Спектакль о гибели души

Культура

Цензура упорно не пропускала «Маскарад» за нападки на костюмированные балы в доме Энгельгардта, а также за крамольно-обличительное содержание нравов, царящих в высшем обществе. При жизни Лермонтова обличительная драма в стихах так и не была напечатана. И на подмостках также не ставилась. Вариант без купюр увидел свет лишь в 1873 году. Времена изменились, и «Маскарад» уже не мог оскорбить чувства вельмож до такой степени, как прежде. Детали стерлись, но главная мысль изменений не претерпела.

В мире, где нет ни чести, ни любви, ни дружбы, ни мыслей, ни страстей, где царят зло и обман, - ум и сильный характер отличают человека от светской толпы. И даже если над ним тяготеет преступное прошлое, как над главным героем лермонтовского «Маскарада» Арбениным, он все равно возвышается над толпой, и толпа не смеет его судить.

Пускай его душа преисполнена пороком («по-светски жить - по-волчьи выть»), но страшные и расчетливые поступки Арбенина по-своему величественны и поэтичны. Он ненавидит свет и не может допустить, чтобы замаскированные живые мертвецы получили повод смеяться над ним… Изгой Арбенин совершает поступок, достойный Демона, и низвергает себя в пропасть, проиграв в «карточной» игре с Богом.

Тема сложная, многогранная и полифоническая, и тем более приятно, что мы имеем возможность увидеть актуальный и ныне «Маскарад» на смоленской сцене.

- Драма «Маскарад» во многом близка лермонтовскому «Демону»: причина страданий Арбенина и Демона одна и та же - пустота и бесцельность одинокого существования, на которое они обрекли себя силой обстоятельств, протест против реалий действительности и презрение к светскому обществу, богоборчество, тема сверхчеловека, его гордыня. Последнее кажется мне наиболее важным: мы ставим спектакль о гибели человеческой души, - утверждает главный режиссер Смоленского государственного драматического театра им. А.С. Грибоедова Виктор Прокопов.

Драма в стихах - крайне сложный сценический жанр. Именно на таком материале проверяется профессионализм актеров. Что ж, сегодня можно утверждать, что актеры драмтеатра сложный экзамен выдержали с честью. Блестяще, с внутренним надрывом, болью и горечью роль Арбенина сыграл Анатолий Бибекин, собственно, на великолепной игре Бибекина держится весь спектакль. Под стать Анатолию Ефимовичу потрясающе пронзительно играет и Вера Дуплий (безнадежно влюбленная в князя Звездича баронесса Штраль).

«Маскарад» воспринимается на одном дыхании, и антракт, зачастую спасающий уставшего от театральных длиннот и гиперусловности зрителя, кажется в данном случае совершенно неуместным. Оголенный нерв постановки, сумрачная музыка Альфреда Шнитке, продуманная сценография не нуждаются в вынужденных паузах. Зрителя завораживают поистине мистическое действо, свистопляска живых мертвецов в белых саванах, маскирующихся под людей из плоти и крови благодаря призрачной игре света…

Бытует мнение, что смоляне достаточно прохладно принимают драмы и трагедии, народ жаждет «хлеба и зрелищ», а посему век драм на смоленской сцене короток. Будем надеяться, что «Маскарад» переживет любую, даже самую развеселую, комедию.








Загрузка комментариев...
Читайте также
27.03.2024 23:33
Вторая игра интеллектуального турнира BrainShaker 2024 от се...
24 минуты назад
Авария случилась вчера утром возле костела.
57 минут назад
Это данные за три неполных месяца с начала года. Всего зарег...
сегодня, 11:51

В рамках новой стратегии розничного бизнеса ВТБ перезапустит...

Новости партнеров