"Сталинград" в Смоленске: они сражались за женщину…

Культура
СталинградС первых минут просмотра батальных сцен драмы Бондарчука «Сталинград» создается полное впечатление, что режиссер играет в компьютерную игру «Hidden & Dangerous». Он делает ставку на динамичный и впечатляющий визуальный ряд, что и неудивительно: иного ждать от талантливого (нужно отдать должное Бондарчуку!) клипмейкера не приходится. Спецэффекты, постановка кадра по-голливудски блестящие, глянцевые. Впрочем, до высот Голливуда графика фильма не дотягивает, потому-то и возникает ощущение, что ты находишься в эпицентре  «стрелялки», выполненной в лучших традициях «Скрытых и опасных». Что и неудивительно: бюджет «Сталинграда», составивший 30 миллионов долларов, для России  впечатляющ и внушителен, а для всемирной фабрики грез – более чем посредственный. Напрасная гонка за спецэффектами и очевидное злоупотребление рапидом – первый минус, который принесет Федору Бондарчуку поражение в борьбе за «Оскар». 
Еще один минус – радикальный уход от традиций отечественного кинематографа и авторского фестивального кино. «Сталинградом - 2013» Голливуд не удивишь, бесполезная затея! Играть по правилам американских академиков и пытаться вписаться в их ряды с истерном, напичканным неизменными русскими атрибутами (ушанка, медведь, «калашников» и «пить водка из самовар»), как это уже попытался сделать Алексей Учитель, не удастся. Да и печальный опыт Никиты Михалкова и его очень странного, не понятого ни в России, ни за рубежом фильма «Утомленные солнцем-2» также весьма показателен. Однако Федору Бондарчуку, создателю «основанного на реальных событиях» пасквиля «9 рота», дискредитировавшего войну в Афганистане, не дают покоя лавры его отца -«оскароносца» («Война и мир»,1968 год). Бондарчук-младший пытается повторить творческий отцовский подвиг – в некоторых батальных сценах «Сталинграда» принимают участие до 900 актеров. Современные технические возможности и бюджет фильма позволяют сделать красивую, мощную по силе восприятия картинку. Да вот беда: эта картинка подчистую лишена духовной составляющей и истинного драматизма, несмотря на масштаб!  Не получается у сына гения снять чистый, берущий за душу шедевр, подобный ленте «Они сражались за Родину», после просмотра которой щемит сердце.  Не выходит хотя бы потому, что Бондарчук-младший не ставит перед собой цели добиться стопроцентной исторической точности. Его в большей степени волнует реализация психологического «ядра» фильма – антитезы двух любовных линий, противопоставления обреченной на смерть, бесплодной любви к русской девушке немецкого офицера Питера Кана и взаимоотношения пятерых советских бойцов и ангела Кати (Мария Смольникова), неизвестно каким чудом уцелевшей в огненном аду. Каждый из них готов отдать жизнь за Катю, которая в режиссерской трактовке символизирует собой Отечество.  «Родина большая, ее врагу все равно не уничтожить, а Катя в любой момент может погибнуть…».      И все же, как ни крути, главные герои батального полотна Бондарчука-младшего  сражаются не за Родину. За женщину! Пожалуй, именно это «клубнично-альковное» обстоятельство битвы за Сталинград в миниатюре и снижает градус психологизма картины, не поднимает его на героическую высоту. Зритель не испытывает катарсиса. Пусть любовь бойцов к девушке, которой дорог каждый из них, платоническая и светлая (в отличие от физиологических страданий и страстей Кана), однако чрезмерное увлечение патетической символикой и низведение народного подвига до любовной интрижки губит саму идею фильма, так или иначе затрагивающего «подступы» к Сталинградской битве.
Последний очевидный режиссерский прокол – абсолютно бездарная игра сына Бондарчука-младшего, герой которого, боец по прозвищу Тютя  становится единственным возлюбленным спасенной Кати и отцом ее ребенка.
Минусов, как и ставших привычными штампов в «Сталинграде» слишком много. И, если бы не музыка Анджело Бандаламенти, пронизывающая картину, впечатление от  фильма оказалось бы окончательно и бесповоротно испорченным.          
Не стоит сомневаться в том, что отшлифованный под премию «Оскар» «Сталинград» потерпит сокрушительное поражение в битве с Голливудом. Печалит другое: возврата к пронзительным картинам-откровениям, равным по силе воздействия на зрителя «Восхождению» Ларисы Шепитько и «Летят журавли»  Михаила Калатозова,  в ближайшее время не ожидается.








Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 22:17
Александр Новиков рассказал о рабочей поездке в социальных с...
вчера, 21:40
Тему, актуальную и для Смоленщины,  обсудили сегодня до...
вчера, 21:05

Александр Новиков рассказал в социальных сетях о ходе работ...

вчера, 23:04
«Днепр» и «Университет спорта» стартовали в третьем дивизион...
Новости партнеров