Смоленск: Любовь, джаз и черт Татьяны Куриловой

Культура
ТеатрИзысканная, экстравагантная. Создающая яркие, глубокие и запоминающиеся образы на сцене. И необыкновенно скромная в жизни. Хрупкая женщина с бездонными серыми глазами, которой необычайно повезло в жизни. Она обрела желанное женское счастье и стала настоящей звездой камерного театра. И это все о ней, заслуженной артистке России Татьяне Куриловой…
- С детства играла в драматических кружках, любила читать стихи – с надрывом, со слезами… Педагоги говорили - во мне живет искорка божья. Узнала, что в родном Новосибирске тоже есть театральное училище, Захотелось проверить себя, и я решила устроить «домашний экзамен»,  затронуть душевные струны совершенно незнакомого человека. Набрала номер из телефонной книжки и разыграла сцену! Рыдала в трубку, шептала, что со мной случилась беда, мне плохо, и я не знаю, что делать… И вдруг неожиданно поняла, что он мне сочувствует, переживает и готов помочь! Испытала жгучий стыд и в то же время беспредельную радость, что в мой авантюризм поверили. Игра артиста без авантюризма невозможна! Незнакомец предложил встретиться. Естественно, я вежливо отказалась. Прошло время, перезвонила ему и попросила прощения. Объяснила, что хочу поступить в театральный институт, и мне нужно было заставить кого-то сопереживать. Сегодня эта история кажется баловством, но я должна была поверить в свои силы. Знакомые отца из местной богемы прослушали, как я читаю стихи и прозу. Посоветовали применять интересный прием: чтобы прикоснуться к оголенному нерву текста и усилить воздействие на зрителя, артисту важно увидеть передаваемую картину: «Ты ярче и реалистичней будешь передавать свои чувства, в тебя поверят и обратят внимание». И даже сегодня, когда работаю над ролью, вижу образы.  Но для этого требуются серьезные душевные затраты.
- Поступили легко?
- Нет. Пошла на прослушивание с подругой из драмкружка, прошла все туры, но своей фамилии в списках поступивших не увидела. На курс поступали Куриловы Вера и Таня. Курилова Вера была... Страшно расстроилась, убежала в слезах. Позже выяснилось, что произошло недоразумение. Меня тоже хотели взять, но решили, что в списки вкралась ошибка - фамилию «Курилова» набрали дважды. Пришла к педагогу, он удивился: «Разве так поступают, если  болеешь сценой? Он убедил меня попробовать еще раз: «Слушай музыку. Смотри фильмы. Развивай речь». На следующий год я действительно поступила, и мои учителя, Виктор Орлов и его жена Анастасия Гаршина, открыли девочке из Новосибирска дверь в потрясающий мир театра.
- Какие роли вам были ближе – тогда и сейчас?
- Во время учебы удавались драматические, трагические роли. Антигона…Меня поражало, что в момент эмоционального выплеска могу сказать что-то смешное. Научилась отключаться, чувствовать, что это происходит не со мной. Удивлялась: почему мне верят, если я не  включена в роль? Считаю патологией полное перевоплощение актера на сцене. Это ненормально! Странная закономерность: важно научиться надевать на себя чувства и мысли персонажа, но еще важнее вовремя этот «костюмчик» снять и выйти из образа. Брать на себя чью-то судьбу, пусть и придуманную, нежелательно.
- Можно свою изменить…
- Однажды мы поставили «Макбет» в Камерном театре. Я и раньше слышала, что эта пьеса – очень коварная и негативно влияет на реальные судьбы занятых в ней актеров. Над пьесой висит проклятие, и это не шутка. Люди заболевают, умирают, с ними происходят несчастные случаи. Жизнь артиста может… развалиться. У нас развалился театр, началась такая карусель с актерами, которые  играли в «Макбете»… От этого текста действительно  идет разрушительная, неуправляемая сила. Дьявольщина какая-то! И ты невольно осознаешь, что вся эта чертовщина  неизбежно должна разрешиться чем-то плохим. Но мы же актеры, нам море по колено! Вот и не смогли отказать себе в удовольствии взяться за постановку «Макбета». Признаюсь честно – я постоянно ощущала тревогу, тоску. Хорошо, что обошлось без смертей. В профессии лицедея так много намешено сложного и непонятного… И это не профессия. Сама жизнь.
- Сколько ролей актриса Татьяна Курилова сыграла за свою жизнь?
