Татьяна Устинова: «Почти все великие люди родились на Смоленщине»

Культура
Автограф у Татьяны УстиновойВ субботу ценители литературы могли восхититься искрометным выступлением известной детективщицы Татьяны Устиновой, которая презентовала свое новое произведение в двух книжных магазинах нашего города - «Кругозоре» и «Книжном мире». «Жизнь, по слухам, одна!» - именно так называется новая книга. Желающих увидеть российскую Агату Кристи и пообщаться с ней оказалось довольно много. Во вступительном слове Татьяна Устинова с ходу заявила о том, что ответит на любые вопросы, касающиеся как книги, так и ее жизни. Как оказалось, присутствующих волновал не столько выход очередного детектива, сколько прошлая, нынешняя и будущая жизнь писательницы. Предугадывая некоторые традиционные вопросы, она в преамбуле своего выступления немного поведала о себе.

О Смоленске

- Мне очень понравился Смоленск. Я считаю эту поездку удачной. Обычно, когда приезжаешь в любой другой город - в Тамбов или Рязань (неважно), то прямо из аэропорта или машины бежишь сломя голову на мероприятие. И первый вопрос от журналистов, как правило: «Ну как вам понравился Тамбов?» И приходится отвечать: «Ребята, я в городе толком не была и еще ничего не видела!» А здесь мне с сыном Михаилом показали крепостную стену, Успенский собор и др. Оказывается, вы, смоляне, счастливые обладатели трех храмов XII века. А еще я с удивлением узнала: почти все великие люди, начиная от Михаила Ивановича Глинки, заканчивая персонажем Александра Твардовского Василием Теркиным, - со Смоленщины. То есть место у вас здесь действительно волшебное. 

Почему именно детективы

- Обожаю Дика Френсиса. Более того, Англию я себе представляю именно по его романам, а не по произведениям Джона Голсуорси.
Мне всегда хочется написать историю с тайной, когда происходит какой-то слом: выходишь из дома, а тут труп под ногами лежит. Тогда гораздо проще описать любовь, ненависть и отчаяние. Я, как автор, испытываю неслыханную свободу - могу выделить бездомной собаке хозяина, несчастному милиционеру - любовь до гроба и т.д. И мне никто никогда не посмеет сказать, что так не бывает, я им отвечаю: «Ребята, это детектив. А в нем бывает все». А еще цитирую Чехова: «Жизнь очень проста, и нужно приложить очень много усилий, чтобы самому себе ее испортить». Именно это является лейтмотивом всех моих произведений.
Я всегда знаю, чем окончится роман. Более того, есть книги, написанные из-за одной фразы. «Мой личный враг» была задумана ради заключительной строчки: «Я всегда знал, что женат на сумасшедшей».

«Рукопись моей первой книги сначала потеряли»

- Очень хорошо помню свой первый визит в издательство. В то время я понятия не имела, что текст можно сдавать на электронном носителе. В итоге моя рукопись заняла 400 печатных страниц. К слову, редакцию «Эксмо» мы нашли в тот день по телефонному справочнику, на букву «Э». И первое, что бросилось мне в глаза, - пачки книг, лежащих у стенки и перетянутых бумагой.
На их обложках были изображены дымящийся пистолет, капли крови, капающей с чьих-то длинных ногтей, и название - «Кровавые твари». Ужас! В голове пронеслась мысль: «Боже мой, куда я попала!». В итоге мне пришлось довольно долго ждать, пока мое творение возьмут оценить. Потом редакция переехала. Мне позвонили из издательства и сказали: «Извините, но вашу рукопись потеряли». Но тут же успокоили: «Не волнуйтесь, мы ее поищем». Где-то через неделю вновь раздался звонок, и радостный голос в трубке сообщил: «Ой, нашли! Вас зовут Анна Ивановна Устинова?» - «Нет, Татьяна». - «А, значит, мы не вашу нашли». И здесь посетила мысль: «Елки-палки, если только тут Устиновых человек десять, то куда ж я лезу». Но все окончилось благополучно, и сейчас, когда вижу свои книжки на полках магазинов, если честно, - берет оторопь оттого, как в жизни все происходит.

