Берегиня смоленской крепостной стены

Культура
Берегиня смоленской крепостной стены30 июля смолянка Нина Чаевская отметит 95 лет.
В облике этой маленькой, сухонькой женщины сквозит ангельская чистота. Когда она улыбается, кажется, - по стенам разбегаются вроссыпь озорные солнечные зайчики. Голос Чаевской по-прежнему молодой, звонкий. В разговоре с Ниной Сергеевной совершенно не чувствуешь ее возраста, невольно забывая о тяжести прожитых лет, которые давят на хрупкие плечи.
Нина Сергеевна была лично знакома со многими известными людьми. У нее до сих пор хранится автограф Юрия Гагарина. По просьбе писателя Сергея Смирнова она разыскала смолян – защитников Брестской крепости. Помогала новатору-реставратору Петру Барановскому доставать дефицитную плинфу, необходимую для восстановительных работ. Чаевская безгранично уважала этого человека, без вмешательства которого обнищала бы русская культура: если бы не Барановский, храм Василия Блаженного и терем Крутицкого подворья взлетели на воздух.... 
Да и сама Нина Сергеевна прославилась не только на Смоленщине, но и в России как спасительница смоленского крепостной стены и древнейших церквей - Св. Петра и Павла, Свирской и Вознесенского монастыря.
Когда в 1963 году начальник областного управления культуры Чаевская узнала о предстоящей реконструкции Смоленска, одним из главных «мероприятий» которой был снос «культовых объектов» (неважно, что они относились к памятникам истории и культуры), а также о готовящемся уничтожении детища Федора Коня, пришла в ужас. «Как же так?! Крепостная стена – гордость Смоленска, ее председатель правительства Алексей Косыгин лично на учет поставил!» 
Ей сказали тогда «на ковре» с циничной ухмылкой: «Все храмы, кроме Успенского собора, снесем. А от крепостной стены, раз сам Косыгин заинтересован в ее сохранности, оставим во-о-от такой кусок. На память.» Чиновник развел руки… Получилось не больше полутора метров. 
Нина Сергеевна категорически выступила против. Написала заявление об увольнении. Но никто из руководства его не решился подписать! Шила в мешке не утаишь: необдуманный поступок первого секретаря Смоленского обкома КПСС вызвал широкий резонанс в партийных кругах, о сносе крепостной стены заговорили в Москве! О поступке Нины Чаевской даже статью в «Известиях» написали, на всю страну рассказав, ПОЧЕМУ начальник управления культуры области  была вынуждена оставить свой пост и уйти в проректоры педагогического института. 
План по «реконструкции» города был успешно… сорван!
…Нина Чаевская родилась в семье интеллигентов в 1918 году. Было это в Вязьме… Ее мать, Мария Полянская - удивительно добрый, светлый человек, готовый помочь каждому, кто оказался в тяжелой ситуации. Она привила маленькой Нине и ее братьям, Коле и Андрею, любовь к музыке и театру. Сказалось и влияние отца, Сергея Чаевского. Он окончил Рижское ремесленное училище и немного умел рисовать. Вплоть до 1914 года занимался разработкой дизайна коробок шоколадных конфет….
Сформировать хороший вкус помог и прогресс - маленькая Нина часами слушала симфонии, которые транслировали по радио, и витала в облаках.  
О чем же грустит Нина Сергеевна, стоявшая у истоков Глинковской декады? «Жаль, что сегодня русскую классику можно услышать лишь раз в год – на фестивале имени Глинки...» Ее немного печалит, что Смоленск изменился отнюдь не в лучшую сторону: «Люди утратили стремление к прекрасному, стали завистливыми и жадными…». Только любовь к другому человеку, по мнению Нины Чаевской, дарит счастье и продляет жизнь.
Берегиня русской культуры любит людей и жизнь. Ценит каждый прожитый день, и жизнь отвечает ей взаимностью…







Загрузка комментариев...
Читайте также
20 минут назад

Эта работа займет не менее пяти дней. Подробнее об этом ...

сегодня, 18:15

Владимир Николаевич Полозов пропал в поселке Стодолище Починковского...

сегодня, 15:30
Подписано соглашение о сотрудничестве. Этот шаг направлен на...
сегодня, 16:48
Новости партнеров