- В Камерном театре - около 60. В ТЮЗе – семь. Ставрополь да Махачкала – еще одиннадцать. В общей сложности получается 87… Считаю, что никакую роль нельзя обижать, даже самую маленькую. Мне очень трудно давалась Маргарита в «Нельской башне», и я с таким удовольствием взялась за крошечную роль Аграфены Кондратьевны в «Банкроте»! Шла на репетицию, и вдруг случайно произнесла такую фразу: «Как я счастлива, что это не Марго…». И тут же поскользнулась, упала и едва приковыляла в театр! Можно радоваться за роль, но обижать ее нельзя. Нужно бережно к ней относиться и любить. Роли не умирают, они продолжают существовать рядом с актерами. Когда-то я играла Валентину в «Сиреневом платье Валентины». Сегодня – старшую сестру героини. Вы не поверите, когда спектакль заканчивается, у меня создается полное впечатление, что я вновь сыграла эту роль. Та же усталость, внутреннее напряжение… Как это объяснить?
- У вас были когда-нибудь провалы?
- Не припомню серьезных срывов, просто некоторые пьесы сложны для меня. Например, «Бред вдвоем» Ионеску. Чувствовала, что не очень свободно владею материалом, хоть и играла этот спектакль в год своего 50-летия. Взялась, чтобы преодолеть себя, перебороть страх. Не считаю себя на высоте и в «Нельской башне», хотя сделала все от меня зависящее. Спектакль шел с успехом, но внутренне я знала – играть тяжело. Себя обмануть невозможно.
- Сложно быть смешной на сцене?
- Да. Но, тем не менее, я и за комические роли берусь, нахожу в себе возможность рассмешить публику…  Но это совсем не та легкость, которая  свойственна характерной актрисе. Трудно даются комедии и водевили, где нужна особая легкость, подвижность. Николай Парасич в таких постановках чувствует себя, как рыба в воде. Я же немного «тяжеловесна», основательна, приходится расшатывать свою психотехнику. Все равно о качестве игры судить не мне, а зрителю. Зритель благосклонен ко мне.
- У вас с Николаем Парасичем творческая семья. Не тяжеловато ли двум медведям» в одной театральной «берлоге»?       
 - Я всегда доверяла Николаю Петровичу. Ему присуще какое-то чувство правды, которое проявляется в игре и в постановке спектаклей. Для меня всегда было чудом видеть, как он вылепливает объем роли. Потрясающая естественность! Легкость, к которой я всегда стремилась. С ним интересно работать.
- Вы ощущали со стороны Николая Петровича деспотию? Все  режиссеры – тираны…
- Конечно! Я очень ответственный, исполнительный человек, а на сцене эти качества очень мешают. Когда ты перешагиваешь порог сцены – нужно отбросить все, стать безответственным! А я старалась исполнить все, что он просил сделать, и порой кое-что не получалось. Сколько я слез пролила над «Нельской башней» …. Николай Петрович кричал на меня: «Что ты делаешь?! Ты не туда игру повела!!!» Позже, успокоившись, осознавала, что он абсолютно прав.  Нужно оставить эмоции в стороне и нарисовать четкий, понятный зрителю рисунок роли. Важно не самой плакать, важно заставить рыдать зрителя. Я благодарна Николаю Петровичу за тиранию на сцене  - она мне не помешала.
- А что вам ближе –  слезы зрителей, или их смех?
- Смех. И все же, по моему нутру – слезы.  Но слез и так много – и в женской судьбе, и по жизни. Поэтому лучше все обсмеять, смех разрушает проблемы и неприятности.
- У вас наверняка есть свой секрет красоты и вечной молодости...
- Хорошие и добрые мысли. Чем чаще себя терзаешь проблемами, тем больше морщин на лице. Злоба уродует человека… Нужно чистить душу и мысли.
- На сцене, под волшебным светом софитов, вам можно и 20 лет дать.
- Разве у души есть возраст? Сцена – штука волшебная… Человека молодит творчество, возможность дарить себя окружающим людям.
- Если вернуться в прошлое, вы бы вновь выбрали сцену, или все же пошли по другому пути?
- Считаю, что актерство – это любительское занятие. Возможно, я бы с удовольствием занялась медициной. Моя мама была фельдшером и часто говорила мне: «Танька, из тебя выйдет прекрасный педиатр! Ты внимательная, можешь выслушать пациента». 
- А получилось так, что теперь выслушивают вас…
- Но моя мама мечтала быть балериной! Она не раз повторяла, что я осуществляю ее мечту. Наверное, мы просто поменялись местами во времени. Да и папа тоже увлекался театром, играл в самодеятельности.
- Какую роль хочется сыграть Татьяне Куриловой?
- Хочется сделать паузу. Возможно, попробовать учить молодежь актерскому мастерству. Во всяком случае, попытаться осмыслить все, что происходит со мной. Взглянуть на себя со стороны. 







Загрузка комментариев...
Читайте также
сегодня, 15:57
ПАО «Дорогобуж» (входит в Группу «Акрон») и Правительство Смоленской...
сегодня, 15:53
Военный комиссар Демидовского района отметил, что каждый нас...
сегодня, 15:32
В региональном управлении капитального строительства рассказ...
сегодня, 14:54

Сегодня отмечается международный день памятников и исторических...

Новости партнеров