Декоративно-прикладное братство

Культура
 В СмолГу открылась необычная выставка – свои лучшие курсовые и дипломные работы представили студенты-прикладники из Смоленска и Республики Беларусь. Впервые!
- Обычно мы проводим совместные комплексные экспозиции (живопись, графика, скульптура) дважды в год, - говорит заместитель декана  художественно-графического факультета по внеучебной работе СмолГу Валентина  Черткова. - Идея моно-выставки возникла потому, что в университете в этом году появилась новая кафедра «Дизайн и декоративно-прикладное искусство». В холле университета представлены разные виды декоративно-прикладного искусства – гобелены, батик, соломка, керамика, роспись по дереву, резьба, панно из кожи и кости, изготовленные студентами худграфа СмолГУ и Витебского государственного университета им. П.М. Машерова. – Интересных работ очень много. Например, оригинальные композиции, вырезанные из бумаги, – традиционные белорусские вытинанки.
Очень долго в народном творчестве Беларуси этот вид декоративно-прикладного искусства оставался забытым. А ведь у вытинанки-«вырезанки», оказывается, были и яркие времена расцвета! Уже к концу XVIII столетия вытинанка стала популярна у белорусских рукодельниц. Практически каждый дом, а чуть позже и каждая деревенская хата к XIX столетию были украшены вырезанными из бумаги шторками, занавесками, салфетками. Узорами из бумаги декорировали абажуры и даже рамы образов в углу.
Кстати, и великие художники не чурались вытинанки: француз Анри Матис и российский Илья Репин отдали дань этому весьма занимательному увлечению. Вытинанка – дело серьезное: сегодня в Республике Беларусь эта область народного искусства исследуется учеными, появились и профессиональные мастера по вытинанке, члены белорусского Союза Художников.
И даже керамика у белорусов отличается от смоленской. На технику, в которой работают керамисты из Витебска, повлияло творчество Марка Шагала. Витебчане – родоначальники формального, абстрактного искусства, что очень отчетливо прослеживается в скульптуре и керамике ВГУ, студенты которого заняты поиском формообразования.
Нужно признать, что и художественную роспись по ткани мы освоили немного позднее наших друзей из Белоруссии. Они относятся к батику с большей фантазией, и, в отличие от смолян, для работ которых характерна технология холодного батика, применяют более сложные, специфические приемы обработки ткани. Например, используют горячий батик. Ну а пока студенты СмолГу только начинают осваивать эту технологию, поэтому нам очень интересно посмотреть, что делают другие. 
Горячий  батик считается прародителем всего батика, который сегодня «размножился» на различные стили, направления и  техники. Изначально древние индонезийские мастера не просто красили ткань, а наносили перед этим резервирующий состав - воск, парафин или стеарин, позволяющий закрывать некоторые элементы ткани. В результате получался оригинальный орнамент. Для нанесения рисунка на ткань резерв должен быть жидким, то есть воск — расплавленным. Отсюда и термин «горячий  батик».
Особенность этой техники в том, что художник может не только создавать рисунок на ткани из двух-трех наложений цветов, но и применить более тонкую контрастность и сделать четыре-пять наложений разных оттенков, скрывая под очередной порцией воска предыдущий цвет и окрашивая ткань в более темные тона.
Белорусы сильны традицией декоративно-прикладного искусства, и нужно признать, что в университете им. П.М. Машерова оно представлено на достаточно высоком уровне. Мы всегда с большим уважением изучаем работы, которые созданные нашими коллегами и надеемся, что преподавателям и студентам из Витебска интересно и наше творчество.
- Чему же у нас могут научиться белорусы?
- Сначала нам казалось, что их работы выполнены лучше, чем у нас. Но, сравнив результаты творчества, видим, что студенты худграфа СмолГу способны работать на высочайшем профессиональном уровне – смоленские гобелены, росписи и резьба по дереву, соломка, керамика – с легкостью выдерживают конкуренцию.  Мы поддерживаем традиции Рокульской, Городецкой, Петриковской росписи по дереву и бересте, и лучшие образцы студентов-прикладников вы сможете увидеть на этой выставке. Например, очаровательные шкатулки из серии «Смоленские усадьбы» украшенные орнаментом в стиле северной Рокульской росписи, или «Пушку» (Петриковская роспись).
Знаменитая  Петриковская   роспись  давно стала визитной карточкой Украины. Петриковку 230 лет назад основал последний кошевой атаман Запорожской Сечи Петр Калнышевский. И сразу же в этом вольном казацком селе возник интересный обычай: женщины стали расписывать стены хат красочными цветочными узорами. Краски разводили на яйцах и молоке, а цвета выбирали самые яркие, под стать красочной природе Приднепровья.
Хозяйки соревновались друг с другом, стремясь сделать свой дом самым живописным, и ревниво заглядывались на чужое искусство. О самых удачных росписях говорили: красиво, как в церкви. А вот если хата оставалась белой, с хозяйкой переставали здороваться, как с чужой.
- Как давно вы сотрудничаете с ВГУ им. П.М. Машерова?
- Я считаю, что «худграф» – это кодовое слово, и Витебский художественно-графический факультет удачно вписывается в наше братство. Мы всегда поддерживали дружеские связи с коллегами из Белоруссии,  участвуем в научных конференциях, отмечаем совместные юбилеи, недавно провели два пленэра. У нас и проблемы общие. Смоляне и витебчане даже внешне похожи.  Может быть, присущей белорусам открытостью, желанием общаться и отсутствием амбиций.







Загрузка комментариев...
Читайте также
вчера, 22:17
Александр Новиков рассказал о рабочей поездке в социальных с...
вчера, 21:40
Тему, актуальную и для Смоленщины,  обсудили сегодня до...
вчера, 21:05

Александр Новиков рассказал в социальных сетях о ходе работ...

вчера, 23:04
«Днепр» и «Университет спорта» стартовали в третьем дивизион...
Новости партнеров