Ксения Драгунская: «Я «против» Театра Театровича с антрактом и «за» принудительную стерилизацию"

Культура

Ба! Какая приятная встреча! Забегаю в театр-студию «Диалог» к Виктору Зимину и нос к носу сталкиваюсь с замечательным драматургом и писателем Ксенией Драгунской.  

Ксения Драгунская: «Я «против» Театра Театровича с антрактом и «за» принудительную стерилизацию"

«Знаете, я приехала в Смоленск на семинар молодых драматургов «Авторская сцена», членом оргкомитета которого являюсь, и как  секретарь и председатель комиссии по драматургии Союза театральных деятелей РФ, - призналась Ксения Викторовна. -  А в театре-студии «Диалог» потому, что ДРУ-ЖУ с Виктором Дмитриевичем почти 18 лет! Скоро будем отмечать юбилей – совершеннолетие нашей дружбы. Мы сделали «Большую меховую папу» еще в 1997 году, а потом были «Рыжая пьеса», «Все мальчишки – дураки», «Огурцы и другие пирожные», «Пробка»! Думаю, и «Луна-парк имени Луначарского» осилим».
 Раз уж такой случай представился, почему бы не пообщаться? 
- «Пробка» -  актуальный спектакль, его поставили многие российские театры, в том числе и «Диалог» Виктора Зимина. В «Пробке» вы затрагиваете ряд очень неудобных, колючих и злых вопросов. Называете детей монстрами, говорите о социальной необходимости принудительной стерилизации… Не потому ли критики обвинили вас в фашизме? 
- Это их личное дело, пусть обвиняют, у них работа такая! Если пьющая женщина родила двух детей, о которых она не заботится, обрекая их на болезни и голодную смерть, ей нельзя давать рожать третьего ребенка. Это мое убеждение. Нужно остановить конвейер фабрики несчастья. Это очевидно!
- И все же, разве гуманно принудительно стерилизовать женщин, даже тех, кто ведет аморальный образ жизни?
- Очень даже гуманно, по-ханжески не обращать на это внимание и давать этим мамашам размножаться! Конечно, я понимаю, что нашему государству нужно пушечное мясо, потому что сейчас в армию идут преимущественно дети из маргинальной среды и детдомовцы – куда же им еще идти? Но разве можно с холодным безразличием смотреть на проблему рождения детей с отклонениями – потенциальных преступников и серийных маньяков? Из детей, замучивших за «гаражами» щенка, все равно ничего хорошего не получится.  В этом и заключается государственный и общественный цинизм – прикрываясь ханжеством, лепетать о слезинке ребенка и не принимать жестких мер. А кто пожалеет щенка, которого ослепили маленькие монстры?! Разве ему не было больно, разве он не плакал?
- А если вообще попытаться проанализировать, плохие у нас дети – в общей своей массе, или нет?
-  Дети во все времена одинаковы, просто сейчас они стали слишком наглые. Но я думаю, что их можно как-то… осадить.
- Осадить?! Учителю в клетку с тиграми проще войти, чем в обычный класс!
- Существует миф о том, что все дети очень хорошие. Мы почему-то следуем стереотипам и по инерции продолжаем считать, что дети тонкие, звонкие и прозрачные. Я считаю подобное мифотворчество величайшим заблуждением. Если бы вы знали, сколько среди них подлецов! Они смотрят на нас ясными, «наивными» глазенками и задумывают такие гадости, какие нам и не снились. Дети бывают совершенно ужасные уже от рождения, и среди них  немало закоренелого жлобья и тупоты. А взрослые своим воспитанием еще и усугубляют, культивируют эти отвратительные качества. Не надо обольщаться! 
- Я не обольщаюсь. Язык не поворачивается назвать ребенком маленькое чудовище, которое способно искалечить и убить живое существо…
- Это однозначно монстр!  Я просто физически не могу читать сообщения в прессе об издевательствах над животными. Таких людей, причем совершенно независимо от возраста, нужно изолировать и надолго сажать за решетку. Дать в руки кайло – пусть добывают полезные ископаемые для Родины. Я не верю, что десятилетний человек, способный отрубить кошке голову, вырастет и внезапно прозреет. И, прозрев, станет благочестивым  гражданином и отцом семейства, который сможет воспитывать детей. 
