Смолянке доверили реставрацию шедевра мирового значения

Культура
Реставратор14 июля патриарх Московский и всея Руси Кирилл  вручил высокие церковные награды смолянам, внесшим большой вклад в развитие духовной жизни Смоленщины. В их числе была Жанна Смирнова, художник-реставратор Смоленского государственного музея-заповедника,  получившая из рук патриарха медаль преподобного Андрея Рублева II степени, - «Во внимание к трудам на благо русской православной церкви».
Жанна Смирнова - специалист в области реставрации древнерусского лицевого шитья, восстановила уникальный памятник культуры мирового значения – плащаницу Смоленского Успенского кафедрального собора «Положение во гроб».
Авторская надпись, вышитая золотой вязью у ног усопшего Христа, гласит, что плащаница создана в мастерской тетки Ивана Грозного  Ефросиньи Старицкой  в 1561 году. Княгиня Старицкая была замешана в заговоре против Грозного и в 1563 году сослана в Горицкий монастырь близ Кириллова.
В России сохранилось еще три датированных плащаницы Старицкой. Одна хранится в Троице-Сергиевой Лавре, вторая - в музеях Московского Кремля. Третья - в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге. Однако, по мнению специалистов, смоленская  плащаница - самая масштабная и лучшая по сохранности. Первоначально она предназначалась для Успенского кафедрального собора  Московского Кремля. В Смоленск плащаница попала в 1812 году, когда один из казачьих отрядов отбил святыню у отступавших французов и передал в дар городу, руководствуясь вкладной надписью, в которой упомянут «Успенский собор».
Первоначально планировалось, что реставрацию плащаницы проведут в Москве, однако Смоленская епархия поставила условие – ни в коем случае святыню в Москву не везти, реставрировать на месте.
- Жанна, почему эту сложную, ответственную миссию поручили именно вам?
- Вероятно, потому что я – единственный художник-реставратор по тканям не только в Смоленской области, но и в соседних регионах. Профессия – «штучная», специфическая. Я благодарна, что мне доверили работу над столь высокохудожественной, ценной вещью.   На реставрацию плащаницы ушло полтора года. Существенную поддержку мне оказали специалисты из Научно-реставрационного центра им. И.Э. Грабаря, приезжавшие в Смоленск на  консультации и вместе со мной разрабатывавшие методики реставрации. Спасибо им большое! Кое-какие процессы мы начинали вместе, но всю оставшуюся  ручную работу приходилось выполнять самостоятельно, в свободное время. Каждый день, начиная с 2007 года, я приходила в трапезную Успенского собора и на протяжении четырех часов занималась восстановлением плащаницы, разложенной на дубовых столах. В 2009 году работа была завершена. 
- С какими сложностями  столкнулись?
- Я взвалила на себя непосильную ношу - мне еще не доводилось сталкиваться с подобными объемами реставрации. Специалисты из Москвы  признались, что далеко не каждому реставратору выпадает возможность работать с артефактами такой высокой категории. Вещь очень большая, два на три метра, пришлось пройти множество трудоемких  этапов, реставрировать каждый фрагмент, при этом с самого начала было неизвестно, как «поведет» себя плащаница. Ответственность – колоссальная!
Реставратор не имеет права на ошибку. При этом, возвращая  предмету искусства первоначальный облик, он всегда оставляет возможность придать (если это потребуется) вещи изначальный вид. В идеале, если речь идет о частной реставрации, наша работа не должна быть заметна глазу вообще. Что же касается научной реставрации, восстановленные фрагменты непременно должны отличаться от «родных», чтобы исследователь мог иметь представление о том, как изначально выглядел экспонат.
Сначала пришлось очищать  золотно - серебряные нити вышивки. Со временем шитье потемнело от свечной копоти и пыли, ноги Иисуса были… просто зацелованы верующими. Удалила все наслоения, и ниточки заблестели, как новые. Следующий этап – укрепление шитья тончайшей шелковой нитью, которая гораздо тоньше человеческого волоса, стежками меньше миллиметра. Нити белые, почти невидимые глазу, окрашены вручную специальными красителями. Древнерусское лицевое шитье восстанавливают щадящими методами, не применяя химикатов - детское мыло, нитка с иголкой. И все!
«Неродной» шелк плащаницы (конец XIX - начало XX века, точнее утверждать не могу, поскольку научных исследований не проводилось) был в плохом состоянии, рассыпался при малейшем прикосновении. Шелк - слабая ткань, как правило, разрушающаяся в первую очередь. Пришлось поработать и с ним… Когда-то плащаница была украшена драгоценными камнями (об этом свидетельствуют участки, зашитые нитками), но какими именно, сегодня уже не знает никто. К сожалению, этот вопрос так и остался неизученным.
После восстановления плащаницы Жанне Смирновой поручили привести в порядок три так называемых малых плащаницы Успенского кафедрального собора,  представляющих культурную ценность.
- Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл очень трепетно относится к артефактам русской истории и православным святыням, высоко ценит работу старых мастеров, - говорит Жанна Сергеевна. - Во время одного из своих визитов в Смоленск патриарх принял восстановленную плащаницу княгини Старицкой «Положение во гроб» и лично поблагодарил за работу.  И, что я вилось для меня неожиданностью и своеобразным подтверждением мастерства, в 2010 году прислал на реставрацию свое облачение XIX века.  Время не пощадило саккос, епитрахиль, пояс и поручи, вещи были ветхими.  Пришлось вновь, как и в работе над плащаницей, чистить шитье, укреплять поверхность реставрационной сеткой, шить маленькими стежками. Патриарх остался доволен моей работой и через некоторое время прислал второе облачение, выполненное из сложной для реставратора  ткани – глазета, гладкой, без рисунка. На восстановление облачений ушло не менее двух лет. Но, поверьте, это были счастливые годы моей жизни!







Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 22:36
Мужчина, прикинувшийся покупателем, не постеснялся камер вид...
вчера, 21:51
Годовой рост цен в регионе замедлился преимущественно в связ...
вчера, 19:53
Наш земляк героически погиб при выполнении боевого задания, ...
Новости партнеров