В Международный день театра на сцене главной театральной площадки области разразилась драма с элементами абсурда «Все по-другому теперь…» - спектакль Виталия Барковского по мотивам пьесы Светланы Баженовой.
Кто эти люди, и что они делают здесь, на сцене? К чему эта нелепая пантомима?
Кураж мечтающей о переменах в жизни Пашки - «артистки» (Ирина Голованова), акробатические этюды вечно молодого и вечно пьяного Владика (Александр Иванов) – сожителя «кукушки», гнусавый эпатаж вечно беременной матери Сашки (Ирина Лисенкова), зловещие танцы дочери Пашки - «артистки» Машки (Екатерина Шаова)…
И, наконец, трагическое соло главного героя спектакля Сашки (Егор Деюн).
Зачем все это, и кому оно нужно?!
Представьте себе, нужно!
Смоленский драмтеатр взял на себя смелость поставить актуальный спектакль на тему, о которой сегодня стыдливо молчат. Тактично стараются не замечать, задвинуть эту больную, непопулярную тему в сторону – зачем вести пространные монологи о людях, выброшенных на обочину жизни? О спившихся, потерявших ориентиры и никому не нужных маргиналах, в которых в большинстве своем переродился рабочий класс?
Действительно, все стало по-другому теперь…
Социалистическое соревнование и гонка за переходящим Красным знаменем завершилось посиделками в дворовой песочнице – символизирующей медленно проворачивающееся унылое колесо человеческой жизни. Территория песочницы - ограниченный периметр жизненного пространства, лишенного всякого смысла. Сначала ты ковыряешь песок детским совком, потом тебя – отупевшего от самогонки и рабского труда на заводе, где месяцами не платят зарплату, - закапывают в песчаник. Лопатами. Навсегда, и реинкарнации не ожидается.
И не пробиться, не достучаться до плавающего в вине соседа. Незрячего, глухого человека, чье сознание ограничено экзистенциальной пустотой квадрата песочницы. Работяги, блаженно мурлыкающего себе под нос заунывную песенку про старинные часы, которые еще идут…
- Мне захотелось рассказать о нравственной катастрофе, постигшей людей из пятиэтажек, - говорит режиссер-постановщик спектакля «Все по-другому теперь…», заслуженный деятель искусств Республики Беларусь Виталий Барковский. - Вы увидите иную породу людей, свыкшихся с типичной для них ситуацией быть униженными и оскорбленными. К сожалению, это сознание становится коллективным, формирующим окружающую нас действительность. Спектакль «Все по-другому теперь…» – размышление о потерях и огромном желании остановить процесс нравственного распада, попытка найти ответ на вопрос, куда же мы идем? Драматург Светлана Баженова, и мы вслед за ней поднимаем серьезные вопросы, и их серьезность доходит до абсурда. Хотим проанализировать и понять, отчего людям живется так дурно и плохо, что заставляет их мучиться и страдать. В спектакле есть удивительный персонаж, девочка Оленька (Маргарита Грудина), которая рассказывает притчу о Колобке. Почему Колобка, закатившегося в дремучий лес, так никто и не съел? Просто бабка, которая жила без дедки и без деток, забыла наделить свое детище ушами. Глухое оно у нее уродилось! Колобок позабыл дорогу домой, а ушей, чтобы бабкин голос услышать, у него не было. Вот он и засох, потому что никому не был нужен, а бабка с горя померла. Кто не слышал эту притчу, тому… повезло!
Вереница людей на сцене идет по кругу, отмеряя шаги под мерное тиканье часов.
Ослепшие старые лошади в заброшенной угольной шахте… Они не замечают, как песенка меняет ритмику и перерождается в похоронный марш. Трагический гимн одиночества крови матерей и чужих им по духу дочерей, мечтающих лишь об одном: «Сдохни, мама! Освободи квадратные метры, я жить хочу. И не с тобой!» Гимн одиночество кукушкиных сыновей, которые пытаются вырваться из круга безликих пятиэтажек рабочих кварталов и дышат в грязные окна, надеясь разглядеть за мутным стеклом свое будущее…
Будущее – есть. Оно непременно наступит, если снять с шеи удавку галстука, подаренного матерью - алкоголичкой. Разорвать круг. Надеть белые одежды и, взяв за руку девочку Оленьку, напевающую философские притчи о черствых Колобках. И навсегда покинуть тюрьму песочницы.
Потому что все по-другому теперь...