Понедельник, 20 февраля 2017 года

Погода 0..2 С о

Декоративно-прикладное братство

Культура 16:58, 11 мая 2012
 В СмолГу открылась необычная выставка – свои лучшие курсовые и дипломные работы представили студенты-прикладники из Смоленска и Республики Беларусь. Впервые!
- Обычно мы проводим совместные комплексные экспозиции (живопись, графика, скульптура) дважды в год, - говорит заместитель декана  художественно-графического факультета по внеучебной работе СмолГу Валентина  Черткова. - Идея моно-выставки возникла потому, что в университете в этом году появилась новая кафедра «Дизайн и декоративно-прикладное искусство». В холле университета представлены разные виды декоративно-прикладного искусства – гобелены, батик, соломка, керамика, роспись по дереву, резьба, панно из кожи и кости, изготовленные студентами худграфа СмолГУ и Витебского государственного университета им. П.М. Машерова. – Интересных работ очень много. Например, оригинальные композиции, вырезанные из бумаги, – традиционные белорусские вытинанки.
Очень долго в народном творчестве Беларуси этот вид декоративно-прикладного искусства оставался забытым. А ведь у вытинанки-«вырезанки», оказывается, были и яркие времена расцвета! Уже к концу XVIII столетия вытинанка стала популярна у белорусских рукодельниц. Практически каждый дом, а чуть позже и каждая деревенская хата к XIX столетию были украшены вырезанными из бумаги шторками, занавесками, салфетками. Узорами из бумаги декорировали абажуры и даже рамы образов в углу.
Кстати, и великие художники не чурались вытинанки: француз Анри Матис и российский Илья Репин отдали дань этому весьма занимательному увлечению. Вытинанка – дело серьезное: сегодня в Республике Беларусь эта область народного искусства исследуется учеными, появились и профессиональные мастера по вытинанке, члены белорусского Союза Художников.
И даже керамика у белорусов отличается от смоленской. На технику, в которой работают керамисты из Витебска, повлияло творчество Марка Шагала. Витебчане – родоначальники формального, абстрактного искусства, что очень отчетливо прослеживается в скульптуре и керамике ВГУ, студенты которого заняты поиском формообразования.
Нужно признать, что и художественную роспись по ткани мы освоили немного позднее наших друзей из Белоруссии. Они относятся к батику с большей фантазией, и, в отличие от смолян, для работ которых характерна технология холодного батика, применяют более сложные, специфические приемы обработки ткани. Например, используют горячий батик. Ну а пока студенты СмолГу только начинают осваивать эту технологию, поэтому нам очень интересно посмотреть, что делают другие. 
Горячий  батик считается прародителем всего батика, который сегодня «размножился» на различные стили, направления и  техники. Изначально древние индонезийские мастера не просто красили ткань, а наносили перед этим резервирующий состав - воск, парафин или стеарин, позволяющий закрывать некоторые элементы ткани. В результате получался оригинальный орнамент. Для нанесения рисунка на ткань резерв должен быть жидким, то есть воск — расплавленным. Отсюда и термин «горячий  батик».
Особенность этой техники в том, что художник может не только создавать рисунок на ткани из двух-трех наложений цветов, но и применить более тонкую контрастность и сделать четыре-пять наложений разных оттенков, скрывая под очередной порцией воска предыдущий цвет и окрашивая ткань в более темные тона.
Белорусы сильны традицией декоративно-прикладного искусства, и нужно признать, что в университете им. П.М. Машерова оно представлено на достаточно высоком уровне. Мы всегда с большим уважением изучаем работы, которые созданные нашими коллегами и надеемся, что преподавателям и студентам из Витебска интересно и наше творчество.
- Чему же у нас могут научиться белорусы?
- Сначала нам казалось, что их работы выполнены лучше, чем у нас. Но, сравнив результаты творчества, видим, что студенты худграфа СмолГу способны работать на высочайшем профессиональном уровне – смоленские гобелены, росписи и резьба по дереву, соломка, керамика – с легкостью выдерживают конкуренцию.  Мы поддерживаем традиции Рокульской, Городецкой, Петриковской росписи по дереву и бересте, и лучшие образцы студентов-прикладников вы сможете увидеть на этой выставке. Например, очаровательные шкатулки из серии «Смоленские усадьбы» украшенные орнаментом в стиле северной Рокульской росписи, или «Пушку» (Петриковская роспись).
Знаменитая  Петриковская   роспись  давно стала визитной карточкой Украины. Петриковку 230 лет назад основал последний кошевой атаман Запорожской Сечи Петр Калнышевский. И сразу же в этом вольном казацком селе возник интересный обычай: женщины стали расписывать стены хат красочными цветочными узорами. Краски разводили на яйцах и молоке, а цвета выбирали самые яркие, под стать красочной природе Приднепровья.
Хозяйки соревновались друг с другом, стремясь сделать свой дом самым живописным, и ревниво заглядывались на чужое искусство. О самых удачных росписях говорили: красиво, как в церкви. А вот если хата оставалась белой, с хозяйкой переставали здороваться, как с чужой.
- Как давно вы сотрудничаете с ВГУ им. П.М. Машерова?
- Я считаю, что «худграф» – это кодовое слово, и Витебский художественно-графический факультет удачно вписывается в наше братство. Мы всегда поддерживали дружеские связи с коллегами из Белоруссии,  участвуем в научных конференциях, отмечаем совместные юбилеи, недавно провели два пленэра. У нас и проблемы общие. Смоляне и витебчане даже внешне похожи.  Может быть, присущей белорусам открытостью, желанием общаться и отсутствием амбиций.
Оценить новость
Рейтинг 0 из 5 (0 оценок)


Загрузка комментариев...
Читайте также
В полиции сообщили подробности задержания смолянина, рекламировавшего спайсы
47 минут назад
115
Задержанный 19-летний житель Починковского района сообщил, ч...
Прокуратура отправила двоих жителей Смоленской области на принудительное лечение
21 минуту назад
17
Страдающие открытой формой туберкулеза граждане подвергают о...

Опрос

Как вы будете отмечать 23 февраля?


   Ответили: 760