«СП» номер 12, или Джаз-мистерия о сушеном имбире

Культура

«Смоленский проект» уникален и универсален: ни в одном регионе нет аналогов подобному некоммерческому международному джем-сейшену, объединяющему два направления в музыкальной культуре. Формат «джаз - рок» выбран не случайно - у Смоленска нет возможности проводить два глобальных мероприятия, культивирующих творческое начало в музыке и органично синтезирующего все стили - от мейнстрима до авангарда. А вот попсе на «СП» места не нашлось. Эстетика шоу и технологическая основа поп-музыки неизбежно связаны с фонограммой, однако организаторы фестиваля предпочитают живой звук и фонограммщиков не жалуют.

Блестящее открытие «Смоленского проекта» № 12 - диксиленд института искусств DIXIE BOYS. Первокурсники СГИИ не растерялись, быстренько образовали к ноябрю джаз-банд и весьма удачно опробовали свои силы на «СП». Играли чисто, задорно, свежо, непринужденно и получили-таки не аплодисменты, а самую настоящую овацию. Мо-лод-цы!

Минорную ноту в искрящуюся золотом и серебром мозаику джаза внесло трио Виктора Маркина, исполнившее пьесу, посвященную преподавателю музыкального училища Валерию Кузьменкову. Энтузиасту, бессребренику, прекрасному педагогу, ушедшему из жизни в прошлом году. Отсутствие Валерия Герасимовича на творческой сцене Смоленска уже дало о себе знать: в этом году на «Смоленском проекте» выступил лишь один коллектив музыкального училища.

Вопреки традиции, и в первый день без столичных гостей не обошлось. Впрочем, назвать гостем выпускника смоленского музучилища саксофониста, а ныне студента Гнесинки Дмитрия Сибирякова язык не поворачивается, - наш, и точка! Он привез с собой квинтет, порадовав публику прогрессивным джазом. Квинтет Сибирякова сменил квинтет солиста оркестра Олега Лундстрема Александра Андреева, утопившего прохладный (по температуре воздуха, но не по температуре восприятия музыкальных пассажей) зал. Это был JAZZ, JAZZ и еще раз JAZZ!

Человек-оркестр и все-все-все

На разогреве второго, так называемого «гостевого», вечера «Смоленского проекта» выступила неординарная группа из Смоленска - квартет актуальной музыки RSM, отличающийся нестандартным подходом к исполнению в формате jazz-культуры. Медитативные концептуалисты, выстрелившие в 2002 году на «СП», в течение трех лет перебивались единичными выступлениями и окончательно созрели только к осени 2005 года. Сменили название, записали полноформатную программу и определились с концепцией группы. Словом, создали свою прогрессивную «музыку смысла» для любителей растворяться в ней. Достойно, громко, профессионально!

В качестве второго лакомого «блюда» выступили москвичи - господин Алексей Чернаков и компания. Дата рождения квинтета 18-летнего джазмена - лето 2004 года. Только «родились» - и сразу в Смоленск, на «СП». Гости подарили смолянам сразу две премьеры в стиле JAZZ - расслабляющий меланхоличный «Романс» и новую композицию из «Трилогии» для симфонического оркестра. Однако и без шуток не обошлось: Алексей признался, как он однажды испытал «нечеловеческий приступ вдохновения», вкусив сушеного имбиря. В результате на свет появилась элегантная композиция длительностью в десять минут, посвященная... приправе. Остается добавить, что пианист Алексей Чернаков и альт-саксофонист Константин Сафьянов - выпускники творческой лаборатории Петра Петрухина, а четверо участников квинтета стажировались в США.

На сцене «Молодости» впервые сыграл и самобытный музыкант Энвер Измайлов (Украина). Измайлов - виртуоз-самоучка, извлекающий из электрогитары звуки посредством теппинга. Пальцы обеих рук лежат на грифе гитары, как на клавиатуре, и звук извлекается быстрым прижатием струн, а не ударом или щипком по ним. Иногда гитарист использует для игры на гитаре необычные предметы - граненый стакан или носовой платок. В музыке Энвера сочетается импровизационное начало и элементы музыкального фольклора как крымских татар, так и других народов Причерноморья, Балкан и Ближнего Востока. Музыкант вырос в Фергане, куда его семью выслали во времена сталинских репрессий. Единственной школой Измайлова были небогатые узбекские свадьбы, не имевшие возможности приглашать несколько исполнителей. Вот так Энвер стал человеком-оркестром и начал писать музыку, далекую от быстрого темпа городов по духу. Так оно и есть: Энвер способен растворяться в музыке только в деревне (совхоз «Завет Ленинский» - ПМЖ настойчиво гастролирующего по Европе и странам Скандинавии музыканта), выражая в звуках аромат арбузов и южных трав...

