Артисты театра-студии «Диалог» с триумфом вернулись из Минска. Озорной спектакль по пьесе Дюла Урбана «Все мыши любят сыр» завоевал три диплома II Международного детского театрального форума «Шаги», который прошел на базе Нового драматического театра.
В номинациях «За лучшую (мужскую) женскую роль» отличились Дарья Шабуня и Борис Азаров. Высокой оценки критиков - диплома «За лучшее художественное образное решение спектакля» - удостоились сценография Виктора Зимина и костюмы Анастасии Шведовой.
В театральном смотре приняли участие детские любительские коллективы из Польши, Литвы, Республики Беларусь и Молдовы. Россию на международном форуме представил смоленский «Диалог».
- На фестивалях принято показывать экспериментальные головоломки, - говорит художественный руководитель театра-студии «Диалог» Виктор Зимин. - Но я с самого начала решил везти в Минск спектакль, который три года пользуется успехом у зрителей. Персональное приглашение на форум мы получили благодаря главному режиссеру смоленского драмтеатра Виталию Барковскому. Критики отметили цельность и смысловое наполнение ансамблевой постановки «Все мыши любят сыр», их поразил высокий уровень подготовки и актерского мастерства моих студийцев. Мы расстались друзьями!
Форум проводился под патронатом управления культуры горисполкома Минска, на открытии присутствовали представители Министерства культуры Республики Беларусь. Я даже позавидовал белорусам! Тот, кто уделяет такое внимание детям, далеко смотрит в будущее…
- В прошлом году вы выступили с инициативой провести к юбилею Смоленска международный театральный форум, который объединил бы известных российских и зарубежных деятелей театра и самобытные творческие коллективы…
- В России и в Смоленске, в частности, очень сложно пробивать и реализовывать проекты. Мне действительно хотелось пригласить театры из стран, когда-то воевавших с Россией, - немцев, французов, поляков, литовцев, бельгийцев, и показать гостям культурный срез Смоленска. Привлечь известных смоленских художников и музыкантов, провести творческие встречи. Хотелось, чтобы каждый участник форума пропитался полифонической атмосферой искусства и увез с собой частицу смоленской души. В нашей идее ничего революционного не было, она абсолютно укладывалась в контекст масштабного празднования 1150-летия Смоленска. Но очень скоро мне дали понять, что интереса к задумке со стороны власти нет. А возложить организационные и финансовые вопросы столь серьезного мероприятия на плечи нескольких человек нереально. Пришлось отказаться от мечты.
- Причина?
- Сегодня мы стремимся сделать… минимальное. И это «минимальное» стало нормой жизни. Стремление к минимализму во всем культивировалось еще в советские времена, когда смелые прожекты разбивались о железобетонную формулировку чиновников: «У нас была война!» Людей просили затянуть пояса, жить поскромней и не замахиваться на большее. Такие отговорки были особенно актуальны на Смоленщине, хотя другие регионы, обескровленные войной, довольно быстро восстанавливали экономическую инфраструктуру, не забывая думать о культуре.
Сегодня при слове «культура» не возникает эха. Наше эхо – власть, помощь и понимание со стороны руководителей региона, когда идея творческого человека находит отражение наверху. Нам не хватает взаимопонимания, уважаемые чиновники города-героя Смоленска!
- Театр-студия «Диалог» по-прежнему не имеет государственного статуса и не входит в планы бюджетного финансирования?
- Я уже устал говорить о проблемах «Диалога»…Белорусы бережно относятся к национальной культуре, у них хватает на это и ума, и денег. Минск полностью взял расходы на себя, и нам осталось лишь оплатить дорогу на честно заработанные деньги. К счастью, у театра есть друзья, которые помогают нам участвовать в международных фестивалях.
- Куда планируете отправиться в ближайших перспективах?
- Недавно мы выложили в Интернете запись булгаковской мольерины «Полоумный Журден», и вдруг совершенно неожиданно получили приглашение от петербуржцев, организаторов VI Международного фестиваля «Театр начинается…», который проводится на базе Театральной академии Санкт-Петербурга. Я давно мечтал принять участие в этом престижном фестивале, объединяющем коллективы взрослых любительских театров. Если получим «добро», в конце сентябре поедем с «Журденом» в Питер.
Нужно двигаться вперед, браться за новые постановки. Сейчас с ребятами из детской студией репетируем спектакль по пьесе Екатерины Ткачевой «Мой маленький бог», которая кричит о детском одиночестве в семье. Хотелось бы восстановить любимую «переживательную» историю - «Большую меховую папу».
