизни. Все зависит, безусловно, от степени достоверности реконструкции и от ее необходимости. Мною давно уже написан сценарий, но никак не удается его воплотить, называется он условно «Театр Соломона Михоэлса и Иосифа Сталина». Я хочу рассказать о том, как каждый из них - великий режиссер и актер Михоэлс и великий политик Сталин - играл роль в жесткой пьесе, которая называется жизнь. И ценой этой постановки была жизнь Михоэлса. Вот и размышляю долгое время, имею ли я право на инсценировки, и не могу ответить на этот вопрос. Полагаю, что неигровое кино оттого и называется документальным, поскольку работает в реальном времени с реальными людьми, и неважно, из прошлого они или из настоящего.

- Вы смотрите кино как профессионал?

- Когда ты председатель жюри, само собой. Обычно я увлекаюсь просмотром фильма, как и всякий другой зритель. Но, когда вижу слабое, непрофессионально сделанное кино из серии жареных фактов и надуманных любовных историй про жен маршалов или писателей-классиков, сразу выключаю телевизор.

- Что и неудивительно, это же коммерческий примитивизм...

- Совершенно верно. Исаак Бабель знаменит отнюдь не тем, что он был большим любителем дам и замечен в любовных отношениях с женой Ежова. Он интересен «Конармией», «Одесскими рассказами», своими пьесами, но ни в коем случае не попыткой залезть в чужое грязное белье. Это - главное. Но посмотришь кино про Бабеля, и получается, что писатель, обладающий исключительно сложным ассоциативным языком, погиб, потому что ему не стоило спать с женой Ежова! А ведь Бабеля в большей степени сгубило то, что миру, в котором он жил, такой писатель был не нужен! Вот в чем заключается катастрофа нашей истории. А ее зачастую превращают в альковную трагикомедию. Мне такое кино смотреть не хочется как профессионалу, особенно если видишь подмену документальной хроники, которую вставляют в картину из-за остроты эмоционального потрясения, оказываемого на зрителя. В фильме идет речь о событиях Гражданской войны, однако режиссер принимает решение ввести в ленту ряд планов из войны... Великой Отечественной. Их не волнует историческая правда: ах, как хорошо, нашли кадры, где женщины над гробами рыдают! Но ведь это кадры другой страшной трагедии. Уж не помню, какой город освободили наши войска в 1943 году, но засняли, как поднимали из шахты трупы шахтеров, потом клали их в гробы... Поверьте, страшно от этой хроники, больно! А они, не задумываясь, схватили документальную съемку, от которой самому впору заплакать, и засунули в 20-е годы. Таким образом, каждый день искажаются достоверность и драматизм истории. А история - мстит. Когда мы плохо знаем свое прошлое и так бездумно с ним расправляемся, оно отвечает нам тем, что на свет появляется новое поколение, которое не хочет знать свою историю. В стране, которая победила фашизм, появляются неонацистские группировки! Это реальность. Но с реальностью этой телевидение ничего не желает делать. Оно не кричит о трагедии военных лет, но делает из войны красочное шоу. Поэтому ребята, увлеченные национал-социалистской терминологией, и не знают о том, что нацистами были подписаны документы об уничтожении не евреев, не цыган, которых и так повсеместно расстреливали, - но русских, белорусов, украинцев! На завоеванной территории должны были быть уничтожены 30 (!) миллионов славян. Да неофашисты эти и не родились бы, потому что их бабушек и дедушек могли убить. Лично меня шокирует «экранное» отношение к войне. Но смерть - это не игрушка. Когда расстреливают одного человека, с лица земли одним выстрелом стирается несколько поколений. Убили бы 30 миллионов славян - минимум 15 миллионов детей не родилось бы. Это ж сколько книг не было бы написано, сколько фильмов не снято, не сделано научных открытий... Жаль, что люди не хотят об этом задумываться. Когда таких мыслей даже в подсознании нет, задача искусства, телевидения как можно чаще напоминать об ужасах войны, чтобы не допустить новой драмы. Однако современное телевидение полностью отрицает документальный кинематограф.








Загрузка комментариев...
Читайте также
32 минуты назад
К утру субботы дождь закончится, и уик-энд пройдет без осадк...
сегодня, 16:09
Восстановление систем отопления инфекционного корпуса и стом...
сегодня, 15:31

Им стал Юрий Викторович Шарин. Соответствующее распоряжение...

сегодня, 16:48
Глава города заявил, что обязательно примет участие в суббот...
Новости партнеров