Виктор Зимин: «Слово «культура» не вызывает у власти эха…»

Культура

Артисты театра-студии «Диалог» с триумфом вернулись из Минска. Озорной спектакль по пьесе Дюла Урбана «Все мыши любят сыр» завоевал три диплома II Международного детского театрального форума «Шаги», который прошел на базе Нового драматического театра.

ЗиминВ номинациях «За лучшую (мужскую) женскую роль» отличились Дарья Шабуня и Борис Азаров. Высокой оценки критиков - диплома «За лучшее художественное образное решение спектакля» - удостоились сценография Виктора Зимина и костюмы Анастасии Шведовой. 
В театральном смотре приняли участие детские любительские коллективы из Польши, Литвы, Республики Беларусь и Молдовы. Россию на международном форуме представил смоленский «Диалог».
- На фестивалях принято показывать экспериментальные головоломки, - говорит художественный руководитель театра-студии «Диалог» Виктор Зимин. - Но я с самого начала решил везти в  Минск спектакль, который три года пользуется успехом у зрителей. Персональное приглашение на форум мы получили благодаря главному режиссеру смоленского драмтеатра Виталию Барковскому. Критики отметили цельность и смысловое наполнение ансамблевой постановки «Все мыши любят сыр», их поразил высокий уровень подготовки и актерского мастерства моих студийцев. Мы расстались друзьями!
Форум проводился под патронатом управления культуры горисполкома Минска, на открытии присутствовали представители Министерства культуры Республики Беларусь. Я даже позавидовал белорусам! Тот, кто уделяет такое внимание детям, далеко смотрит в будущее…
- В прошлом году вы выступили с инициативой провести к юбилею Смоленска международный театральный форум, который объединил бы известных российских и зарубежных деятелей театра и самобытные творческие коллективы…
- В России и в Смоленске, в частности, очень сложно пробивать и реализовывать проекты. Мне действительно хотелось пригласить театры из стран, когда-то воевавших с Россией, - немцев, французов, поляков, литовцев, бельгийцев, и показать гостям культурный срез Смоленска. Привлечь известных смоленских художников и музыкантов, провести творческие встречи. Хотелось,  чтобы каждый участник форума пропитался полифонической атмосферой искусства и увез с собой частицу смоленской души. В нашей идее ничего революционного не было, она абсолютно укладывалась в контекст масштабного празднования 1150-летия Смоленска. Но очень скоро мне дали понять, что интереса к задумке со стороны  власти нет. А возложить организационные и финансовые вопросы столь серьезного мероприятия на плечи нескольких человек нереально. Пришлось  отказаться от мечты.
- Причина?
- Сегодня мы стремимся сделать… минимальное. И это «минимальное» стало нормой жизни. Стремление к минимализму во всем культивировалось еще в советские времена, когда смелые прожекты разбивались о железобетонную формулировку чиновников: «У нас была война!»  Людей просили затянуть пояса, жить поскромней и не замахиваться на большее. Такие отговорки были особенно актуальны на Смоленщине, хотя другие регионы, обескровленные войной, довольно быстро восстанавливали экономическую инфраструктуру, не забывая думать о культуре.
Сегодня при слове «культура» не возникает эха.  Наше эхо – власть, помощь и понимание со стороны руководителей региона, когда идея творческого человека находит отражение наверху. Нам не хватает взаимопонимания, уважаемые чиновники города-героя Смоленска!
Виктор Зимин: «Слово «культура» не вызывает у власти эха…» - Театр-студия «Диалог» по-прежнему не имеет государственного статуса и не входит в планы бюджетного финансирования?
 - Я уже устал говорить о проблемах «Диалога»…Белорусы бережно относятся к национальной культуре, у них хватает на это и ума, и денег. Минск полностью взял расходы на себя, и нам осталось лишь оплатить дорогу на честно заработанные деньги. К счастью, у театра есть друзья, которые помогают нам участвовать в международных фестивалях.
- Куда планируете отправиться в ближайших перспективах?