О себе

- Мне 40 лет, у меня два сына (один из них, 17-летний Михаил, приехал с мамой, а младшему, Тимофею, - семь, он остался с отцом в Москве). Я окончила Московский физико-технический институт по специальности «Аэродинамика больших скоростей». Но с «большими скоростями» не работала ни одного дня. В 1991 году выяснилось, что наука, которую я изучала, почила вместе с державой. Появилась проблема, как зарабатывать деньги. Сначала,воспользовавшись помощью своей сестры, пошла работать на телевидение. Секретарша, корреспондент, редактор - такие ступени служебной лестницы пришлось преодолеть мне на медиа-поприще. Потом, когда было необходимо вести старшего сына в первый класс, моя мама сказала: «Извини, дорогая, ты должна хоть что-то сделать сама - например, определить ребенка в школу». Тогда я уволилась с работы и занялась семьей. Потом была работа в коммерческой структуре, где я занималась связями с общественностью. Чуть позже фирма разорилась, и меня оттуда выгнали в одночасье. Был выбор: возвращаться на телевидение или нет. Журналисты меня поймут, ведь это весьма и весьма не просто работа, а скорее образ жизни. И я поняла - мне нужно искать другую работу. И именно тогда и написала свой первый роман.

Хроническая графоманка

 - Здесь какая-то барышня обмолвилась: «Я хочу рассказать об истории вашего успеха». Что вызвало у меня недоумение - я бы и сама рада узнать о нем, но, увы! На мой взгляд, все, что сейчас происходит,- цепь совпадений и случайностей. Не более того! Хочу признаться - я заражена хронической графоманией. Постоянно пишу: колонки в журналы, статьи в газеты, многостраничные записки своему сыну, любовные послания мужу (притом что они находятся рядом). Потребность водить пером по бумаге или стучать по клавишам компьютера присутствует всегда.

Откуда берутся сюжеты

- До сих пор не могу дать толковый ответ на этот вопрос. Но, уверяю, придумать историю очень просто, а вот записать - сложно. Это отнимает колоссальное количество времени и сил. Начинаешь писать и ловишь себя на мысли: все совсем не то! И слова какие-то вялые, и выражения дурацкие. Для сюжета необходимо короткое впечатление, увиденный на улице человек или прочитанная строчка в газете про чью-нибудь необычную судьбу. Новый роман выйдет, скорее всего, в следующем году. К произведениям своих «соперников» отношусь очень хорошо. Но есть авторы, которых я не читаю. Люблю Акунина, всегда жду, когда выйдет новый роман Марининой. Кстати, у нас с ней один и тот же редактор. Читаю, но редко Людмилу Улицкую.

О таланте

- До сих пор не уверена, что он у меня есть. Кстати, родственники мои книги практически не читают. Как-то муж случайно изучил одну, когда поехал в командировку... 
А меня иногда посещает желание зачитывать особенно удачные моменты новой книги своим друзьям и близким. Обычно я беру с собой ноутбук и в кафе, баре или дома подсаживаюсь к компании. Тогда все понимают что дальше произойдет, и пытаются сделать вид, что не слышат. Я мечусь, терзаюсь: «Ну, ребята, ну, пожалуйста, послушайте хоть немножко». Иногда бывают моменты, когда я сама себя хвалю, но это редко. Обычно ругаю: здесь недотянула, недосмешила, а тут повторилась. Если говорить о произведениях, то единственный свой роман, который я люблю от первого до последнего слова, - «Хроника гнусных времен». Он посвящен врачам, то есть профессии, в которой я ничего не смыслю. Когда я закончила его писать, то обнаружила у себя на столе залежи медицинской литературы. Ведь сложно неподготовленной тете писать о здравоохранении. Но теперь я знаю, что такое пневмоторакс, притупление звука в брюшной полости и др. А еще я побывала на операции. В итоге с большим воодушевлением затолкнула все специальные книги на антресоль. Но роман, по-моему, получился вполне приемлемым.








Загрузка комментариев...
Читайте также
19 минут назад

Глава региона ответил на вопросы военкора Семена Пегова,...

54 минуты назад

С 15 по 25 марта прошли VIII всероссийские соревнования ...

сегодня, 15:09
О ходе работ на пл. Победы рассказали в Смоленскавтодоре.
сегодня, 15:41
Новости партнеров