Смоленск: Виталий Барковский о мастерах «глубокого бурения», страстях и способах забыться

Культура
Виталий БарковскийВиталия Барковского называют режиссером, который мыслит категориями современного театрального дела, современным театральным языком. Спектакли, которые Барковский ставил в Белоруссии, наполнены провокационными смыслами и потрясающе выразительной пластикой актеров. Он – мастер создавать удивительно тонкие художественные произведения,  Барковскому свойственно искать новые средства театральной выразительности и экспериментировать… И даже пустое пространство он умудряется заполнять атмосферой поэтичности. Стоит ли удивляться тому, что Кембриджский университет отметил Виталия Михайловича серебряной медалью «Человек XXI столетия» за вклад в развитие театрального дела?
Беседовать с Барковским интересно. Диалог постепенно  превращается в монолог, и порой кажется, что в какие-то моменты Виталий Михайлович подключается к творческому космосу, который у каждого человека свой, и ты уходишь вместе с ним в космическое пространство парадоксальных размышлений Художника о себе, театре, мире.
                                                                                                                                                         
«Мы всегда находимся в ожидании перспективы постижения прекрасного и… непостижимого. И, развивая эту тему, можно предположить, что под водой наших ожиданий, желаний и сомнений порой начинает зреть зерно… бесперспективности. И когда меня окончательно одолеют сомнения, я уеду в деревню, и буду смотреть в глаза козы… Или кур»…
- 232-й театральный сезон открывается двумя комедиями – «Правда – хорошо, а счастье – лучше!» по пьесе А. Н. Островского, и «Слишком женатого таксиста» Р. Куни. Это неспроста?
- Все, что происходит в мире, неслучайно! Потому что все, что делается СПРОСТА, и есть  НЕСПРОСТА! Почему Рей Куни заполонил своими пьесами весь мир? Он нашел ту брешь, которая так и не была восполнена российскими драматургами, угадал зрительский интерес к странным перипетиям и недоразумениям, вызванным  влечением мужчины к женщине, и наоборот.  И зритель, глядя забавные поступки, которые совершают люди в достижении своих страстишек и страстей, смеется! И это – главное. Простые вещи позволяют человеку забыться, отстраниться от серьезнейших проблем, преследующих его в жизни. «Слишком женатого таксиста» ставит мой коллега, заслуженный артист Республики Беларусь  Виктор Чепелев, директор и художественный руководитель Гомельского областного драматического театра, который, я надеюсь, скоро получит статус Академического. К приглашению режиссеров ставить спектакли на смоленской сцене мы относимся очень щепетильно и трепетно, проводим глубочайший анализ, ЧТО театральный мастер способен дать городу. В прошлом сезоне сотрудничали с Игорем Войтулевичем – режиссером, завоевавшим симпатию смолян еще лет десять назад. Анатолий Ледуховский – мастер «глубокого бурения». Правда, его спектакли показались зрителю несколько сложными, потому что не все же умеют «глубоко бурить», искать оттенки смысла, сокрытого в символах, понимать философский, метафорический язык театра.
- А как же «Этюды любви»? Достаточно сложный для восприятия спектакль, для его понимания нужна подготовка…
- Постановку приняли хорошо. На «Славянских встречах» в Гомеле получил приз за лучшую режиссуру. Уровень международного фестиваля был высоким - коллективы из Москвы, Санкт-Петербурга (Россия), Украины и Молдовы показывали весьма интересные работы. Драматург Елена Попова приносит мне удачу – я дважды получал Гран-при за спектакли, поставленные по ее пьесам.   
- Неужели кроме комедий нас больше ничего не ждет?
-  В ноябре, даст Бог,  возобновим работу над спектаклем «Нас поцелует рассвет». Истоки любого преступления лежат в удовольствии,  деформации сознания, выраженной в навязчивом желании получить все и сразу. Иными словами, украсть, убить. В человеке столько всего намешано, и оно дремлет в подсознании до определенного времени. Стоит только нажать кнопку.
Деформация сознания происходит тогда, когда человек уже не способен защитить в себе то лучшее, что было даровано Богом. Да человек вообще бы не родился, не будь в нем искры Божьей! Ведь для чего-то Господь посылает его одного из миллиардов к свету? Я иногда думаю, а почему же он обогнал тех, других, кто остался во тьме? Быть может, они уже изначально подверглись деформации, и скорости у них ниже из-за свободы от обязательств к обществу и своим близким? В спектакле внуки неосознанно убивают свою бабушку… Трагедия! Танец потерянных душ…
Человеку оставлено богатейшее культурное наследие, собранное веками лучшими представителями человечества. Увы, черпаем, но не становится лучше. Умнее, циничнее – да.  И,  сомневаясь в непреложной истине, что Бог – есть, бормоча в «мешке собственных заблуждений», ты начинаешь слышать треск в своих духовных «наушниках». Хорошо, если треск проходит, и человек сквозь сомнения, боль, потери наконец-то поймет, что есть на свете счастливые люди, выстоявшие в неравной борьбе с сомнениями.