Разношерстный ROCK

Сегодня в Смоленске и области насчитывается три, а то и четыре десятка активных групп (в смысле действующих и уверенно зарекомендовавших себя на рок-террритории). Плюс - не менее десятка начинающих коллективов, пытающихся самовыразиться и нащупать свой индивидуальный стиль, а также не менее 20 групп, играющих для собственного удовольствия в... тени и не рвущихся к «вершинам Джомолунгмы» «Смоленского проекта». Цель у которого одна - предоставить возможность каждому музыканту сказать свое слово. Вот два года назад и у юниоров появился прекрасный предлог заявить о себе на мини-«СП» - фестивале «Проекция», который проводится четыре раза в год и выявляет наиболее перспективные и профессиональные «рок-новообразования».

Нынешний проект стал своеобразной точкой отсчета для новичков FALL IN DREAMS, GAS из Вязьмы, «Оцелот» и COBRAIN, в которую трансформировался засветившийся в свое время именно на этом фестивале «Крайслер Аврора». Поскольку COBRAIN - профессионалы, их выступление показалось знатокам наиболее интересным и запоминающимся.

Что уж говорить про эпатирующую современную проекцию «Аукциона» «Сказку» и отличающуюся концептуальностью группу «Д.А.Г.С.», в шестой раз принявшую участие в «Смоленском проекте»! По мнению музыканта «Д.А.Г.С.» Сергея Хилькова, «группа каждый год с нетерпением ждет приглашения от организаторов фестиваля. У нас есть возможность сравнить «СП» с рок-мистериями, которые проводятся в Санкт-Петербурге и Москве, и смело заявить, что «Смоленский проект» является одним из лучших культурных мероприятий в области и всегда проходит на высочайшем профессиональном уровне в плане организации и подбора участников. Фестиваль дает возможность и других посмотреть, и себя показать».

«Гремучие» гости

Несмотря на давние партнерские отношения с Хагеном и частые концерты коллективов в городе-побратиме, немецкие музыканты «Смоленский проект» вниманием почему-то не жаловали. К великой радости организаторов рок-джаз-пиршества немцы наконец-то дали согласие выступить на «СП» №12. Ситуацию переломила группа COLLAPZ AND MOIS. Хотя гости из Германии и исполняют нечто родственное хип-хопу и выбивающееся из формата смоленского фестиваля, рок-пати «хип-хопперы» своей игрой не испортили. Наоборот, внесли разнообразие в перченый стилевой винегрет сейшена.

«Гремучие змеи» из Питера THE RATTLESNAKES - еще одна VIP-персона в составе заявленных гостей фестиваля. Известные в двух российских столицах и на Западе «Змеи» в Смоленске были не раз и не два. Впрочем, с нашим городом эту группу связывают не только мимолетные гастрольные приземления - лидер группы вокалист Юрий Сутковой имеет смоленские корни. Музыкальная палитра RATTLESNAKES отличается широчайшим спектром - рокабилли, исколесившие всю Европу и Скандинавию, музицировавшие с гитаристом Элвиса Пресли и презентовавшие Москве вместе с Квентином Тарантино и Дэвидом Керодайном комедийный боевик «Убить Билла-2», играют сборную солянку, замешанную на сountry, jazz, swing, surf и latina. Настоящая гремучая смесь!

14 групп (из них 12 смоленских), около 250 участников - рок-вечера удались! Жаль только, что на сей раз в проекте не смогли принять участие «дедушки» смоленской рок-музыки URBAN STRIP. Музыканты готовят новую программу, которую намерены презентовать в январе.








Загрузка комментариев...
Читайте также
5 минут назад

Им стал Юрий Викторович Шарин. Соответствующее распоряжение...

27.03.2024 23:33
Вторая игра интеллектуального турнира BrainShaker 2024 от се...
сегодня, 13:42
Авария случилась вчера утром возле костела.
сегодня, 13:09
Это данные за три неполных месяца с начала года. Всего зарег...
Новости партнеров