- Да воспитает, не сомневайтесь. Научит собак и кошек травить отравленным хлебом.
- Ну, уж дудки! Просто не забывайте о том, что среди детей есть монстры, и их нужно сажать за высокий забор! Жизнь сразу же станет лучше, поверьте.  
- Жестко, но справедливо. Говорят, что вы не очень любите ходить в театр. А как же тогда относитесь к современным постановкам?
- Я могу соврать и сказать, что люблю театр, каков он есть.  Врать не буду -   люблю не все театры. Исключение составляют те, с которыми дружу. Вообще-то я обожаю интересно поставленные спектакли. Но эти постановки покажутся непривычными зрителю, который приходит в театр и слушает, как люди разговаривают на сцене. 
Очень много спектаклей, которых, возможно, не видели вы, я видела в Хорватии. У меня даже есть любимый коллектив - «Отбрасывающие тени». Здесь и речи нет о том, чтобы зритель спокойно расселся в зале и ждал, когда же его начнут развлекать. Зрелище идет одновременно в нескольких комнатах, где, не поверите, зачастую разыгрывается спектакль для одного человека! Театр, построенный на импровизации, возможно, провокации гораздо интересней! По моему мнению, сцена должна быть местом происшествия, а зритель - соучастником, свидетелем, или… потерпевшим. К счастью, и в России есть такие компании и творческие объединения.  Например, «Ликвид-Театр» и «Тебе».
Ксения Драгунская: «Я «против» Театра Театровича с антрактом и «за» принудительную стерилизацию"
- Какими, с вашей точки зрения, совсем не детскими болезнями страдает театр?
- Мне кажется, у него катастрофически одряхлела «четвертая» стена. В XXI веке уже трудно всерьез воспринимать происходящее на сцене многословное действо. Меня  напрягает, как актеры, зная, что мы сидим в зале, почему-то делают вид, что нас там и в помине нет. Старый, замшелый театр с подгнившей четвертой стеной окончательно и бесповоротно рушится прямо на глазах! Я не раз наблюдала один из симптомов ее «обрушения»: люди, которые редко бывают в театре, могут… встать в середине постановки и начать давать актерам ценные советы. Им же со стороны видней, за кого  выйти замуж главной героине, или в какой из шкафов надежней спрятать любовника?
- Назовите действенное лекарство от театрального «одряхления»?
- Лекарств много. Например, XXVII Всероссийский семинар молодых драматургов «Авторская сцена», который проходит в  Смоленске на сцене Камерного и драматического театров. Сейчас в драматургии все цветы цветут - у молодых драматургов масса возможностей увидеть свою пьесу нас цене. Уже давно стало в  порядке вещей приглашать на этот семинар  лучших авторов  по итогам постоянно действующего конкурса пьес, организованного Союзом театральных деятелей России. В этом году на конкурс прислали 211 текстов, в результате для сценической апробации мы отобрали пять замечательных пьес.
Кстати, на семинар в Смоленск приехал интересный прозаик Олжас Жанайдаров с пьесой «Джут». «Джут» - очень тяжелое, мрачное произведение, которое рассказывает о горестях казахского народа в 30-е годы. Пьеса была отмечена премиями многих конкурсов, напечатана в журнале «Современная драматургия» и в ежегодном сборнике конкурса «Действующие лица – лучшие пьесы». Я обожаю Олжаса за его «детсадовскую» «Душу подушки», которую  поставили в столичном  «Театральном особняке».  