Кстати, на форуме в Минске мы обсудили очень серьезный вопрос - проблемы современной детской драматургии. Сегодня выходит огромное количество пьес-однодневок, но их содержание и форма немногим лучше газетной статьи. Описанные в них события забудутся, и уже через десять лет эти документальные пьесы утратят актуальность. Документальная драматургия имеет право на жизнь, она хороша для постановки экспериментальных спектаклей. К сожалению, написать пьесу «на все времена» у молодежи не получается – молодые драматурги не видят глубинной сути вещей, затрагивая поверхностный пласт жизни, не осмысляя протекающие в ней процессы. Настораживает и засилье в детских пьесах… ненормативной лексики. Современные писатели называют хулиганство и провокацию прорывом, новым художественным словом, но мне становится не по себе, когда со сцены звучит мат.
- С нецензурной бранью в литературе, кино и прессе покончено – благодаря введенной системе штрафов. Какие темы вы считаете актуальными? Темы, которых сегодня не хватает?
- Постановка «Мой маленький бог» говорит об отношениях детей и взрослых. Тема человечности и доброты – вечная тема, чрезвычайно важная для всех нас на фоне дефицита общения между людьми, погружающего человека в бездну одиночества. На форуме в Минске литовцы показали жесткую пьесу, в основу которой легли недавние события в Литве: подросток убил пятерых одноклассников. Почему это произошло? Мальчика не понимали в семье, оставили один на один со своими проблемами. Аналогичные процессы происходят в Америке, даже в благополучной Норвегии! Люди сходят с ума от виртуального общения. Мне кажется, мы обязаны вырвать компьютер из детских рук и подарить ребятам живое общение. Недавно я задал своим студийцам вопрос: «Как часто вы разговариваете с родителями? Находят ли они время для бесед с вами?» Подобное происходит крайне редко. Взрослые люди задавлены бытом, работой, материальными проблемами.
- Невыговоренность – главная проблема наших детей?
- Да, они разговаривают с ровесниками на «птичьем языке», чирикают, решая свои вопросы. До чего ребята в конце концов могут договориться, показал театр из Литвы. Детям ни в семье, ни в школе не хватает взрослого, умного собеседника, который объяснит, что «хорошо», а что – «плохо». В прежние годы учитель чувствовал ответственность за учеников, считал необходимым вступать с детьми в тесный душевный контакт. Он был наставником, духовником, нес данную Богом миссию. Именно поэтому школа спасла многих людей от беды. Нынешняя школа тонет в безликой поточной системе, формализме, казенщине и бюрократии. Общество утратило теплоту человеческих взаимоотношений. Мы живем на холоде. Мерзнем на сквозняке.
Еще одна вечная тема – любовь. Люди обречены любить друг друга. Нужно учить детей сострадать, влюбиться в окружающий мир с самого раннего детства. Только когда любовь станет идеологией общества, вырастет поколение счастливых и красивых, гармоничных людей, про которых захочется ставить спектакли.
В театральном смотре приняли участие детские любительские коллективы из Польши, Литвы, Республики Беларусь и Молдовы. Россию на международном форуме представил смоленский «Диалог».
- На фестивалях принято показывать экспериментальные головоломки, - говорит художественный руководитель театра-студии «Диалог» Виктор Зимин. - Но я с самого начала решил везти в Минск спектакль, который три года пользуется успехом у зрителей. Персональное приглашение на форум мы получили благодаря главному режиссеру смоленского драмтеатра Виталию Барковскому. Критики отметили цельность и смысловое наполнение ансамблевой постановки «Все мыши любят сыр», их поразил высокий уровень подготовки и актерского мастерства моих студийцев. Мы расстались друзьями!
Форум проводился под патронатом управления культуры горисполкома Минска, на открытии присутствовали представители Министерства культуры Республики Беларусь. Я даже позавидовал белорусам! Тот, кто уделяет такое внимание детям, далеко смотрит в будущее…
- В прошлом году вы выступили с инициативой провести к юбилею Смоленска международный театральный форум, который объединил бы известных российских и зарубежных деятелей театра и самобытные творческие коллективы…
- В России и в Смоленске, в частности, очень сложно пробивать и реализовывать проекты. Мне действительно хотелось пригласить театры из стран, когда-то воевавших с Россией, - немцев, французов, поляков, литовцев, бельгийцев, и показать гостям культурный срез Смоленска. Привлечь известных смоленских художников и музыкантов, провести творческие встречи. Хотелось, чтобы каждый участник форума пропитался полифонической атмосферой искусства и увез с собой частицу смоленской души. В нашей идее ничего революционного не было, она абсолютно укладывалась в контекст масштабного празднования 1150-летия Смоленска. Но очень скоро мне дали понять, что интереса к задумке со стороны власти нет. А возложить организационные и финансовые вопросы столь серьезного мероприятия на плечи нескольких человек нереально. Пришлось отказаться от мечты.
- Причина?
