Последний Поттер в Смоленске

Культура
Страшная сказка о смерти в двух актах завершилась. Но… Как это было?
Ноябрь. Часть первая.
«Новый фильм о волшебнике Гарри Потере бьет все рекорды. Всего за неделю  проката предпоследней части «поттерианы» кассовые сборы зашкалили за 125 миллионов долларов при бюджете в 240 миллионов. Картина безапелляционно заняла пятое место в списке самых успешных проектов в истории кино...»  Оказалось, что и в Смоленске «поттероманов» предостаточно: зал «Современника» переполнен, лучшие места разобраны. Желающие посмотреть,  «а что в финале?», покупали билеты заранее!  И дело вовсе не в том, что «Гарри Поттер и Дары смерти, часть первая» - потрясающая воображение во всех смыслах картина. Наоборот – фильм затянут (попробуйте-ка высидеть 2 часа 20 минут в переполненном до отказа и шумном кинотеатре, наблюдая за рефлексиями обросшего бородой мальчика-мага, который не знает, как ему одолеть вселенское зло в лице отвратительного  Лорда Тьмы!), а моментами  даже скучен.
Народ бежит смотреть кино, стремясь удовлетворить естественный и очень даже понятный интерес – насколько сильно изменились внешне герои «Поттерианы»?  Еще бы! Первый фильм «Гарри Поттер и Философский камень» вышел на экраны в 2001 году – практически десять лет назад. Исполнителю главной роли Дэниэлу Редклиффу было тогда одиннадцать лет, Эмме Уотсон – десять, рыжему Руперту Гринту – двенадцать. В июле самая популярная в мире сказка закончится – вторая часть «Даров Смерти» выйдет в прокат нынешнем летом, что вполне объяснимо – тянуть больше некуда. Сказка неизбежно превращается во взрослый фильм со всеми присущими для таких картин «великовозрастными» атрибутами, где серьезные разговоры про преимущества той или иной волшебной палочки вызывают взрыв смеха…
Впрочем,  кино уже «взрослое». Вряд ли ребенок способен разобраться в хитросплетениях козней «темного мира» - коррупции, в которой погрязло Министерство Магии, подковерных злодейских политических (извините, магических!) играх, преследовании и тотальном уничтожении неугодных новому режиму «полукровок». Картина во всех смыслах страшная, перенасыщенная гнетущей, мрачной, давящей атмосферой ожидания надвигающегося ужаса, которому противостоять невозможно,  хоть при этом  и умеренно кровожадная – все-таки дети в зале! 
Разрядить зловещую атмосферу как нельзя лучше помогают комедийные моменты, которых в фильме немало.  Чего только стоит сцена распития волшебного оборотного зелья, сопровождающаяся пикантными шутками-прибаутками, и последовавшее за ней  превращение магов и волшебниц в Гарри Поттера! Есть в «Дарах Смерти» и другие не по-детски остренькие  штучки, которые помогут настроиться с пессимистического уныния на вполне веселый и жизнерадостный лад.
Да и сам Гарри уже не мальчик, хоть еще и не муж. На протяжении как минимум  пяти минут мы впервые видим Поттера, смело расставшегося с одеждой и ныряющего в прорубь за  колдовским мечом.  Дальше – больше. Юный маг в неглиже обнимается с невестой Рона Гермионой и страстно целует ее (хоть это и морок, сцена, вызванная буйным воображением героя Руперта Гринта), но мы-то понимаем, что даже чародеи когда-то прощаются с пеленками! И даже «фильм в фильме» – анимационная готическая «Притча о трех братьях»  - не просто удачная находка режиссера, но и очередное напоминание о том, что детство прошло. Дети не задумываются всерьез о философии смерти, даже если очень боятся ее…
Детство Гарри Поттера закончится в июле. Все самое страшное впереди. Надеемся, что летом расставание с маленьким чародеем не покажется нам таким уж мрачным и безысходным.
Июль. Часть вторая.
У страшной сказки счастливый финал, однако действует она на неокрепшие детские умы и даже на чувства успевших подрасти за десять лет поклонников поттерианы все так же угнетающе. Выдержанная в пепельно-серых тонах с всполохами пламени, щедро пропитанная ужасом неизбежного конца всего светлого, чистого и доброго, что есть на свете (пусть и крамольно колдовского!), картина из психологической фантасмагории мутировала в масштабный боевик. Конечно, по «боевым» визуальным качествам и музыкальному сопровождению «Дары Смерти» заметно проигрывают своему фэнтези-собрату – «Властелину колец», так здесь и поле для фантазии создателей спецэффектов больше напоминает… теннисный корт. Разве можно сравнить детишек-магов с орками и прочей мерзостью Толкиена? Да и взрослые черные колдуны по-своему вполне симпатичны, будто случайно шагнули на экран, заигравшись на какой-нибудь исторической реконструкции…  И сами актеры играют как всегда более чем посредственно, впрочем, бросать камни в адрес актерского мастерства уже поздно – эпопея завершилась, и задачи поражать зрителя психологизмом магнетических взглядов и изыском реплик с тройным дном изначально не ставилось. Фильм-то детский. Из актерского коктейля по старой доброй привычке «играть хорошо» вырываются  Рэйф Файнс и «злодейка» Хэлен Бонем Картер – должны же быть исключения из правил?
Стоит отметить, что изрядно повзрослевшая и вполне логично разбитая на две части  зловещая история  о Дарах Смерти… возвращается в детство – переростков Рона, Гермиону и Гарри перестают мучить проблемы пола, и они снова превращаются в детей, пусть и великовозрастных. Один-единственный страстный поцелуй картины не портит, иллюзия «детскости» не разрушается. Хотя о какой «детскости» может идти речь, когда жестокая схватка магов приводит к непоправимому, к тому, чего не может и не должно быть и противно самой природе, – к гибели учеников волшебной школы? О ужас! Зрители уже не хохочут над серьезными рассуждениями героев, чья палочка круче, а льют слезы ручьями (давно такого не видела!). Но плакать не стоит – в сказке добро всегда побеждает зло, ну а если кто-то и вышел преждевременно из игры, значит, так было нужно для закручивания душещипательной интриги. 
Жаль только, что завязанная на Поттере чародейская интрига в фильме лишь краешком касается трагедии мрачного профессора Снегга и его расколотой души: печальная история его жизни показана красиво, изящно и драматично, но… исключительно из сюжетно-просветительских соображений. Ключи ко всем потайным комнатам  раскрыты, кубки огня выпиты, философские камни собраны, но, как ни странно, после просмотра последней части «последнего Поттера» в памяти остается именно этот трогательный и очень красивый клип… 
И еще одно, теперь уже забавное наблюдение: в финале фильма ставшие по-настоящему взрослыми герои (все-таки девятнадцать лет прошло!) отправляют своих детишек учиться колдовству и магии. Но выглядят они, несмотря на прошедшую со времен битвы с Лордом Тьмы целую жизнь, по- прежнему свежо и молодо. По всей видимости, создатели «Даров Смерти» не захотели травмировать зрителя выстариванием его любимых персонажей. Чародеи не подвластны времени, не так ли?   







Загрузка комментариев...
Читайте также
18 минут назад
Добровольцы формируют отряды для выезда в Вязьму.
54 минуты назад
вчера, 22:33
Жулики звонили им под предлогами продления абонентского дого...
вчера, 21:37
Губернатор Смоленской области на своей странице поблагодарил...
Новости партнеров