"Золотой феникс" в Смоленске: Изображая жертвы. Женский "Такси-блюз"

Культура
Два фильма – участника кинофестиваля «Золотой Феникс», две истории, две судьбы. Одна картина получила бриллиантовый Гран-при, вторая так и осталась незамеченной. В первом случае речь идет о драматическом фарсе Авдотьи Смирновой «Кококо» и трагически-«маргинальном» «Дне учителя» Сергея Мокрицкого. 
        Женский «Такси-блюз»
История проста, как замызганный чайник на плите. Встречаются два одиночества, две неприкаянные женские души, которые беспощадная судьба-затейница, вслепую тасующая карты человеческих взаимоотношений,  бросает в объятия друг другу. Причем души эти настолько чуждые, несхожие, абсолютно не имеющие общих точек соприкосновения, насколько чужды могут быть баба-хабалка из глухой провинции и интеллигентная до мозга костей  женщина из Санкт-Петербурга. 
Однако общие точки находятся, и притом довольно быстро. Что издавна людей на Руси? Алкоголь! Достаточно повысить градус, и мягкую, нежную Лизу Воронцову (Анна Михалкова) как магнитом начинает тянуть к разнузданной и бесшабашной, никогда не унывающей Нике (Яна Троянова). Но есть и другая, более важная, чем российский сорокаградусный витамин радости, причина – натура интеллигентки «в седьмом поколении», научного сотрудника Лизы напрочь лишена «витальных» качеств простой «морозоустойчивой» бабы из народа, помогающих той приспособиться и выжить в любой сложной жизненной ситуации. Бедную Лизу покоряет дремучесть Ники, «птицы-блядуницы, которая где посидит, там и нагадит», ее наивность и духовная… невинность, парадоксальным образом сопутствующая физической распущенности. А той невероятно дорога душевная теплота, житейская беззащитность и бытовая безграмотность Воронцовой, ради которой она готова и пол мыть, и мужику морду набить. Но не стоит думать, что бедная Лизанька и впрямь такая уж Белоснежка и нежная фиалка! Ведь именно Лиза, чувствуя вгрызшуюся в гены вину русского интеллигента за прозябающий в невежестве народ,  берет опеку над непутевой и несчастливой по жизни бабенкой, пытаясь устроить ее судьбу – найти работу в Питере. В своих, разумеется, кругах. Оттого-то и называется эта изящная безделушка с легким философским флером, этакий «Такси-блюз» навыворот, блестящий образчик «очень женского кино» «Кококо». Примерно так далекая от высоких архитектурных «штилей» и прочих культурных премудростей Ника интерпретирует в своей речи мудреное слово «барокко».  
Но невозможно синтезировать лед и пламень, симбиоз явно неудачен, хоть и противоположности и тянет друг к другу. Лиза, привыкшая по жизни нести ответственность за тех, кого она приручила, терпит фиаско – она в буквальном смысле слова душит подругу своей любовью!  Прискорбно заканчивается заигрывание интеллигенции с народом, иная простота похуже воровства…  «Не отдавайте меня ей!» - по-звериному вопит Ника в ментовском обезьяннике. Народу – «народово», интеллигенту – «интеллигентово».
Однако отец Дуни Смирновой, Андрей Смирнов (автор фильма «Жила одна баба») считает, что критики перемудрили и напридумывали того, чего нет. А «хвелософия» в картине совсем иная – это… история любви. О чем и пишет сама Авдотья Смирнова: «Это история любви двух душ. Я страшно рада, что это не история мужчины и женщины; здесь нет эротического пыла, все страсти кипят исключительно в душе. Но души не имеют пола (или имеют оба пола), поэтому мне страшно интересно   наблюдать, в каких ситуациях одна становится опорой для другой, а  в каких – наоборот, в каких каждая из них берет ответственность за другую, ведь они постоянно меняются ролями!» 
            Изображая жертвы
Впрочем, искусство тем и хорошо, что каждый человек придумывает свою сказку и вкладывает личный философский смысл в то, что видит на экране. Жаль, что думающих зрителей мало, о чем и пишет кинокритик Андрей Плахов: «современный зритель пребывает в возрасте пятиклассника. Если посчитать, массовому зрителю сегодня не более 12 лет, даже если по возрасту он гораздо старше».
Наверное, именно по этому на «Золотом фениксе» и не получил адекватную оценку «День учителя» Сергея Мокрицкого (операторская работа в картине Кирилла Серебренникова «Изображая жертву»). Физиологичный, пронзительный и шокирующее откровенный фильм о маленьком человеке – Учителе, страдающем в стране пустых и общих мест России, переставшей читать, а значит, мыслить. Режиссер знакомит зрителя с одним из дней русского интеллигента, который запутался в бессмысленных ритуалах, созданных им самим, совершенно потерялся в вакууме митингов, выборов и бесконечной лжи, серой пустоте циничного быта. Фильм – своеобразный римейк на работу поляка Марека Котерского «День психа» («День зверя»). Однако русский интеллигент в корне отличается от польского – наш будет пить, страдать, закидываться аминазином, рефлексировать и пытаться изменить мир. Увы, за что бы он ни взялся, все валится из рук: несмотря на глубинное знание литературы, попытка написать детективный роман заканчивается крахом.
 Жанр картины определить довольно сложно, в режиссерско-операторском «винегрете» чего только не намешано – репортаж, черно-белый нуар, психоделические интермедии и компьютерные спецэффекты, присутствуют элементы комедии и социальной драмы, снятой крупным планом. И – личной трагедии забитого жизнью человека, который грезит об утраченной любви. 
В кино возможно все – Учитель (Анатолий Кот), всерьез задумавшийся о необходимости закончить весь этот балаган, встречает свою Музу…
…А Сергей Мокрицкий остается без приза «Золотого Феникса», надеется показать свой фильм на «Первом канале» в «Закрытом показе».







Загрузка комментариев...
Читайте также
30 минут назад

Напомним, 15 апреля стало известно, что более 200 ребят ...

51 минуту назад
Реклама. ООО «Т2 Мобайл». 2SDnjczvtcq

К началу весеннего...
51 минуту назад
Сотрудники Россельхознадзора добились, чтобы молочная продук...
сегодня, 10:52

В обшей сложности они обогатились на 1 миллион рублей. Однако...

Новости партнеров