Виталий Барковский ставит авангард в смоленской драме

Культура
    Главный режиссер драмтеатра, заслуженный деятель искусств Республики Беларусь Виталий Барковский, известный у себя на родине и далеко за пределами России новаторским взглядом на сценическое искусство, решил удивить смолян экстравагантным спектаклем "Этюды любви".  Обещал давать авангард «дозировано, в соотношении один к пяти», и обещание свое сдержал: 15 апреля мы увидим нечто необычное.
- Мы словно о рыбалке говорим: «клюет – не клюет…», - с улыбкой говорит Виталий Михайлович. -  Создание спектакля – та же рыбалка. Какими бы ты не обладал способностями и мастерством, не всегда клев есть. Порой может показаться, что придет некое «завтра», и я возьму и изменю ваши представления от появления Барковского в драмтеатре. Но если речь идет о главном предмете, именуемом «театральное искусство», все зависит не только от меня, но и от ряда различных причин и обстоятельств, сложившихся отношений с окружающим пространством, культурой отношения к жизни и миру.  Такие счастливые совпадения редки… Ведь мы в большей степени занимаемся производством продукции для удовлетворения потребностей публики.
- Но в случае «Этюдов любви» речь пойдет уже о настоящем искусстве?
- Мы пытаемся нащупать наиболее выразительный художественный язык, чтобы удовлетворить самих себя в отношении с искусством. Конечно же, новая постановка будет отличаться от предыдущих и на эстетическом уровне и большей театральной условностью.
- Спектакль потребует более углубленного  восприятия?
- Да. Гораздо большей подготовки, и не только зрительской, но и актерской. Хотя Смоленск, во многом благодаря Анатолию Ледуховскому, научился воспринимать более сложный театральный язык. К тому же сегодня информация о театральных инновациях доходит и до широкого зрителя, диски с записью современных авангардных постановок поступают в продажу, так что человек, всерьез интересующийся сценой, может убедиться, насколько широк диапазон искусства театра и богат его язык. Например, почему бы не посмотреть работы Жолдак-Тоболевича, мастера театральных парадоксов Владимира Мирзоева или Римаса Туминаса.  Конечно же, спектакли Туминаса не до такой степени зашифрованы, как постановки Ледуховского, но все же и им присущи нестандартность режиссерского мышления  и оригинальный язык, который еще на советском пространстве начал открывать Някрошюс. И сегодня этот язык активно осваивается! А многие пошли и еще дальше…
- Насколько вы зашифровали пьесу Поповой?
- Мы всего лишь попытались вскрыть ту проблему, которая существует в реальности. Я говорю о деформации сознания, проявляющейся не только в отношении к ценностям, которые лежат на поверхности, но и к тем тонким материям, которые сегодня уже и не кажутся ценностями, необходимыми современному человеку. Сейчас нашему современнику как никогда нужно устраивать себя в «раму» пространственного объема жизни. Чаще всего мы принимаем ложное за нечто важное, и для человека это становится основополагающим.  Как выбрать свой путь и определить ориентиры?!
Не думаю, что проблема, на которой хочу заострить внимание, касается одних лишь славян. Нет! Сегодня во всем мире ценят ощутимый продукт, выраженный в цифрах и килограммах.  Благодаря Елене Поповой я приглашаю вас заглянуть в пропасть, образовавшуюся в сознании молодых людей, посмотреть другими глазами на разрушенный институт семьи. Этот разговор актуален, как никогда! Связь с культурой, традициями, религией, идеологией - ценностями, которые человечество нарабатывало тысячелетиями, разорвана. Огромный, богатейший культурный мир теперь никого не интересует. Люди преследуют мелкие, корыстные цели, совершенно искренне полагая, что материальные ценности могут спасти их от ошибок и глупостей, деформирующих сознание,  сделать счастливыми. И в бессмысленной гонке за благами бытия мимоходом создают третьего человека, механически обрекая его на еще большее несчастье. А где-то там, в глубинах человеческой души, живет, еще не сгинуло тысячелетнее духовное богатство, у которого нет шанса пробиться сквозь плотный слой потребительского отношения к жизни. К своему будущему! Мы с младенчества генетически раздражены на тишину, не способны на настоящее чувство, не можем услышать глубокую ноту. И агрессия,  рожденная в наших душах, возвращается в отношениях к другому человеку, как бумеранг! Человека снедает озверелая агония уничтожать, подчинять себе другого, сесть ему на спину и погонять, понукать… В конце концов, стать пастухом себе подобных. А если и не пастухом, так идолом.
- Вы о страшных вещах говорите…
- О страшной драме нашего времени. Из этой ямы сегодня никто не способен выбраться. Происходящую с нами трагедию можно сравнить с дремучим театральным лесом. Истинный лес тем и прекрасен, что он – настоящий, в отличие от  леса заблуждений театральной чащи, где жизнь - искусственная, и люди, живущие такой жизнью, неизбежно превращаются в статистов, играющих в благородство на уровне театральной читки! Сегодня люди хотят хорошо жить за счет уничтожения естественного начала. Страшный грех! К естественному состоянию мира нужно возвращаться хотя бы в своих молитвах, но даже на это мы уже не способны, потому что приходим в храм, движимые страхом. Молитва для большинства – ритуал, совершаемый ради преодоления страха, а не желания приобщиться к Всевышнему…
Грешник не может создать идеальной ситуации для жизни, не покаявшись, не приняв Бога, не став частицей  Вселенной! Почему-то  раньше люди понимали, что ангел может оставить тебя, твой дом, город, и все рухнет! Земля-матушка, уставшая от насилия, уже готова отомстить человечеству, как Медея, которую смертельно обманул Ясон, и убить нас, как убила своих детей эта гордая, возмущенная предательством любимого человека женщина. Разве не удивительно, что  Япония, достигшая расцвета, опередившая весь мир в гонке за благами цивилизации, потерпела крах?! Цивилизация – всего лишь уровень развития потребления, но отнюдь не апогей созидательного, духовного начала. Никто не ожидал, что с Японией может произойти такое…
- Это – предупреждение.
- Если мы не осознаем необходимость покаяния, крах цивилизации неизбежен. Человеческая жизнь – высочайшая ценность на Земле, но только в том случае, если эта жизнь достойна своего начала и продолжения. Родиться, увидеть свет – величайшее счастье.  Нужно быть благодарным высшим силам, Богу, что это произошло, и сделать все, чтобы свести на нет свое разнузданное эго. Что же касается спасительного института семьи, который у нас разрушен до основания, я не вижу надежды на выздоровление. Вот об этом, возможно, и идет речь в спектакле «Этюды любви». Разговор не веселый, но иначе и быть не может, потому что мы ставим  драму! Хотя осознать проблему, ту боль, которая стала нормой нашей жизни, зрителю будет трудно. «Ну и что, что я  не люблю своего мужа? Нам нужно как-то жить. У нас квартира, евроремонт и машина, Как я брошу человека, в которого столько вложено сил? И… денег». Мы не живем, не чувствуем. Накапливаем капитал, совершенно не пытаясь заполнить в душах пустоту, критическая масса которой вот-вот достигнет взрыва…             
Если постановка даст пищу для дальнейших размышлений, задача, которой я хочу достичь, будет выполнена.







Загрузка комментариев...
Читайте также
57 минут назад
С начала года в медицинские организации региона обратились 1...
сегодня, 22:02
Ветрами пыль и песок из Африки несет на северо-запад России...
сегодня, 21:28
Как сообщили в министерстве промышленности и торговли, это б...
сегодня, 20:58
По итогам 2023 года работа смолян в этой сфере была признана...
Новости партнеров