- Сегодня мы стремимся сделать… минимальное. И это «минимальное» стало нормой жизни. Стремление к минимализму во всем культивировалось еще в советские времена, когда смелые прожекты разбивались о железобетонную формулировку чиновников: «У нас была война!» Людей просили затянуть пояса, жить поскромней и не замахиваться на большее. Такие отговорки были особенно актуальны на Смоленщине, хотя другие регионы, обескровленные войной, довольно быстро восстанавливали экономическую инфраструктуру, не забывая думать о культуре.
Сегодня при слове «культура» не возникает эха. Наше эхо – власть, помощь и понимание со стороны руководителей региона, когда идея творческого человека находит отражение наверху. Нам не хватает взаимопонимания, уважаемые чиновники города-героя Смоленска!
- Театр-студия «Диалог» по-прежнему не имеет государственного статуса и не входит в планы бюджетного финансирования?
- Я уже устал говорить о проблемах «Диалога»…Белорусы бережно относятся к национальной культуре, у них хватает на это и ума, и денег. Минск полностью взял расходы на себя, и нам осталось лишь оплатить дорогу на честно заработанные деньги. К счастью, у театра есть друзья, которые помогают нам участвовать в международных фестивалях.
- Куда планируете отправиться в ближайших перспективах?
- Недавно мы выложили в Интернете запись булгаковской мольерины «Полоумный Журден», и вдруг совершенно неожиданно получили приглашение от петербуржцев, организаторов VI Международного фестиваля «Театр начинается…», который проводится на базе Театральной академии Санкт-Петербурга. Я давно мечтал принять участие в этом престижном фестивале, объединяющем коллективы взрослых любительских театров. Если получим «добро», в конце сентябре поедем с «Журденом» в Питер.
Нужно двигаться вперед, браться за новые постановки. Сейчас с ребятами из детской студией репетируем спектакль по пьесе Екатерины Ткачевой «Мой маленький бог», которая кричит о детском одиночестве в семье. Хотелось бы восстановить любимую «переживательную» историю - «Большую меховую папу».
Кстати, на форуме в Минске мы обсудили очень серьезный вопрос - проблемы современной детской драматургии. Сегодня выходит огромное количество пьес-однодневок, но их содержание и форма немногим лучше газетной статьи. Описанные в них события забудутся, и уже через десять лет эти документальные пьесы утратят актуальность. Документальная драматургия имеет право на жизнь, она хороша для постановки экспериментальных спектаклей. К сожалению, написать пьесу «на все времена» у молодежи не получается – молодые драматурги не видят глубинной сути вещей, затрагивая поверхностный пласт жизни, не осмысляя протекающие в ней процессы. Настораживает и засилье в детских пьесах… ненормативной лексики. Современные писатели называют хулиганство и провокацию прорывом, новым художественным словом, но мне становится не по себе, когда со сцены звучит мат.
- С нецензурной бранью в литературе, кино и прессе покончено – благодаря введенной системе штрафов. Какие темы вы считаете актуальными? Темы, которых сегодня не хватает?
- Постановка «Мой маленький бог» говорит об отношениях детей и взрослых. Тема человечности и доброты – вечная тема, чрезвычайно важная для всех нас на фоне дефицита общения между людьми, погружающего человека в бездну одиночества. На форуме в Минске литовцы показали жесткую пьесу, в основу которой легли недавние события в Литве: подросток убил пятерых одноклассников. Почему это произошло? Мальчика не понимали в семье, оставили один на один со своими проблемами. Аналогичные процессы происходят в Америке, даже в благополучной Норвегии! Люди сходят с ума от виртуального общения. Мне кажется, мы обязаны вырвать компьютер из детских рук и подарить ребятам живое общение. Недавно я задал своим студийцам вопрос: «Как часто вы разговариваете с родителями? Находят ли они время для бесед с вами?» Подобное происходит крайне редко. Взрослые люди задавлены бытом, работой, материальными проблемами.
- Невыговоренность – главная проблема наших детей?
- Да, они разговаривают с ровесниками на «птичьем языке», чирикают, решая свои вопросы. До чего ребята в конце концов могут договориться, показал театр из Литвы. Детям ни в семье, ни в школе не хватает взрослого, умного собеседника, который объяснит, что «хорошо», а что – «плохо». В прежние годы учитель чувствовал ответственность за учеников, считал необходимым вступать с детьми в тесный душевный контакт. Он был наставником, духовником, нес данную Богом миссию. Именно поэтому школа спасла многих людей от беды. Нынешняя школа тонет в безликой поточной системе, формализме, казенщине и бюрократии. Общество утратило теплоту человеческих взаимоотношений. Мы живем на холоде. Мерзнем на сквозняке.
Еще одна вечная тема – любовь. Люди обречены любить друг друга. Нужно учить детей сострадать, влюбиться в окружающий мир с самого раннего детства. Только когда любовь станет идеологией общества, вырастет поколение счастливых и красивых, гармоничных людей, про которых захочется ставить спектакли.