Среда, 07 декабря 2016 года

Погода -6..-8 С о

Секретная миссия детали

Культура 13:11, 08 августа 2014
Секретная миссия детали

Темпы современной жизни стремительны, они заставляют зрителя общаться с Искусством на бегу. В результате из поля зрения выпадает масса занятных мелочей и деталей.
Впрочем, отсутствие возможности солировать на картине не лишает мельчайшую деталь права на самостоятельную, негромкую партию.  Но в суете ты можешь не услышать ее  тихий, скромный голос и… потеряешь массу впечатлений!

Собачья выставка… «Крупным планом»
- Виртуальный художественный проект «Крупным планом» не претендует на глубокое научное исследование, - говорит ведущий научный сотрудник Художественной галереи Татьяна Павлова. - Он всего лишь берет на себя функцию привлечь внимание зрителя к любопытным мелочам работ, собранных в нашей коллекции. Кстати, этим приемом пользуются многие музеи. Тем не менее, образцы живописи, скульптуры, графики и декоративно-прикладного искусства представлены в альбоме «Крупным планом» в совершенно необычном контексте!
Первой «ласточкой» стало виртуальное собрание художественных фрагментов «Крупным планом: птицы». Исследуя работы галереи и произведения, хранящиеся в запасниках музея-заповедника, мы обнаружили, что на многих полотнах живописи, в скульптуре и графике (декоративно-прикладное искусство не исключение) присутствует масса птиц. Птица - очень популярный, востребованный в искусстве образ.
- Как работает проект?
- Сначала мы показываем представленное в нашей экспозиции произведение, а затем укрупняем деталь, которая нас интересует. Вы будете удивлены, но практически каждый фрагмент представляет собой отдельную работу, которая не менее интересна, чем вся композиция в целом!
Виртуальный альбом расширяет экспозиционные возможности Художественной галереи, так как включает произведения, которые хранятся в фондах. Проект становится очень интересной формой просмотра, это -своеобразное приглашение на вдумчивую экскурсию, которая дает пищу для размышлений и дарит незабываемые эмоции!
Мы задумали сделать несколько выпусков виртуальных альбомов. Второй выпуск «Крупным планом: собаки», с которым вы очень скоро сможете познакомиться, включает три раздела: «Собаки России», «Собаки Западной Европы», «Собаки Востока». Нам удалось фрагментировать около 180 художественных произведений живописи, скульптура, графики и ДПИ, представленные в коллекции галереи и фондах Смоленского музея-заповедника.
Конечно же, собаки гораздо интереснее птиц! Их образы хранят многие памятники истории, культуры и искусства. Около 10 тысяч лет назад собака появилась в охотничьих сценках наскальных росписей. Изображения хвостатых друзей человека запечатлены на надгробиях знати Древнего мира. Самое раннее из них (III тыс. лет до н. э.) обнаружено в гробнице фараона Хуфу (Хеопса).
Начиная со Средневековья, собаки начинают завоевывать живописные полотна и гравюры европейских художников. Излюбленной темой становится охота. Аналогичные сцены воспроизводились даже в рукописных богословских книгах! Так, на одной из миниатюр рукописи XV века «Великолепный Часослов герцога Беррийского» подданный вельможи кормит борзую, на другой – собачья свора преследует дичь.
В эпоху Ренессанса художники, освобождаясь от давления религиозных сюжетов, начинают рисовать животных с натуры и украшают их изображениями куртуазные гравюры и бытовые сценки.
В XVII веке в Голландии и Фландрии, в XVIII – во Франции, Германии и России появляются живописцы, для которых изображение животных становится прибыльным ремеслом. Аристократы очень любили заказывать портреты, запечатлевавших и их любимцев тоже.
И все же только в середине XIX века изображение животных сумеет выделиться в самостоятельный жанр анималистики, и образ четвероногих питомцев прочно укоренится во всех видах искусства.
