Суббота, 10 декабря 2016 года

Погода -7..-9 С о

Проект «Генералы против генералов» назвали событием года

Культура 12:36, 27 декабря 2011
КузавковЖанр исторического документального кино становится все более популярным. И в ближайшее время зрители смогут увидеть новый четырехсерийный проект «Генералы  против генералов». Крупномасштабный, очень дорогой по стоимости фильм посвящен событиям, произошедшим в России после Гражданской войны. В следующем году наша страна отметит 95 лет с начала этой печальной даты. Повод для разговора есть, и не только «датский» - российская документалистика переживает ренессанс, а в проекте, который критики называют событием года, в главных ролях снимаются смоленские актеры. Так, «первого красного генерала» Михаила Бонч-Бруевича сыграл артист Смоленского государственного драмтеатра им. А.С. Грибоедова Николай Коншин.
Об этом  - разговор с гостем «РП», режиссером Юрием Кузавковым.
- Что побудило Вас обратиться к теме Белого движения, и в чем ее актуальность сегодня?
- Тема присутствует в цикле, но она не является основной. Главной считаю тему выбора, который делает конкретный человек в обстановке разрушения привычного жизненного уклада – в момент революции и гражданской войны.
Года три с половиной назад мне попалась на глаза информация о количестве царских офицеров, пошедших служить в Красную армию – больше пятидесяти (!) тысяч человек. Не менее впечатляющим оказалось число генералов, перешедших на сторону советской власти после революции – более 700 человек. Так возник замысел нескольких фильмов, в каждом из которых через историю генерала царской или белой армии, перешедшего на сторону советской власти, рассказывалось бы,  что происходило тогда в нашей стране.
- Насколько достоверны исторические события и персоны, сколько времени ушло на создание столь масштабного проекта?
- Весной 2008 года оформил заявка на съемку цикла документальных фильмов «Генералы против генералов», состоящего из четырёх частей, главными героями которых стали М. Бонч-Бруевич, А. Снесарев, Я. Слащёв, Н. Скоблин. Большую часть последующего времени занял сбор материала. Фундаментальной книгой по этой теме является работа А. Кавтарадзе «Военные специалисты на службе Республики Советов». Интересно написанная, с большим объёмом архивных материалов, она цитируется практически во всех исследованиях. Стоит упомянуть и книги С. Волкова «Трагедия русского офицерства» и Я. Тинченко «Голгофа русского офицерства».  Но основным источником информации стали воспоминания непосредственных участников событий – мемуары Бонч-Бруевича, Слащёва, Будённого, Шкуро, Краснова, Раскольникова, Деникина, Будберга и многих других. В какой-то момент возникло ощущение, что просто тону в этой информации. Тут главное было - не забывать, о чём снимаем кино, держаться сюжетной линии, совмещая игровые и документальные эпизоды.
Радует, что из очень многих проектов старейшая российская студия «Центр национального фильма» (бывший «Центрнаучфильм») выбрала «Генералов». В 2010 году начали съёмки. Снимали в России – Москве, Муроме, Острогожске, и за границей – в Крыму, Турции, Франции. Рассказчиком, который ведёт зрителя по фильму, стал известный актёр Даниил Страхов, главные роли исполнили Евгений Киндинов, Андрей Мерзликин, Николай Коншин, Евгений Стычкин. Мы изначально понимали, что проект дорогой, но хотели сделать его на достойном уровне. И здесь без государственной поддержки, которую оказало Министерство культуры, нам бы не удалось осуществить всё задуманное.
В настоящее время первый и второй фильмы цикла закончены, а монтаж третьей и четвертой частей завершится в начале 2012 года. 
- Почему же на главную роль вы пригласили именно Николая Коншина?
- Вряд ли кто-нибудь больше подошёл бы на роль генерала царской армии и одного из организаторов Красной Армии М.Д. Бонч-Бруевича, чем Николай Коншин. Роль, как говорится, «на него». С Николаем Сергеевичем мы познакомились во время гастрольного показа в Москве спектакля «Портрет» по повести Гоголя. И когда несколько месяцев спустя нужно было утвердить актёра на главную роль в первом фильме цикла, то сразу предложил её Коншину. Я очень рад, что получил согласие, и для меня было важно это доверие оправдать. Уже позже узнал, что Николай Сергеевич происходит из древнего рода фабрикантов Коншиных. И его предки так же, как и герой проекта, после революции не уехали за границу, а остались в своей стране. Такое получилось переплетение судьбы героя и семейной истории актёра.
Думаю, что не останется незамеченной и роль Евгении Снесаревой в исполнении  замечательной смоленской актрисы Людмилы Лисюковой. Сложный закадровый текст прочитан ею проникновенно и точно.
- Не занимаетесь ли Вы, в своем роде, мифотворчеством, формированием новых стереотипов, исходя из собственных представлений о событиях 95-летней давности?
