Смоленск на грядке

Культура

14 -15 ноября в Художественной галерее прошла научно-практическая конференция «Смоленск в русской истории и культуре», приуроченная к 1150-летию Смоленска и 125-летию основания Смоленского государственного музея-заповедника.
На конференции выступили более 20 российских и белорусских экспертов в области музейного дела, историки и искусствоведы.  Неподдельный интерес у слушателей вызвал доклад научного сотрудника Брянского музея Светланы Никулиной «Архитектурная реконструкция средневековых городов», в котором краевед рассказала о весьма необычном хобби брянского ученого, выращивающего на грядках… древние мегаполисы. В том числе и Смоленск!   
- Журналисты неспроста окрестили «Европой на грядке» музей под открытым небом, создателем которого является брянский историк Владимир Петрович Алексеев, - делится впечатлениями  Светлана Александровна. - Его детище получило известность во всем мире! Чтобы  увидеть древнегреческий акрополь, Париж, Лондон, Константинополь и Иерусалим, затерявшиеся среди лопухов, польские, немецкие и итальянские туристы ездят в нашу Ольховку. Так местный энтузиаст сделал достопримечательностью ничем не примечательную деревеньку в 30 километрах от Брянска... 
Архитектурная модель средневековой Европы и Ближнего Востока в миниатюре  компактно разместилась на двух сотках деревенского огородика. Ходишь среди зарослей смородины, и не веришь своим глазам:  вот в куще укропа маячит замок польских королей Вавель, по соседству - «громадина» Нотр-Дам…
На фоне деревянной изгороди, прямо над кабачками-переростками возвышается мрачный Тауэр. Единственную угрозу для музея Алексеева представляют кроты, которые роют подкопы под города и устраивают «землетрясения» и обвалы.
Это может показаться странным, но Владимир Петрович так и не видел всей Европы, которую воссоздает: за все эти годы ему  удалось побывать лишь в Париже, да в Мюнхене, куда он был приглашен в год юбилея Тютчева как известный тютчевед.
В коллекции Владимира Алексеева свыше 70 мини-объектов. Среди них 35 древних городов, 30 замков и не менее десятка монастырей. Невероятно, но факт: знаменитый австрийский «Миниминдус» или парк на Тайване не способны конкурировать с маленьким чудом брянского энтузиаста. Это всего лишь аттракционы, созданные для развлечения туристов, в них нет и сотой доли научной ценности и достоверности, которые отличают экспонаты Алексеева. Ученый, который называет свое увлечение «историко-архитектурная ландшафтная миниатюра», скрупулезно подходит к возведению объектов на своем огороде, воссоздавая их по чертежам, старинным гравюрам и рисункам в масштабе 1:200.
Алексеев изучает специальную литературу, ищет информации в Интернете, а также ведет оживленную переписку с историками всего мира, которые прислали Левше из Брянска не один десяток планов реконструкции древних городов. Он и сам является автором восьми монографий. Особенно гордится книгой «Гранный дуб», в которой описана история Ольховки и других близлежащих деревень, а также прослежена генеалогия местных жителей. Кстати, генеалогическое древо рода Алексеева уходит корнями во времена Ивана Грозного! 
Города соседствуют друг с другом в соответствии с их реальным географическим расположением. Если встать в середине этого необычного огорода, окажешься в самом сердце средневековой Европы! У калитки гостей Алексеева встречает главный собор Хамельна Мюнстер, каким он был пятьсот лет назад. Рядом находятся замки Фридриха Барбаросса и знаменитый Кайзервердер. Высота построек не превышает 20-40 см! Десяток шагов вдоль забора к югу, и перед изумленным туристом открывается вид на Париж и его предместье Сен-Жермен. А вот и Луврский  охотничий домик...
Уникальность музея под открытым небом заключается в том, что историк восстанавливает только утраченное. Его не интересуют игрушечные проекты отреставрированных современниками достопримечательностей. Владимир Петрович никогда не возьмется за лепку  Китайской стены. В основном, экспозицию Алексеева украшают храмы, замки и города, которые были «под ноль» разрушены войнами, стерты с лица земли природными катаклизмами, либо изменились до неузнаваемости. Энтузиаст реконструирует исчезнувшие шедевры средневекового зодчества XII – XIV веков.      
Вначале Владимир Петрович готовит каркас из проволоки, затем заливает его цементом. Достав из формы заготовку, доводит до ее совершенства, вылепливает из пластичного цемента мелкие детали. Для завершения работы над православными культовыми объектами годится самый обычный… шоколад. Вернее, фольга, которой ученый  «золотит» купола храмов. 
Когда Алексеев берется за «строительство» древнего мегаполиса, сначала возводит собор. Постепенно вокруг главного городского сооружения вырастают ратуши и узенькие улочки, на которых теснятся дома горожан. Улицы ручейками стекаются к площадям. Последний штрих – ожерелье крепостной стены. Владимир Петрович собирает городок подобно ребенку, соединяющему детали конструктора. В среднем на «выращивание» одного объекта архитектурно-огородной «культуры» уходит трое суток. Хотя Магдебургский готический собор Владимир Петрович ваял неделю – очень сложной и кропотливой была работа. С другой стороны, чтобы построить его оригинал, зодчим понадобилось три века!
Самый внушительный экспонат – Константинополь, который можно увидеть в первозданном виде лишь на старинных гравюрах и… на грядках Алексеева.
На его «культивирование» ученому понадобилось 100 дней. Воссоздать первоначальный вид Константинополя, уничтоженного в 1204 году крестоносцами, умельцу помогла научная монография о церквях «Второго Рима». Через три месяца полсотни храмов, башен, форумов, «жилых» зданий и знаменитый ипподром старинного города заняли почти 50 квадратных метров.
Последнее увлечение Алексеева – строительство Иерусалима и храма гроба Господня.
Помимо европейских жемчужин, в огороде Владимира Петровича «произрастает» и Святая Русь. Алексеев посетил все древнерусские города, и вскоре на огороде появились Новгород, Псков, Суздаль, Рязань, Чернигов и Киев.  И, конечно же, Смоленск и его гордость - три храма домонгольского периода. Смоленск вырос на грядке Алексеева в 1997 году, и сегодня миниатюрной копии нашего города требуется серьезная реконструкция. Средняя продолжительность жизни шедевров Владимира Петровича составляет десять лет, и энтузиасту приходится браться за обновление наиболее обветшавших конструкций.
Не беспокойтесь за судьбу маленького Смоленска – друг краеведов Смоленщины в ближайшее время намерен восстановить наш город, цветущий во всем своем великолепии среди петрушки, воспользовавшись новейшими источниками.
«Владимир Петрович зовет смолян на экскурсию в Ольховку!» - передала приглашение ученого Светлана Никулина.        








Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 22:33
Жулики звонили им под предлогами продления абонентского дого...
вчера, 21:37
Губернатор Смоленской области на своей странице поблагодарил...
вчера, 21:30
Новости партнеров