Пьесы невероятно популярного во всем мире английского драматурга Рея Куни – кассовая палочка-выручалочка для любого театра. Каждый его спектакль пользуется невероятным успехом у публики, которая хохочет, как заведенная, буквально с первой же брошенной в зал реплики. Ну а уж когда в центре событий любовный треугольник, или более сложная геометрическая фигура, зрителя от сцены не оторвать. Он даже шуршать конфетными обертками забывает!
В чем причина успеха? Балансирование на грани явной безвкусицы и пошлости – вот главное отличие пьес Куни от произведений других драматургов, не способных угнаться за мастером писать в пикантном жанре «комедия положений».
13 октября в смоленском драмтеатре с оглушительным успехом прошла премьера спектакля заслуженного артиста Республики Беларусь Виктора Чепелева «Слишком женатый таксист». Разумеется, по пьесе Рея Куни. Мы снова смеемся, как в недавнем «Боинг-боинге» Марка Камолетти, над человеческими страстями и невозможными глупостями, которые способны вытворять мужчины и женщины, женщины и мужчины.
Не хочется сталкивать режиссеров лбами, но постановка Олега Кузьмищева «Боинг-боинг», премьерным показом которой закрылся прошлый сезон, изящней, тоньше и прелестней во всех отношениях. Художественней. Спектакль не кажется плоским, в нем есть какая-никакая, а глубина, драйв, пульсация творческого нерва и скрытые подтексты, несмотря на откровенную ситкомовость и заданную сверхзадачу рассмешить зрителя до колик в животе. Казалось бы, у постановки пьесы Камолетти аналогичная фабула – мужчина-сластолюбец запутался в трех девушках, и его блестящий план в одночасье рухнул. В спектакле Куни «Слишком женатый таксист» действие также вращается вокруг коечных перипетий, но… Чем отличается свежее, только что сорванное с ветки яблоко от воскового муляжа? Муляж всем хорош, и практически не отличим от яблока внешне. А разница – есть! У сочного яблочка с ветки волнующий аромат, возбуждающий аппетит. Муляж пахнет воском – неживой субстанцией. И, как ни крути, голод им не утолишь. В данном случае, голод по настоящему искусству, по сценической многоплановости, художественности, метафоричности театрального языка.
Взамен наградой актерам становится щедрый зрительский смех, заглушающий полускабрезные реплики типа «снимите штаны и дайте ему… (пауза, ну а дальше в зале взрыв хохота, за которым уже и не разобрать, что же все-таки в конечном итоге предлагалось дать мужу – шлепка, пинка и т.д.). Сцена – не цирковая арена, актеры – не клоуны. И, если тот же «Боинг-боинг» с несвойственной гигантам легкостью парит в воздухе, источая чувственность и романтизм, полет «Слишком женатого таксиста» далек от трепетания крылышек «сексуального мотылька», на которое, по всей вероятности, рассчитывал режиссер Виктор Чепелев. «Таксист» больше смахивает на похотливого кролика, с которым не раз по ходу спектакля сравнивают чересчур любвеобильного Джона Смита (Игорь Голубев). А тот прыгает себе бодренько по земле, посматривая, нет ли поблизости готовой скакнуть в «койку» крольчихи.
Спрашивается, зачем в репертуаре сезона два спектакля-близнеца? Полагаю, ответ на вопрос прост – народ жаждет хлеба и зрелищ. Публике нужен смехопанорамовский «расслабон», театру – касса. Кому же в таком случае в Смоленске нужно настоящее искусство? Похоже, что уже никому.
И как бы хорошо не играли Игорь Голубев, заслуженный артист России Сергей Тюмин, Андрей Шанин и Ольга Федорова, но веселее от этого не становится. Впору разрыдаться от ликующей пустоты заполненного зрителями зала…
В чем причина успеха? Балансирование на грани явной безвкусицы и пошлости – вот главное отличие пьес Куни от произведений других драматургов, не способных угнаться за мастером писать в пикантном жанре «комедия положений».
13 октября в смоленском драмтеатре с оглушительным успехом прошла премьера спектакля заслуженного артиста Республики Беларусь Виктора Чепелева «Слишком женатый таксист». Разумеется, по пьесе Рея Куни. Мы снова смеемся, как в недавнем «Боинг-боинге» Марка Камолетти, над человеческими страстями и невозможными глупостями, которые способны вытворять мужчины и женщины, женщины и мужчины.
Не хочется сталкивать режиссеров лбами, но постановка Олега Кузьмищева «Боинг-боинг», премьерным показом которой закрылся прошлый сезон, изящней, тоньше и прелестней во всех отношениях. Художественней. Спектакль не кажется плоским, в нем есть какая-никакая, а глубина, драйв, пульсация творческого нерва и скрытые подтексты, несмотря на откровенную ситкомовость и заданную сверхзадачу рассмешить зрителя до колик в животе. Казалось бы, у постановки пьесы Камолетти аналогичная фабула – мужчина-сластолюбец запутался в трех девушках, и его блестящий план в одночасье рухнул. В спектакле Куни «Слишком женатый таксист» действие также вращается вокруг коечных перипетий, но… Чем отличается свежее, только что сорванное с ветки яблоко от воскового муляжа? Муляж всем хорош, и практически не отличим от яблока внешне. А разница – есть! У сочного яблочка с ветки волнующий аромат, возбуждающий аппетит. Муляж пахнет воском – неживой субстанцией. И, как ни крути, голод им не утолишь. В данном случае, голод по настоящему искусству, по сценической многоплановости, художественности, метафоричности театрального языка.
Взамен наградой актерам становится щедрый зрительский смех, заглушающий полускабрезные реплики типа «снимите штаны и дайте ему… (пауза, ну а дальше в зале взрыв хохота, за которым уже и не разобрать, что же все-таки в конечном итоге предлагалось дать мужу – шлепка, пинка и т.д.). Сцена – не цирковая арена, актеры – не клоуны. И, если тот же «Боинг-боинг» с несвойственной гигантам легкостью парит в воздухе, источая чувственность и романтизм, полет «Слишком женатого таксиста» далек от трепетания крылышек «сексуального мотылька», на которое, по всей вероятности, рассчитывал режиссер Виктор Чепелев. «Таксист» больше смахивает на похотливого кролика, с которым не раз по ходу спектакля сравнивают чересчур любвеобильного Джона Смита (Игорь Голубев). А тот прыгает себе бодренько по земле, посматривая, нет ли поблизости готовой скакнуть в «койку» крольчихи.
Спрашивается, зачем в репертуаре сезона два спектакля-близнеца? Полагаю, ответ на вопрос прост – народ жаждет хлеба и зрелищ. Публике нужен смехопанорамовский «расслабон», театру – касса. Кому же в таком случае в Смоленске нужно настоящее искусство? Похоже, что уже никому.
И как бы хорошо не играли Игорь Голубев, заслуженный артист России Сергей Тюмин, Андрей Шанин и Ольга Федорова, но веселее от этого не становится. Впору разрыдаться от ликующей пустоты заполненного зрителями зала…