 Помимо Жанайдарова, в семинаре участвуют Александр Игнашов из Самары с пьесой «В лунном сиянии снег серебрится…», Владимир Горбань (Севастополь) и его «Тюремный тариф премиум класса», Анна Береза с «Инеем на луне» (Днепропетровск, Украина), а также Екатерина Гицарева из Екатеринбурга. Она букально на днях поставила  последнюю точку в своей пьесе «Хач»! Мы пригласили поработать над сценическими показами пьес заслуженного деятеля искусств Республики Беларусь и главного режиссера драматического театра имени А. С. Грибоедова Виталия Барковского и режиссера  Олега Кузьмищева, художественного руководителя Камерного театра Николая Парасича, а также молодых режиссеров из Москвы Ольгу Лысак  и Артемия Николаева. Работой семинара руководит писатель, драматург и сценарист Алексей Слаповский.    
Ксения Драгунская: «Я «против» Театра Театровича с антрактом и «за» принудительную стерилизацию"
- Что дает семинар драматургов актерам и режиссерам? Наконец, городу, в котором проводится?
- Мы преследуем две цели. Первая цель – профессиональная помощь драматургам, для многих из них это вообще первая встреча с театром.  Вторая – хотим  привлечь внимание широкого круга театральной общественности к новым авторам и пьесам и  помочь современному отечественному драматургу попасть на сцену театра. Кстати, в мировой практике эскизные «премьеры» стали своеобразным театральным жанром и находят своего зрителя.
Актеры академических театров очень редко сталкиваются с современной драматургией, и наш семинар дает им такую возможность. Смотрите пять пьес с пылу - с жару, и с головой окунайтесь в полноценный, новый театр.  Я считаю читку огромным плюсом и полезным опытом, потому что спектакль по современной пьесе как форма себя изживает. Лабораторные показы ориентированы на читку -  замену привычному для большинства зрителей спектаклю в Театре Театровиче с колоннами, буфетом и антрактом. Экспресс-показы более эмоциональные и живые, они намного интереснее законченной постановки. Мне очень хочется, чтобы одна из пьес семинара (даже в формате читки!) осталась в репертуаре ваших театров, как это было и в Нижнем Новгороде и  Ярославле. Очень хорошая история, потому что театру практически ни на что не придется тратиться. Берете реквизит, выставляете свет и продаете билеты - люди ходят на читки с удовольствием, хоть для России это пока еще непривычный формат. 
- Почему в России ставят так мало спектаклей для детей?
- Нет, что вы! Например, сегодня Российский академический молодежный театр под руководством Алексея Бородина проводит замечательные мастер-классы для молодых режиссеров. Довольно скоро их опыты, рожденные в лабораториях, попадает в репертуар.  Знаете, мне очень нравятся режиссеры, которые на маленьком пространстве ставят доверительные детские спектакли. Их постановки интимны, трогательны и нежны, они не оглушают ребенка и не пугают его, как это обычно случается в больших театрах. А поколение сказочников?  Я готова рукоплескать режиссеру-сказочнице Марфе Горвиц! А фестиваль современных пьес для детей, которым руководит Светлана Кочерина?  Жизнь идет вперед, и того  уныния, которое охватывало нас 10-15 лет назад, уже нет. 
- Вы продолжаете писать для детей, или уже взялись за более серьезные темы? За взрослую прозу? 
- Мне кажется, что моя карьера детского писателя завершена. Сейчас я уже ничего не могу писать для детей - то ли сын вырос, то ли я сама… выросла. Что-то случилось!
- Может быть, надоело?
- Разве это может надоесть? С удовольствием ударюсь в детство, если у меня такая потребность возникнет.  
(Реплика в сторону:  «Виктор Дмитриевич, я выросла?». Зимин смеется: «Повзрослела девочка!». «Взялась за ум», - вздыхает Ксения Драгунская, а в глазах пляшут бесенята…).







Загрузка комментариев...
Читайте также
53 минуты назад
Губернатор Смоленской области Василий Анохин в соцсетях прок...
вчера, 23:02
Мужчина задолжал 114 тысяч рублей на содержание своего несовершеннолетнего...
вчера, 21:37
Губернатор пообщался с юными гостями из Белгородской области...
вчера, 21:12
Новости партнеров