- То, чем занимаются творческие работники, не только режиссёры и актёры, но и журналисты, писатели, художники, и есть создание новой реальности. Если это сделано талантливо, то результат работы становится мифом - воспринимается общественным сознанием как реальность или почти реальность. Главное - уловить какие-то сущностные вещи, выделить их и отделить от второстепенного.
Здесь не должно быть иллюзий. Историческое исследование ничуть не ближе к истине, чем литературное произведение. Историк из десяти миллионов событий выбирает десять, как наиболее существенные, и анализирует их взаимодействие, строит причинно-следственную связь. То же самое делает и писатель – из множества событий берет несколько и описывает, что происходит с человеком. И вот в этом моменте отбора событий заключается главное. Если автор профессионален, честен, талантлив, наконец, то результат его работы будет близок к правде. Михаил Булгаков написал литературное произведение «Белая гвардия», а режиссёры Васильевы сняли игровой фильм «Чапаев». И даже если они в чём-то ошиблись в деталях, по сути, эти произведения более правдивы, чем множество академических исторических трудов, посвящённых революции и гражданской войне.
Тот большой коллектив, который трудится над циклом «Генералы против генералов», состоит из профессионалов и честно делает свою работу. Насколько у нас получится сделать наш фильм интересным и содержательным – судить зрителям.
Приглашение к участию в проекте такого популярного актёра, как Даниил Страхов, обусловлено желанием привлечь к фильму как можно большую аудиторию. Для меня было важно, чтобы историю рассказывал человек, которому доверяют зрители. Перед съёмками мы встречались, обсуждали сценарий. Даниил хорошо разбирается в этом периоде нашей истории, он в теме, и те дополнения, которые были сделаны с его подачи, усилили фильм. Но не это главное. И даже не в профессионализме Даниила, которому приходилось выдерживать полные 12 часовые смены. Причём, в отличие от игрового фильм, он всё время был в кадре, а потом при просмотре исходного материала я даже не мог отличить дубли, снятые в начале смены от записанного после 10 часов работы – Страхов везде на высоте! Важным было ощущение, что для Даниила этот проект не менее важен, чем для меня.      
- Где вы почерпнули исторические факты, и кто помогал в работе над фильмом?
- В общей сложности, в фильме задействованы материалы более 15 архивов и музеев. Уникальные документы предоставили Центр общественных связей ФСБ, Центральный архив МВД, Государственный архив, Российский государственный архив кинофотодокументов, Музей современной истории России, Российский государственный военный архив, Муромский, Острогожский, Волгоградский краеведческие музеи и многие другие. Большую помощь в работе над фильмом об А.Е. Снесареве оказала его внучка Анна Комиссарова. Потомки выдающегося военачальника и учёного бережно хранят его личный архив. В письмах, дневниках, фотографиях ярко проступает атмосфера времени во всей его сложности и противоречивости.
Должен сказать, что без консультаций профессиональных историков вряд ли удалось дать достаточно полную панораму событий. Трудно переоценить помощь таких авторитетных специалистов, как доктор исторических наук А.А. Зданович, кандидат исторических наук И.В. Домнин, хранитель фондов Белого движения Государственного архива РФ Л.И. Петрушева. 
- Какова конечная цель проекта, и смогут ли зрители увидеть фильм «Генералы против генералов» на телевидении?
- Приходится признать, что в обществе разрушено табу на взаимное уничтожение. Революция и гражданская война романтизированы многими талантливыми литературными произведениями и фильмами. В массовом сознании нет адекватного восприятия революции, как глобальной катастрофы. В нашем фильме мы попытались через истории конкретных людей рассказать, что происходит в стране во время революции.
Премьера цикла «Генералы против генералов» состоится на канале «Культура». Для нас большая честь, что канал, являющийся лидером по документальному показу в России, счёл наш фильм достойным быть представленным в эфире.
- Удалось ли новому проекту завоевать признание на фестивалях неигрового кино?
- На VI международном кинофестивале «Мир знаний», проходившем в конце октября в Петербурге, фильм получил Специальный приз жюри и Приз президента фестиваля С.П. Капицы. Совсем недавно - специальный приз жюри на VIII международном фестивале военно-патриотического кино «Волоколамский рубеж». 
Оценить новость
Рейтинг 0 из 5 (0 оценок)


Загрузка комментариев...
Читайте также
Смоленский «Автодор» крупно обыграл столичную «Крепость»
сегодня, 13:17
132

В матче с аутсайдером «дорожники» забили 10 мячей...

В Смоленской области задержали водителя-наркомана (видео)
сегодня, 12:36
291

В кармане его куртки нашли марихуану.

В Смоленское Поозерье приехал заокеанский гость
сегодня, 11:35
397

Стивен Завестовски, стипендиат программы «Фулбрайт»...

На трассе Москва-Минск легковушка влетела в стоящую фуру
сегодня, 11:12
320

ДТП произошло ранним утром 9 декабря на 391 км а/д Москва-Минск....

Опрос

Новогодние желания, которые вы загадывали в прошлом году, исполнились?


   Ответили: 183