Художники XX века также не обойдут своим вниманием собаку, и это удивительное животное остается и поныне неиссякаемым источником вдохновения! Яркий тому пример - масштабное полотно Вячеслава Самарина «Мои».
Пойнтеры - трансформеры
В проекте «Крупным планом: собаки» нашлось место и для «Двух пойнтеров» французского скульптора-анималиста Пьера-Жюль Мена (1810-1879).
Мен родился в семье преуспевающего мастера-литейщика, и еще в ранней юности отец обучил сына методам обработки металлов, - рассказывает Татьяна Павлова. - Впоследствии этот важный нюанс в жизни скульптора, сочетающего в себе мастерство рисовальщика и литейщика, окажет огромное влияние на его творчество и позволит добиться максимально реалистичного изображения животного, отлитого в бронзе, выразить в объеме настольной скульптуры пластику и индивидуальные особенности характера четвероногого друга.
Быть может, именно поэтому работы Мена завоевали невероятную популярность во второй половине XIX века и тиражировались в бронзе, серебре, чугуне не только во Франции, где родился скульптор, но и в России. Русские аристократы воспринимали анималистические произведения Мена как высокое искусство, он был их любимцем! Увлечение настольной скульптурой Пьера-Жюля Мена стало модным, а украшение его собачками и взвившимися на дыбы лошадьми библиотек, гостиных и кабинетов указывало на хороший вкус и принадлежность хозяев дома к высшему свету.
Интересно, что Мен никогда не учился ни в одной из известных художественных школ, однако был необыкновенно одаренным от природы. Он начал рисовать в раннем детстве и регулярно посещал зоопарк «Jardin des Plantes», чтобы наблюдать, как двигаются животные.
Мен отличался трепетным отношением к природе и был убежден, что крестьянский быт и незатейливая сельская природа имеют высокую эстетическую ценность. Его усердие и талант были вознаграждены сторицей – в 1851 году обозреватель английского журнала похвалил Пьер-Жюля «за совершенство в моделировании животных, в правильности отображения и красоты его представлений». Примечательно, что свои скульптуры Пьер- Жюль лепил с настоящих собак, принадлежавших конкретным хозяевам, - работал на заказ. Забавно, что фигурки одних и тех же собак могли стать участниками разных композиций. «Два пойнтера», сидящие на земле у старого дерева, существуют и в другой скульптурной вариации, дополненной миниатюрными щенками.
Секрет вариативности работ Мена заключается в том, что каждая скульптура лепилась и отливалась отдельно, и только после этого Пьер-Жюль, составляя композицию из собачек, закреплял их на подставке, изображавшей фрагмент пейзажа. Кстати, в коллекции нашего музея есть еще одна скульптура Мена, изображающая собаку - сеттера Медора.
Творчество Пьера-Жюля Мена, как и произведения других французских анималистов, повлияло на развитие анималистической скульптуры в России. В каталогах знаменитого российского Каслинского завода (1900) и Кусинского литейного предприятия (1911) в качестве образцов для литья присутствуют более 10 предметов из коллекции Пьера-Жюля Мена.
К сожалению, работы Мена сложно назвать шедеврами в полном смысле слова – уж больно они были растиражированы…

P.S. И это еще не все: следующий детализированный проект, которым порадуют смолян музейщики, расскажет о лошадях.


Автор: Анастасия Петракова
Оценить новость
Рейтинг 0 из 5 (0 оценок)


Загрузка комментариев...
Читайте также
В Смоленске мошенники обманули пенсионерку
14 минут назад
26
Убедили бабушку купить детектор загрязнения воздуха.
В Смоленске суд отправил алиментщика убирать кладбище
40 минут назад
142
Мужчина задолжал своим детям свыше 300 тысяч рублей.
Вывожу ежика из тумана, или Что делать, если вы нашли зимой «бездомное» колючее чудо
сегодня, 16:18
114
В этом году осень стояла удивительная: несколько раз земля у...

Опрос

Новогодние желания, которые вы загадывали в прошлом году, исполнились?


   Ответили: 79