- Недавно мы выложили в Интернете запись булгаковской мольерины «Полоумный Журден», и вдруг совершенно неожиданно  получили приглашение от петербуржцев, организаторов VI Международного фестиваля «Театр начинается…», который проводится на базе Театральной академии Санкт-Петербурга. Я давно мечтал принять участие в этом престижном фестивале, объединяющем коллективы взрослых любительских театров. Если получим «добро», в конце сентябре поедем с «Журденом» в Питер.
Нужно двигаться вперед, браться за новые постановки. Сейчас с ребятами из детской студией репетируем спектакль по пьесе Екатерины Ткачевой «Мой маленький бог», которая кричит о детском одиночестве в семье. Хотелось бы восстановить любимую «переживательную» историю - «Большую меховую папу».
Кстати, на форуме в Минске мы обсудили очень серьезный вопрос - проблемы современной детской драматургии. Сегодня выходит огромное количество  пьес-однодневок, но их содержание и форма немногим лучше газетной статьи. Описанные в них события забудутся, и уже через десять лет эти документальные пьесы утратят актуальность.  Документальная драматургия имеет право на жизнь, она хороша для постановки экспериментальных спектаклей. К сожалению, написать пьесу «на все времена» у молодежи не получается – молодые драматурги не видят глубинной сути вещей, затрагивая поверхностный пласт жизни, не осмысляя протекающие в ней процессы. Настораживает и засилье в детских пьесах… ненормативной лексики. Современные писатели называют хулиганство и провокацию прорывом, новым художественным словом, но мне становится не по себе, когда со сцены звучит мат.
- С нецензурной бранью в литературе, кино и прессе покончено – благодаря введенной системе штрафов. Какие темы вы считаете актуальными? Темы, которых сегодня не хватает?
Виктор Зимин: «Слово «культура» не вызывает у власти эха…» - Постановка «Мой маленький бог» говорит об отношениях детей и взрослых. Тема человечности и доброты – вечная тема, чрезвычайно важная для всех нас на фоне дефицита общения между людьми, погружающего человека в бездну одиночества. На форуме в Минске литовцы показали жесткую пьесу, в основу которой легли недавние события в Литве: подросток убил пятерых одноклассников. Почему это произошло? Мальчика не понимали в семье, оставили один на один со своими проблемами. Аналогичные процессы происходят в Америке, даже в благополучной Норвегии! Люди сходят с ума от виртуального общения. Мне кажется, мы обязаны вырвать компьютер из детских рук и подарить ребятам живое общение. Недавно я задал своим  студийцам вопрос: «Как часто вы разговариваете с родителями? Находят ли они время для бесед с вами?» Подобное происходит крайне редко. Взрослые люди задавлены бытом, работой, материальными проблемами.
- Невыговоренность – главная проблема наших детей?
- Да, они разговаривают с ровесниками на «птичьем языке», чирикают, решая свои вопросы. До чего ребята в конце концов могут договориться, показал театр из Литвы. Детям ни в семье, ни в школе не хватает взрослого, умного собеседника, который объяснит, что «хорошо», а что – «плохо». В прежние годы учитель чувствовал ответственность за учеников, считал необходимым вступать с детьми в тесный душевный контакт. Он был наставником, духовником, нес данную Богом миссию. Именно поэтому школа спасла многих людей от беды. Нынешняя  школа тонет в безликой поточной системе, формализме, казенщине и бюрократии. Общество утратило теплоту человеческих взаимоотношений. Мы живем на холоде. Мерзнем на сквозняке. 
Еще одна вечная тема – любовь. Люди обречены любить друг друга. Нужно учить детей сострадать, влюбиться в окружающий мир с самого раннего детства. Только когда любовь станет идеологией общества, вырастет поколение счастливых и красивых, гармоничных людей, про которых захочется ставить спектакли.







Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 22:17
Александр Новиков рассказал о рабочей поездке в социальных с...
вчера, 21:40
Тему, актуальную и для Смоленщины,  обсудили сегодня до...
вчера, 21:05

Александр Новиков рассказал в социальных сетях о ходе работ...

вчера, 23:04
«Днепр» и «Университет спорта» стартовали в третьем дивизион...
Новости партнеров