Смоленск. История одного шедевра

Культура

Смоленская земля поистине богата замечательными произведениями искусства. В фондах наших музеев есть настолько редкие экземпляры, что иногда даже трудно поверить в то, что это подлинники. Так, например, в стенах Смоленской картинной галереи собраны настоящие богатства русской живописи - полотна Репина, Бенуа, Куинджи, Попова, Серова, Коровина, а также собрание европейской живописи и древнерусского искусства. Однако настоящей жемчужиной коллекции является картина «Зимний обоз в пути» Ивана Константиновича Айвазовского, ярчайшего представителя маринистического направления в живописи.

Айвазовский обычно ассоциируется у зрителя с бурной морской стихией, разбушевавшимся штормом, игрой лунного света на морской глади, романтической эмоциональностью и кипучими закатами. Однако «Зимний обоз в пути» представляет собой нечто абсолютно иное.
Картина была написана в 1857 году, по заказу неизвестного купца, для Всемирной выставки в Париже. Это единственный сохранившийся до наших дней сухопутный пейзаж художника, который вошел в серию, символизирующую богатства русской земли. Серия была представлена в пейзажах четырех времен года: «Зимний обоз в пути» (минеральные богатства), «Нивы Малороссии» (земледелие), «Степи Новороссии с чумаками» (скотоводство) и «Крым с его садами» (богатство природы). В Париже Иван Айвазовский быстро снискал славу. Его работы очень высоко оценили французы и даже наградили орденом Почетного легиона.
В то время во Франции находилась и Мария Клавдиевна Тенишева, известная ценительница искусства, она и приобрела «Зимний обоз в пути» для своей частной коллекции. Картина, вернувшись на родину, украшала стены ее дома в Талашкине. После национализации, в 1920-е годы, картина стала выставляться в филиале Московского археологического института, а затем поступила в музей «Русская старина» и была там до Второй мировой войны, когда учреждения культуры временно прекратили свою работу. В 1941-м город стали ожесточенно бомбить, именно тогда появилась острая необходимость спасать музейные ценности.
Огромный вклад в эту работу внесла Ефросинья Буркина. Для эвакуации экспонатов в Новосибирск был выделен всего лишь один вагон. Из двух полотен Айвазовского, находившихся в коллекции музея «Русская старина», решено было спасать раритетный «Зимний обоз в пути». Экспонаты грузили навалом, без должной упаковки, наскоро завернув в тряпки.
Сначала приехали в Горький, а оттуда - в Новосибирск. По дороге вагон с сотрудниками, сопровождавшими музейные богатства, загорелся. С огромным трудом музейные экспонаты удалось спасти. Буркина потом писала в своем дневнике: «...Не простил бы мне Смоленск, что я вывезла музейные сокровища из одного огня в другой. А самым строгим судьей для себя была бы я сама. Смогла ли бы я тогда жить?»
Однако на этом путешествие «Зимнего обоза в пути» не закончилось. Новосибирск отправил музейные сокровища в Томск, а там никто и не готовился к встрече такого богатства. Огромными усилиями Ефросиньи Буркиной ценности все-таки вернули в Новосибирск и разместили в здании оперного театра. Буркина с малочисленными сотрудниками не только охраняла, но и сумела сохранить от разрушения уникальный сухопутный пейзаж Айвазовского и другие экспонаты...
После войны картина вернулась в Смоленск, а потом и обрела новую жизнь. Свое второе рождение «Зимний обоз в пути» получил благодаря петербургским и московским (ВХНРЦ им. ак. Грабаря) реставраторам. В центре им. ак. Грабаря полотно пережило еще один пожар и вернулось спустя два года в родной музей. Очищенная от пыли и грязи картина засияла новыми красками. Может быть, не совсем такая, какой она была в XIX веке, однако она была обновленная, чистенькая и все такая же уникальная.
И. К. Айвазовский очень любил писать воду. И даже на этой картине она присутствует - в форме снега, застывшей на краях колодца воды, она в легком инее и в морозном воздухе. В изображенном суровом зимнем пейзаже путник идет нам навстречу, а птицы несутся ввысь. Уставшие лошади, запряженные в обоз, остановились у небольшой избушки. Используя диагональную композицию, Айвазовский увеличивает пространство, насыщая картину будто бы ощутимым зимним воздухом. И цветовая гамма оригинальна - здесь почти нет белого снега.
В белом играют оттенки розового, голубого, серого и даже зеленого. Все это, а также редкость «Зимнего обоза в пути» делают картину эксклюзивным сокровищем Смоленского музейного фонда. И не чудо ли, что она, дважды родившись, вновь радует глаз нашего зрителя?
Автор: Мария РОДЧЕНКОВА.








Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 22:33
Жулики звонили им под предлогами продления абонентского дого...
вчера, 21:37
Губернатор Смоленской области на своей странице поблагодарил...
вчера, 21:30
Новости партнеров