Вторник, 06 декабря 2016 года

Погода -4..-6 С о

Иконописный соцреализм Вячеслава Самарина

Культура 14:31, 06 марта 2014
Иконописный соцреализм Вячеслава СамаринаВ Культурно-выставочном центре имени Тенишевых открылась персональная выставка народного художника России Вячеслава Самарина «Образ Родины», посвященная 75-летию мастера. 
Подлинное искусство не укладывается в рамки идеологии, оно не может быть отформатировано жесткими рамками «социального заказа», во все времена граничившего с пошлостью, безвкусицей и приспособленчеством. 
Совершенно очевидно, что творчество Вячеслава Самарина аппелирует не только к традициям русской академической школы живописи, но и к творчеству импрессионистов и модернистов. Его работам свойственны удивительно легкая, импровизационная живописность, сочная поэзия цвета, эпическое, масштабное мышление и любовь к мельчайшим деталям, играющим на симфоническом полотне высотой с человеческий рост (и выше!) первую скрипку. 
И, конечно же, бунтарское мужество и природное естество – ох как кляли  партийные бонзы и едва ли не плевались в середине 70-х на одухотворенный теплом, нежностью и самоиронией портрет семьи художника «Мои»! Не понравилась им, видите ли, собачка, осмелившаяся повернуться хвостатой кормой к зрителю. Оскорбились. Брюзжали. Но стерпели и – съели.   
Начиная с 60-х годов, излюбленной темой Вячеслава Самарина стала повседневная жизнь маленького, но очень гордого, твердо стоящего на ногах человека. Просоленного, дубленого промозглыми ветрами помора, сильного духом охотника-промысловика, способного с одного выстрела завалить медведя и попасть верткой кунице в глаз. 
Смотришь на полотна Вячеслава Федоровича и физически ощущаешь пронзительную синеву Севера и обжигающее дыхание Баренцева и Белого морей. Слышишь вой якутского ветра, что гонит неизвестно куда змеистую поземку, и уютное потрескивание смолистых поленьев в печке-«буржуйке», звонкий лай улыбчивых лаек и собачью возню у костра, воркотню радиоприемника в мертвенной тиши зимнего леса, мрачной глыбой навалившегося на сторожку хабаровчанина. И где-нибудь в стороне непременно увидишь  радостную мозаику лоскутного одеяла… Это она, самаринская, необъятная, святая иконописная Родина тянется к тебе рукой, пытаясь укутать блудных своих сыновей в тепло материнской заботы, призывает омыть душу березовой слезой на родимом погосте… 
Как считают искусствоведы, творчество Вячеслава Федоровича современно и не утратило своей актуальности и сегодня, поскольку даже в нынешней  интерпретации сопричастно духу времени. «Духовные и экологические проблемы – в центре внимания Самарина. Война и мир, смысл и ценность человеческой жизни, долг и гражданская совесть, патриотизм и подвиг, сохранение огромного, фантастического богатства  - красоты и гармонии Вселенной, проникновение в тайны природы – таков круг вопросов, которые поднимает искусство Самарина…», - пишет И.А. Пронина.   
На глубоко философских работах художника не отразилась безжалостно сметающая все наносное смена эпох, они и сегодня звучат и воспринимаются по новому, переливаясь новыми гранями  смысла, неподвластные времени. И порой откровения, рожденные природной натурой, человеческим естеством и поэтикой самаринской кисти, страшны. Диптихи и складни не шепчут, они кричат об утрате духовности, хоть сейчас «все иконы в шитье, так что ликам нет места».  В изнурительной гонке за комфортом мы «святую святых потеряли в тени»… И не печалька это, беда!       
Потому и замираешь, украдкой утирая слезы, прочитав в неподвижных глазах мертвого рядового Мухина неутешную истину: «За что же я, братцы, сражался и сгинул? Что вы сотворили с любимой моей Родиной, с деревенькой моей?!.. Неужто даром было пробито сердце, прострелена насквозь любовь Васильевны?»     
Потому и грустит народный художник России Владимир Ельчанинов, ностальгически вздыхая, что «наше время ушло…». Нет! Оставшись в работах Самарина, оно перетекло из прошлого в настоящее. В вечность - с надеждой на возрождение духовности и неискоренимым, неиссякаемым оптимизмом в человека своей Родины.
На втором этаже КВЦ представлены 47 живописных работ Вячеслава Самарина, сыгравших главную роль в его судьбе, а также предметы быта, привезенные мастером из экспедиций, семейные реликвии художника и авторские инсталляции.  И, конечно же, 29 графических произведений милой его сердцу Веры Евгеньевны. Они и здесь навсегда вместе, художники с именами, определившими глубинную суть и направление жизни,   – Слава и Вера… 
P.S. На открытии юбилейной персоналии В.Ф. Самарину была вручена высокая награда «Золотая медаль им. В.И. Сурикова» - за выдающийся вклад в изобразительное искусство России.
Оценить новость
Рейтинг 0 из 5 (0 оценок)


Загрузка комментариев...
Читайте также
В Смоленске российские и белорусские аграрии делятся опытом льноводства
вчера, 20:43
180

В регионе проходит первая международная научно-практическая...

Школе №4 Смоленска исполнилось 65 лет
вчера, 20:00
557

В этом году средняя школа №4, на базе которой была создана...

Четырех смолян нашли повешенными
вчера, 18:17
2474

Со 2 по 4 декабря в регионе обнаружили тела двух пенсионеров,...

В Смоленске суд оштрафовал пилота-нарушителя
вчера, 17:41
555
Мужчина, не имевший сертификата летной годности на воздушное...

Опрос

Какой подарок вы хотели бы на Новый год?


   Ответили: 622