Четверг, 19 января 2017 года

Погода -2..-4 С о

Смоленская труппа - в гостях у шведского «Альбатроса»

Культура 11:43, 25 мая 2012
АльбатросВ этом году смоленский драмтеатр уверенно покоряет не только постсоветское пространство – в ближайших планах труппы гастроли в Минске, Херсоне и Черкассах, -  но и «замахнулся» на Скандинавию. Недавно в рамках культурного обмена смоляне побывали в Швеции. «Этюды любви» пришлись по вкусу театралам Этрана, Варберга и Хальмстада.
О том, как это было, рассказывает главный режиссер Смоленского государственного драматического театра, заслуженный деятель искусство Республики Беларусь Виталий Барковский.
- Я всю жизнь мечтал о Швеции. Смотрел на карту и думал – мне никогда не побывать в этой удивительной стране. Впрочем, я и об Америке когда-то грезил: мне было 20 лет, хотелось поставить спектакль на Бродвее. Не получилось.
Пять или шесть лет назад, когда работал в Колосовском театре, решился на авантюру. В Стокгольме живет много белорусских ребят, творческая интеллигенция – писатели, драматурги, режиссеры. Поинтересовался: «Как к вам можно пробраться?» - «Нужно иметь громкий имидж. У тебя были  успехи в Англии, во Франции, в Польше и Германии, в 2000 году ты вошел в десятку лучших режиссеров Европы. Но этого мало! Шведы идут на знаковые имена - на Любимова, Эфроса. Коляду». Впрочем, мне дали дельный совет: «Ты приглашаешь Роберта Якобсона (театр «Альбатрос», Этран) на «Славянский базар», а потом едешь в Швецию в рамках культурного обмена». Я уговорил директора этого музыкального фестиваля, Родиона Басса, направить приглашение Якобсону. Так мы и познакомились. Роберт – интереснейший художник, когда-то работал с Тадеушем Кантором и Ежи Гротовским, занимался экспериментами, объездил  весь мир.
Вскоре я оказался в Смоленске, но мечту о Швеции не оставил. Мы два с половиной года вели переговоры с Робетром. У него время расписано - он то в Камеруне, то в Конго. В их театре за годы, проведенные в Африке, даже актерский состав «потемнел»!  Шведо-африканцы – очень интересные люди, образованные, знают несколько языков. Какие у них глубокие глаза, как они смотрят на женщин! Они стремятся овладеть миром! Я думаю, что Африка может статьнет центром мира, и Роберт эту веру поддерживает. 
- Наверное, вы застали Роберта врасплох?
- Да нет. Мы смогли договориться, и Роберт приехал со своим коллективом на «Смоленский ковчег», где их спектакли отметили и критика, и зритель, а мы были приглашены на гастроли в Швецию.
Само название театра «Альбатрос» говорит о многом. Эта птица великолепна в стихии полета!  Театр Роберта Якобсона прекрасен в мечтах и в уже осуществленных труппой проектах, в полете за гранью, где неподготовленному к современному театральному языку человеку, быть может, не все понятно. 
Роберту понравился спектакль «Этюды любви», и он посоветовал везти в Швецию эту постановку – в ней есть за что зацепиться, на сцене заняты всего пять актеров. Мы показали «Этюды любви» в театре Халанд в Варберге, в Хальмстаде (помимо спектакля, заслуженный артист РФ Сергей Тюмин и артист и режиссер Олег Кузьмищев провели мастер-класс), и в Этране. В Варберге роскошный театр! Они часто гастролируют по миру, в штате труппы всего четыре актера и три режиссера: шведы умеют считать деньги. Такая же ситуация с труппой и в Хальмстаде – тоже. У Роберта в штате всего пять актеров.
Человек всегда думает о том, как бы ему так организовать свою жизнь, чтобы она нравилась и ему, и его близким. Мне показалось, что с этой точки зрения жизнь в Швеции организована хорошо. Большая заслуга нации в том, что она  стремится сохранить накопленный позитивный опыт, защитить человеческое в человеке и  утвердить это состояние в будущем  Шведы отдают приоритет чести, достоинству, вере в жизнь. В отличие от нас, они воспринимают жизнь  в мельчайших подробностях, ценят каждую ее секунду.  Мы  же мыслим глобально, до сих пор пытаемся объять необъятное. Конечно же, это отражается и на применяемых театральных средствах.
