Смоленск: хождение за муками в «Орду»

Культура
В последнее время наблюдается довольно странная тенденция – как только российские кинематографисты совершают прорыв в искусстве, на них обрушивается шквал критики. Нечто подобное произошло с «Белым тигром» Карена Шахназарова (неважно, что этот фильм номинирован на «Оскар»), рубили крылья (и продолжают рубить) Андрею Звягинцеву – несмотря на международное признание. Успели облить грязью и «Орду» Андрея Прошкина и Юрия Арабова – два приза ММКФ за режиссуру и лучшую женскую роль (Роза Хайруллина) не помешали критикам заявить, что основанная на реальных событиях и фактах картина бьет по возрождающимся в обществе православным устоям и едва ли не… «богопротивна»! 
Такие выпады со стороны  несколько удивляют сценариста Юрия Арабова, который не в оправдание «крамолы», но, скорее, для разъяснения философии масштабного полотна произнес следующее: «Когда мы делали фильм, для меня самым главным было сказать, что Бог не в силе, но в правде. У меня возникло много вопросов, начиная с простейшего: все ли духовные иерархи находятся на определенной морально-этической высоте? Если вы хотели увидеть ленту о государственно-образующей роли Церкви, это не ко мне. Я написал сценарий о жертве, слабости, способной преодолеть силу, и зле, которое себя истребляет».   
Изначально картина имела рабочее название «Святитель Алексий», однако ее создатели не ставили своей целью православное видение истории, решив сделать акценты на гораздо большем количестве болевых точек,  тем самым глобализируя происходящее на экране. Потому и назвали фильм лаконично, рублено просто – «Орда».  
Действие разворачивается в столице Великих Монголов – в Сарай-Берке. XIV век. С ведома великой ханши Тайдулы (Роза Хайруллина) происходит государственный переворот – ее сын, хан Тинибек, задушен другим  отпрыском великой женщины с каменным профилем и железной поступью, - Джанибеком. Кровавая Тайдула благословляет сына-убийцу на престол.  Она жаждет дальнейших свершений, которые укрепят могущество монголов, - деятельный Джанибек  должен вести Орду на Запад и смести с лица земли Святую Русь. Но замыслам Тайдулы не дано сбыться – она всего лишь игрушка в руках слепого Рока. Ханша, воплощающая в себе абсолютное зло, и сама внезапно слепнет.  Ни колдуны, ни шаманы не могут вернуть ей зрение. И тогда Джанибек вспоминает о московском митрополите Алексие (Максим Суханов). Исцелит русский «шаман» Тайдулу – Святая Русь не погибнет… 
Вот, собственно, и все. Но этот фильм – не о магическом промысле, он не о тех, кто «по локоть в чудесах». Фильм -  о праведниках, что смирением своим и верой спасают города от огня и меча… Крамола, видимо, в том, что Алексий - всего лишь человек, осознающий свое бессилие и не способный тягаться с Иисусом Христом. Он здравомыслящий христианин, который мучается от разъедающей душу печали – никакая магическая сила не поможет Тайдуле, а значит, и для Руси нет спасения…  Эта история – о грехопадении разуверившегося в высших силах святителе, вынужденном скитаться по всем кругам монгольского ада. Средневекового ада, атмосфера которого воссоздана в подробнейших, чудом дошедших до наших дней деталях. Блестяще вылепленное бытописание Орды потрясает исторической достоверностью, до сих пор свойственной лишь лучшим образцам азиатского кино, немалая заслуга в создании этой завораживающей кинематографической среды принадлежит музыке – композитор Алексей Айги специально написал ряд фольклорных композиций, по сути, безумный первобытный трэш!
 Поступки опального митрополита  расходятся с привычным христианским пониманием миропорядка. Отлученному от смерти Алексию придется изнывать от холода в степи и в муках осознавать, что он приносит русским рабам не облегчение, но погибель. Коварный  Джанибек ставит  чудовищный эксперимент – довести митрополита до самого дна, до скотского, животного состояния, с головой окунуть его во мрак безверия, лишив при этом  неотъемлемого  права человека – права на смерть!    
И лишь отчаянная, пронзительная молитва-мольба, обращение Алексия к Богу после неудачной попытки самоубийства, по сути, кульминация происходящего на экране, творит настоящее чудо – Бог услышал Алексия, безжалостная Тайдула прозрела. Москва спасена! Но митрополит (снова крамола!) не верит в совершенное высшими силами исцеление. Он шепчет распухшими, в ссадинах, обожженными губами: «Не я это сделал, не я…». Не он, но Провидение. Бог, в руках у которого правда.   И где же крамола? Прошкину и Арабову (как и в свое время Мэлу Гибсону в «Страстях Христовых») удалось избежать пропитывания картины сусальным  елеем, показав обнаженное светское видение сути вещей. Что гораздо важнее. 







Загрузка комментариев...
Читайте также
40 секунд назад

Им стал Юрий Викторович Шарин. Соответствующее распоряжение...

27.03.2024 23:33
Вторая игра интеллектуального турнира BrainShaker 2024 от се...
сегодня, 13:42
Авария случилась вчера утром возле костела.
сегодня, 13:09
Это данные за три неполных месяца с начала года. Всего зарег...
Новости партнеров