- «Нас поцелует рассвет» будет отличаться от белорусской постановки? Вы же и в Белоруссии ставили спектакль по этой пьесе,  и трактовка была весьма необычной – вы соединили открытия своей экспериментальной студии «Акт» и традиции классического театра…
- Я поставил в Белоруссии более 80 спектаклей, Возможно, перемудрил со спектаклем «Ищу настоящего мужчину»… Лучше брать новый материал и делать открытия! Жаль, хороших современных пьес очень мало. Особенно о наркомании, этой страшной беде…
- Зато Олег Кузьмищев играет «Настоящего мужчину» великолепно! А в «Этюдах любви» каков!?
- Кузьмищев – потрясающий артист, легкий на поход в… никуда. Он считает, что именно ЭТО должно случиться с его персонажем. Раз! И уходит, и я просто любуюсь.  Я бы сравнил его с лучшими московскими актерами. Невероятно сложно дать оценку магии актерской работы, за ней и стоит та великая тайна, ради которой рождается творческий человек.
- В новом сезоне мы смеем ожидать от Вас, как режиссера, неожиданные решения?
- Хотелось бы сделать что-нибудь этакое… Но меня ведь тоже одолевают сомнения. С годами приходит понимание – Бог посылает тебе  ВСЕ,  и ты проходишь этот путь. Сколько можно накаливать металл? Мы размахиваем руками, горячимся, пытаясь его разогреть, но не умеем закалить металл, и он остается раскаленным на ветру и постепенно остывает. Конечно, я уже не буду таким горячим, как раньше. Буду размышлять о том, как… остывал металл. Остывало мощнейшее желание сказать, закричать, что так нельзя жить, что же вы делаете, люди?! Я понимаю, что кричать – уже глупо. Поймите, сделать что-то по-настоящему человеческое, честное невыносимо сложно, потому что каждый из нас думает по-своему. И каждый для чего-то рожден. Нужно каким-то образом соотносить себя с этими сложными взаимоотношениями и представлениями другого человека о мире, уважать даже самый примитивный взгляд, потому что понимать сложное – дар от Бога. Художники – Васильев, Сокуров, возможно, и хотели бы быть попроще, и даже пробовали. Тот же Сокуров пытается учитывать уровень коллективного сознания, коллективной культуры, степень посвященности в понимание всех этих огромнейших перипетий и диссонансов, и – сдерживать себя от желания сказать нечто совершенно необязательное! А как хотелось бы, чтобы тебя понимали все…
Если мне удастся, в «Войне и мире» я попытаюсь исследовать те мотивы, тревожные знаки, общечеловеческие ценности, в которых Толстой сомневался! Он сомневался в природе человека, мужчины, женщины, в цельности человеческой натуры и ее греховности, страшной зависимости личности от общества…и не только… Проходит время, и мы почему-то вновь возвращаемся к этим размышлениям и сомнениям, к огромнейшим сожалениям о готовности века к надвигающейся катастрофе. Толстой – библия XIX века.  Не менее сложен и Достоевский – хотелось бы поставить одну из глав «Братьев Карамазовых»… К сожалению, сегодня можно осуществить далеко не все, что имеет успех. Театр – фабрика, предприятие по производству спектаклей, которые должны удовлетворить зрителя. Аналогичная ситуация в Америке и в Европе. Именно поэтому мне  нравится, когда в городе есть маленькие элитные театры на 50-70 мест. И хорошо бы и нам на Малой сцене время от времени ставить что-нибудь необычное.
- У Вас давние отношения с Александром Островским?
- Два года назад поставил «Позднюю любовь». Я люблю Островского за профессионализм и его тактичное отношение к человеческим порокам и добродетелям. У него есть свой «конек» - через «денежный вопрос» осмыслить зависимость человека от власти. Островского волнует, психология человека, влияющего на других людей с помощью «золотого тельца». По крайней мере, так кажется. Состояния таких людей не возвышают, но причиняют им страдания, развращают их. А потом приходят другие люди, запирают добро на ключ, как в горьковской «Вассе Железновой», и спрашивают: «А что здесь вашего?»
Думаю, что и новый спектакль по пьесе Островского «Правда – хорошо, а счастье - лучше!» заинтересует смолян. Быть может, поставленный негромко, сдержанно, без режиссерских новаций.  Мне эта пьеса импонирует тем, что ее главный герой, молодой человек из грамотных, простых и честных, одерживает верх над обществом, погрязшим в грехах и стяжательстве. Хочется и в жизни повторения такой ситуации.  







Загрузка комментариев...
Читайте также
27.03.2024 23:33
Вторая игра интеллектуального турнира BrainShaker 2024 от се...
29 минут назад
Авария случилась вчера утром возле костела.
сегодня, 13:09
Это данные за три неполных месяца с начала года. Всего зарег...
сегодня, 11:51

В рамках новой стратегии розничного бизнеса ВТБ перезапустит...

Новости партнеров