Для шведов главное – защитить чужую жизнь, среду обитания. Простой пример: в водах Швеции сегодня вылавливается столько рыбы, что она не успевает восстанавливаться, и Роберт Якобсон -  фанатичный защитник природы - даже на театральном уровне пытается решить эту проблему!
Шведы никуда не спешат, у них на все хватает времени. Долго беседуют, пытаясь понять собеседника, и, когда ты общаешься с ними,  понимаешь, что мир не рухнет. Это может показаться невероятным, но они не закрывают свои дома и не знают, что такое запоры.
- Как вас приняли в Швеции?
- В прессе были достойные  отзывы о смоленской труппе и спектакле «Этюды любви»…. Но их сложно понять… Во время спектакля  зале - мертвая тишина, в финале – аплодисменты. Зрители встают, аплодируют. В Хальмстаде дали два спектакля. Один – для студентов, они приняли нас очень доброжелательно, вели себя раскованно. Вечером играли для интеллигенции. Сдержанная реакция. Бросилось в глаза, что публика одевается в театр изысканно, со вкусом. И сразу становится ясно, что эти люди посвящены в непростые глубины. А в обычные дни и не поймешь, охламон перед тобой, или профессор.
Кстати, Роберт думал, что русские – не богаты, и удивился, когда увидел в Смоленске столько хорошо одетых людей… Зато шведы резко отличались от российских актеров. Никогда не поверишь, что эти люди занимаются театром, культурой. Какие-то путешественники: за плечами вещь-мешок, на ногах - кеды. Будто собрались не на фестиваль, а в дорогу. А мы и в лес надеваем приличные вещи! Что вполне объяснимо: слишком долго русский народ пребывал в нищенском состоянии, поэтому до сих пор не может насытиться благами цивилизации…
Шведы шокируют естественностью своего поведения: Когда Роберт нас провожал, он лег на землю и показал, что очень хочет спать, не стесняясь своего естества. Дитя природы…
- Что Вам еще показалось удивительным, необычным, странным?
- В Швеции самый большой театральный зал вмещает 200 человек. Для них огромный зал –  абсурд! Тяжело на душе, когда отменяют спектакль, потому что на постановку пришли всего 60 зрителей… Оптимальный вариант зрительного зала – 150 мест. Не больше! Большой зал убивает спектакль! Разве мы ставим плохие спектакли? Нет, что и доказали многие фестивали. Я склоняю голову перед талантом Анатолия Ледуховского. Если бы восстановить все его спектакли, с ними можно было бы покорить мир. Давид Боровский, Эдуард Кочергин, Валерий Левенталь признались: если бы «Ревизор» Ледуховского шел каждый вечер, они приходили бы его смотреть как высочайшее произведение искусства. Но это совершенно не значит, что «Ревизор» понравился публике. И в то же время любой театр должен стремиться к тому, чтобы на афише было написано: «спектакль прошел с большим успехом в Польше, Германии, Швеции, Италии, Англии, США, Дании и Японии». Появится на афише несколько стран – и уже легче ехать за границу…
- Это правда, что вы все «фестивалите» и не можете остановиться?
- В планах театра – участие в международных театральных фестивалях  в Херсоне и Черкассах (Украина). Снова везем «Этюды любви». А дальше гастроли в Минске.
Оценить новость
Рейтинг 0 из 5 (0 оценок)


Загрузка комментариев...
Читайте также
Стала известна личность смолянина, прославившегося галантным поступком на дороге
3 минуты назад
23
Сколько добавят?
22 минуты назад
59
Несмотря на сложную экономическую ситуацию, в 2017 году госу...
Алексей Островский провел прием граждан по личным вопросам
36 минут назад
66
Губернатор Алексей Островский провел очередной прием граждан...
ЖКХ по новым правилам
41 минуту назад
98
Уже в феврале 2017-го смоляне получат коммунальные квитанции...

Опрос

Что вы любите делать больше всего?


   Ответили: 426