Смоленск: Выстрел вхолостую

Культура
КамерныйПремьера комедии по пьесе Робера Тома «Второй выстрел» в Камерном  в очередной раз доказала: провинциальный театр погрузился в стагнацию.  
Необходимость отбить деньги, потраченные на премьеру, выхолостила малейшее поползновение к творческому поиску идей и пластических форм, стремление обогатить театральный язык свежими метафорами и новыми смыслами. Да хотя бы решиться на робкую, неуверенную попытку построить многоплановый спектакль, вывести его из одномерной плоскости на более серьезный уровень восприятия!
Горько видеть, как под гнетом увеселительного жанра гибнет и опошляется сцена. Задушенная картонной бутафорией декораций, теряет буйство красок реальной жизни, которая продолжает ставить перед современником массу вопросов. На эти вопросы ответов нет - социальная острота, свойственная русскому психологическому театру, нивелирована всепобеждающим смехом. Функция трибуны, с которой звучат пробуждающие мысль фразы драматургов – философов и поэтов, безнадежно утрачена: задыхающиеся в  коме нестоличные подмостки превратились в цирковую арену. Тому подтверждение – недавние гастроли Липецкого и Тамбовского театров в драмтеатре. Смоляне поаплодировали красивой картинке, трем заезжим прихлопам-притопам, да и разошлись с миром. А что? Люди заплатили за зрелище, имеют право на «расслабон»!  
Развращенному антрепризой зрителю не выбраться из люльки  безмятежного культурного детства, его (в который уже раз!) приглашают… «почитать» театральный букварь. Зритель с радостью принимает заманчивое предложение. Задача-максимум выполнена: сложив пару слогов в апофеозе  поп-эксцентрики выходного дня, вы заодно потренируете мимические мышцы. При этом чувства останутся не задетыми, извилины - девственно незатронутыми. Разбередить эмоции, задуматься некогда. И не над чем: на сцене среди плоских декораций мечутся плоские фигурки «слишком женатых таксистов», словно вырезанные из жести, сотрясающие воздух плоскими репликами в ожидании взрывов хохота…
Не смешно, господа. Судорожный смех непременно заканчивается слезами.  Плачем по искусству, замордованному коммерцией. Ни режиссер, ни, тем более, актеры не виноваты в происходящем.  Им  разрешено смешить зрителя. И только! Серьезный, глубокий спектакль на смоленской сцене обречен на скорую, бесславную смерть.   
Однако жизнь задорной полицейской комедии «Второй выстрел», которую поставил (и сыграл роль комиссара Оливье) художественный руководитель Камерного театра Николай Парасич, будет долгой. Остросюжетная хлопушка-безделушка, поставленная бесспорно талантливым режиссером и согретая мастерством артистов театра – Татьяны Шавриной, Владимира Зайцева и Павла Пирожкова, наверняка придется по вкусу мечтающим об отдыхе зрителям. Да и кому не захочется с головой погрузиться в лазурную синеву французской Ривьеры, настолько правдиво и изящно воссозданной заслуженным художником России Николаем Агафоновым? К тому же принято считать, что жанр полицейской комедии крайне сложен для постановки на подмостках. В Камерном еще не было спектакля, который бы столь остроумно сочетал в себе детектив, мелодраму и комедию…
 …«Второй выстрел» - и удача, и поражение. Очередной холостой выстрел в пустоту зрительного зала.  
Живой организм театра остро нуждается в художественном эксперименте, интеллектуальном озорстве и бесшабашности. Без эксперимента на сцене нет жизни.  Новаторство задушено мертвой петлей кассы. 







Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 22:39
С начала года в медицинские организации региона обратились 1...
вчера, 22:02
Ветрами пыль и песок из Африки несет на северо-запад России...
вчера, 21:28
Как сообщили в министерстве промышленности и торговли, это б...
вчера, 20:58
По итогам 2023 года работа смолян в этой сфере была признана...
Новости партнеров